Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 14 (577) от 1 апреля 2004  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Вселенная

Честь и меч

Надежда АЛИСИМЧИК

В последние две недели Великого поста особенно бесчинствует всякая нечесть, в то время, как честной народ старается вести себя тихо: тяжбы не затевать, долги прощать, меньше работой ради куска хлеба надрываться, а больше минуток улучить для размышлений о днях минувших, грядущих и настоящих, из коих последние - следствие первых и причина вторых.

И нет ничего лучшего, как вспомнить в эти дни великие деяния предков наших славных, чьи имена горят лучами славы. Дивные люди жили на Руси в самые мрачные ее времена.

Подвиг одного из них, Александра Невского, запечатлен в истории навечно под именем Ледового побоища. По народным легендам, а их не счесть в русских духовных анналах, помогают высшие силы только тогда, когда все внешние на исходе. И еще интересно заметить, что абсолютно у всех народов на земле, включая дикие племена, существует одна и та же версия повествования о героях. Сказания всех народов утверждают, что герои не умирают, а продолжают свою жизнь на небесах и вступают в бой за дело правое. Не обошли эти легенды и наших славных воинов - Александра Невского, Дмитрия Донского и Петра Первого.

Согласно этим сказаниям в первой битве Александра Ярославича укрепляли русские святые. Был ему тогда всего 21 год, и у него только родился первенец, княжил он в свободолюбивом Новгороде, который был люб и шведам. И двинулись шведы на кораблях к новгородским землям под предводительством королевского зятя, знаменитого воина Биргера. В то время новгородцам рассчитывать было не на что: суздальские, владимирские, переяславские полегли под татарами. Под знамена князя стали собираться кожевники, плотники, кузнецы, оружейники. Князь молился в храме Святой Софии. Он пал пред алтарем и просил Бога словами из Псалма: «Возьми оружие и щит, поднимись мне на помощь».

Архиепископ новгородский Спиридон благословил его на тяжкую битву. Вышел Александр Ярославич к воинам и сказал: «Не в силе Бог, но в Правде. Отстоим нашу землю, правду и новгородскую волю!». В те времена закон назывался Правдой.

Пока войско продвигалось через болота, в дозоре находился ижорский староста Пелгусий. После святого крещения получил он имя Филиппа. Всю ночь он провел на посту, а под утро в предрассветном тумане предстало ему чудесное видение.

Неожиданно услышал Пелгусий шум весел, увидел судно, на котором сидели гребцы. Только судно это было необыкновенным. Посреди его в красных одеждах стояли, скрестив руки на груди, два князя, два святых мученика - Борис и Глеб. И, проплывая мимо Пелгусия, князь Борис сказал брату: «Брат, вели грести быстрее, чтобы мы успели помочь нашему родственнику, князю Александру». Пелгусий стоял в священном трепете, а позже рассказал подъехавшему князю Александру. Тот велел никому не сказывать об этом до времени. А сам, не теряя времени, тут же принял решение срочно нападать на шведов, отдыхавших на другом берегу. Кто меч точил, кто штаны штопал. У рыцарей было принято не начинать битву, не надев доспехов. Поэтому, когда они увидели бегущих на них из-за всех кустов мужиков в кольчуге, то Биргер попросил их обождать, пока они наденут латы и будут готовы.

- Зато мы готовы, - крикнул выехавший ему навстречу на белом коне, сверкая серебристым шлемом и развевающимся алым плащем, Александр Ярославич. И ударил копьем в лицо. Так началась битва, закончившаяся победой русских «непрофессионалов» над элитным королевским войском. Убитых шведов было множество, остальные скрылись на корабле. Русские потеряли 20 воинов. Поранен был почти каждый. «Шрамы украшают воинов» - любимая поговорка князя, которого за эту победу на Руси стали называть Невским.

А вот была или нет ему небесная подмога 5 апреля 1242 года при Ледовом побоище, судить не берусь. Русские святые знают, когда явиться, а когда схорониться.

ДОЛГ ПЛАТЕЖОМ КРАСЕН

Повествуют наши сказания о том, как не остался в долгу у Небесного Русского воинства, в лице оказавших ему подмогу Бориса и Глеба, князь Александр Невский. Как известно, Александр Невский был прадедом Дмитрия Донского. Как раз перед Куликовым сражением, за несколько дней до выступления войска Дмитрия Донского, произошло божественное знамение - во Владимире были открыты мощи благоверного князя Александра Невского. (Дело в том, что князь почил по дороге в Орду 14 ноября 1263 г., и потому был похоронен во Владимире). Иннокентий, пономарь той церкви, где находилась гробница князя, спавший ночью на паперти, внезапно увидел, что свечи, стоящие перед иконами , сами собой загорелись, и к гробу подошли два старца