Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 40 (603) от 30 сентября 2004  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Политика

Пять тысяч «где?», пять тысяч «как?», сто тысяч «почему?»

Валерий КУЦЫЙ

Вот какая штука получается. В раннем детстве мы ничего не знаем и постоянно мучаем взрослых вопросами типа - где проводят зиму мухи; как аист узнает, кого ему надо принести в дом - мальчика или девочку; почему кошки мяукают, а собаки лают.

В молодости нам уже известно все на свете, наши суждения бесспорны, оценки категоричны, а советы старших воспринимаются в лучшем случае с юмором.

Приходит старость, и человек вновь превращается в ребенка. Многое из того, что его окружает, кажется ему странным, непонятным, загадочным, он чувствует себя в положении Сократа, убедившегося после долгих исканий, что он знает только то, что ничего не знает.

Я, например, не берусь ответить на такой, казалось бы, простейший вопрос: почему игра Николая Петрова на рояле вызывает у слушателей восторг, а когда то же произведение в том же зале и на том же инструменте исполняет Арнольд Сидоров, появляется сомнение в обоснованности просьбы, обращенной к посетителям салунов американского Дикого Запада: «Не стреляйте в пианиста, он играет как умеет».

Возьмем такую ситуацию. Во Владивосток по делам службы или на гастроли приезжает столичный житель и перед возвращением в родные пенаты дает местному журналисту интервью, в котором на все лады расхваливает наш краевой центр. Когда я слушаю эти дифирамбы, мне становится немножко стыдно: ну почему судьба так несправедлива, что наделила меня счастьем благоденствовать в столь замечательном городе, а другой человек, который ничем не хуже меня, вынужден страдать в этой далекой Москве, с ее театрами, музеями, стадионами, выставками, с зарплатами, вдвое более высокими, нежели у нас, с солидными прибавками к пенсиям, со стабильным отоплением, с холодным и даже горячим водоснабжением? А не пожертвовать ли собой и не предложить ли ему поменяться квартирами?

Есть у меня множество других вопросов, в большинстве своем слишком мелких, чтобы занимать внимание читателей. Впрочем, недавно кое-что в этом смысле изменилось. Известные трагические события внесли свои коррективы в жизнь страны, и без того слишком беспокойную. Обществу стало совершенно ясно, что дальше так продолжаться не может, требуются кардинальные изменения в правилах, по которым до сих пор государство вело игру с террористами.

Именно о них, об этих изменениях, говорил президент Путин в своем телевизионном обращении к народу и в выступлении на расширенном заседании правительства, именно им посвящен его указ «О неотложных мерах по повышению эффективности борьбы с терроризмом». Почти все тут ясно, почти все по делу, но, подчеркиваю, на мой взгляд, - почти, а не от начала до конца. Поэтому, думается, читатели хотели бы получить ясные и четкие ответы на те же вопросы, которые возникли у меня. Начнем по порядку.

Президент поставил в повестку дня реформу избирательной системы. Как явствует из его высказываний, губернаторы субъектов федерации в скором времени будут избираться не населением, а депутатами законодательных собраний из числа кандидатур, выдвинутых главой государства. Это нововведение представляется мне очень серьезным, имеющим несколько аспектов. Попытаюсь разобрать каждый из них.

В чисто экономическом плане реформа выглядит даже полезной: на выборы не будут расходовать ни специально предусмотренные для этого средства, ни те, которые под разными предлогами изымаются из бюджета для поддержки кандидатур действующих губернаторов. Ну да, демократия дорого стоит. Так, может, вообще покончить с нею, ввести тот же порядок избрания мэров, а затем предоставить им, да и губернаторам, формировать представительные органы власти?

Только если экономия средств станет у нас главенствующим принципом, то есть смысл руководствоваться им и при назначении наказания. Снести к чертовой матери все эти тюрьмы и колонии; за самые серьезные правонарушения - четвертование, за преступления так себе - петля, за административные проступки - публичная порка. Быстро, дешево, зрелищно.

Можно даже билеты продавать и тем самым споспешествовать пополнению краевой и городской казны. Представляете анонс: «26 сентября в Академическом театре им. Горького состоится публичное наказание розгами гражданки Ивановой. Вход платный. Билеты приобретаются в кассах театра и у общественных распространителей. Принимаются коллективные заявки». Не сомневаюсь, аншлаг обеспечен.

Имеются и соображения политического характера. Законодательное собрание скорее всего поддержит кандидатуру, предложенную президентом. Где, однако, гарантия, что это будет одобрено населением и пойдет ему на пользу?

Даже руководствуясь самыми благими намерениями, Владимир Владимирович не сможет лично подбирать всех губернаторов. Этим будет заниматься аппарат. А с учетом коррумпированности даже высших наших чиновников нетрудно предположить, каким будет результат. Представьте себе на минуту, что из Москвы к нам вернется этот... ну как его... именно, вы правильно назвали. Эх, и веселая жизнь начнется! С выбиванием дотаций, политическим мордобоем, с доставкой рейсовыми самолетами отопительных батарей. Вам это надо?

Но, предположим, президент будет точно осведомлен о людях, кандидатуры которых он предлагает. Каким же качествам этих людей он отдаст предпочтение? Не хочу бросать тень на Владимира Владимировича, но он человек, и ничто человеческое ему не чуждо, в том числе благосклонное отношение к преданным товарищам. Только этим, например, я объясняю назначение министром Михаила Зурабова, имя которого народ связывает с явно неудачной пенсионной реформой и наступлением на права льготников. А так что же - молод, энергичен, сладкоречив, политическое кредо - «Всегда!»

И еще немаловажное обстоятельство. Помните, как стал диктатором Сталин? Ведь должность генерального секретаря партии задумывалась как чисто техническая, предназначенная для рабочей лошадки. Члены ленинского ЦК, все как один яркие личности и трибуны, с радостью отдали ее Сталину, которого Троцкий назвал «самой выдающейся посредственностью».

И малозаметный, лишенный ораторского таланта, но до мозга костей прагматичный и коварный Коба переиграл их. Пока они тешили самолюбие, упражняясь в риторике, он подбирал преданные ему руководящие кадры, расставлял своих людей во главе партийных организаций республик, краев и областей, и это в конечном счете позволило ему получить огромную, ни с чем не сравнимую власть. Когда Ленин, уже смертельно больной, но не утративший своей фантастической интуиции, осознал опасность и попытался предостеречь партию, было уже поздно...

Не подумайте, будто я примеряю на Путина китель, сапоги и усы тирана. Готов согласиться с теми, кто отказывается видеть в его поступках склонность к диктаторству. Но тем печальнее, что он не замечает попыток крайне левых и крайне правых сил демонтировать демократические завоевания в стране, не обращает внимания на ползучую реабилитацию сталинизма, которая явно ощущается во многих публикациях печатной прессы, в исторических передачах на каналах ОРТ и РТР.

И еще одно соображение. Допустим, Путин не свернет на дорогу, по которой мы уже однажды маршировали более семи десятилетий и кончили тем, что зашли в тупик. Пусть так, но кто поручится за его преемника? Кто может предсказать, как употребит почти единоличную власть будущий президент?

Преимущества формирования госдумы только по партийным спискам тоже более чем сомнительны. Если сейчас избирателей не устраивает ни одна из политических партий, то они хотя бы могут делегировать в российский парламент депутата-одномандатника, которому доверяют. Таких, например, как Владимир Рыжков. Да, их мало, не разбежавшихся после избрания по думским фракциям, но голос их слышен, и это помогает нам разбираться, чьи интересы в том или ином случае отстаивают дисциплинированные партийцы.

Кстати, уже на прошлых выборах за включение в партийные списки кое-кто отваливал суммы со многими нулями. Готов расписаться в своей наивности, но я не могу понять, что мы выиграем от того, что в Государственной думе судьбы России будут решать не конкретные узнаваемые люди, а безликие фракции. Или даже одна фракция, являющая собой ум, честь и совесть нашей эпохи. Не слишком ли дорогое удовольствие содержать 450 энергичных, полных сил господ и дам с министерскими зарплатами, с многочисленными привилегиями, от которых они, по-видимому, никогда не откажутся, если их главное предназначение состоит в законодательном оформлении воли исполнительной власти?

Пусть уж лучше сама эта власть придумывает выгодные ей законы, сама принимает их и сама же претворяет в жизнь, а за результаты отчитывается перед президентом. Я даже придумал название для вышеизложенного процесса - реальное народовластие.

Смущает только одно - какое отношение эти реформы имеют к борьбе с терроризмом, ради усиления которой они якобы намечаются? Вот пресловутый президентский указ, так тот - да, тот несомненно поможет изменить ход событий и направить их в нужное русло. Особенно мне понравилось в этом указе, что он не только требует сделать то и сё, но и помогает уразуметь, что делалось до сих пор. Вдумайтесь, например, в эти строки:

«Правительству Российской Федерации совместно с министерством обороны Российской Федерации, министерством внутренних дел Российской Федерации, министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, министерством юстиции Российской Федерации, федеральной службой безопасности Российской Федерации и федеральной службой Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков в двухнедельный срок разработать и представить предложения по созданию новой системы взаимодействия сил и средств, участвующих в урегулировании ситуации на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, и по созданию системы предотвращения и ликвидации кризисных ситуаций на территории Российской Федерации».

Нужна нам система предотвращения и ликвидации кризисных ситуаций? А как же! Одно смущает: уж сколько лет эти нехорошие ситуации бьют нам по головам, а системы, чтобы противостоять им, у нас, оказывается, до сих пор не было. И времени-то для ее разработки нужно всего ничего - каких-то две недели. А если бы не бесланская трагедия, мы и дальше бы воевали с терроризмом, как Бог на душу положит?

Несколько смущает и такое указание президента правительству:

«...совместно с федеральной службой безопасности Российской Федерации и министерством внутренних дел Российской Федерации разработать комплекс мер по предупреждению и пресечению террористических проявлений на объектах транспорта, энергетики и связи, в местах массового пребывания людей, в образовательных и медицинских учреждениях, а также утвердить перечни объектов повышенной опасности по всем субъектам Российской Федерации».

Как, и этого, оказывается, до сих пор не было сделано! Для какой тогда надобности, позвольте спросить, налогоплательщики содержат все эти министерства, ведомства и разнообразные службы, всю эту армию высокооплачиваемых чиновников, если те, несмотря на осуществленные боевиками взрывы в метро, на железной дороге, стадионах, несмотря на Буденновск и Дубровку, не удосужились по собственной инициативе предпринять то, что им сейчас предписывается президентским указом? О чем они вместе с до слез уважаемым правительством думали, на что надеялись, что планировали, сидя в своих больших кабинетах?

А вот еще задача, которую ставит президент:

«Министерству иностранных дел Российской Федерации совместно с федеральной службой безопасности Российской Федерации, службой внешней разведки Российской Федерации и министерством внутренних дел Российской Федерации в целях недопущения въезда в Российскую Федерацию лиц для участия в террористической деятельности принять меры по усилению контроля за выдачей виз дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации за рубежом, а также по упорядочению пересечения государственной границы Российской Федерации гражданами тех стран, с которыми Российская Федерация имеет соглашения о безвизовом въезде».

По мне, так это предписание исключительной важности. Могли ли вальяжные дипломаты, все как один закончившие элитный МГИМО и до ушей погруженные в мировые проблемы, самостоятельно озаботиться, чтобы визы на въезд в Россию не выдавать людям бен Ладена? Судя по тексту указа, они в основном ограничивались тем, что интересовались у желающих въехать об участии в операциях басаевских боевиков: «Вы часом не террорист будете?», на что, естественно, получали ответ: «Что вы, что вы, меня от террориста даже близко не стояло, и вообще я вегетарианец».

К концу работы над этим материалом я понял, что сам себе надоел своими вопросами. И правда, говорю я, кто ты такой, чтобы морочить головы занятым людям, которые к тому же не прочтут твоих заметок? Зачем совать свой нос туда, куда тебя не просят? Потому что ежели каждый рассуждать начнет вместо ожидаемого от него одобрения, то эдак можно докатиться черт знает до чего. И даже - только тихо! - безответственно требовать от властей безопасности для каждого ребенка и каждого взрослого гражданина нашей страны одновременно с демократизацией российской государственности. Поэтому ответ на все мои «где?», «как?» и «почему?» будет один: по кочану!

Валерий КУЦЫЙ.

Р.S. Кроме того я хочу братски пожать руку всем проживающим во Владивостоке соотечественникам, которые 23 сентября, когда я диктую эти строки, еще не получили горячей воды, но уже получили квитанции на ее оплату. Почему? Ответ смотрите выше.

В.К.


Другие статьи номера в рубрике Политика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100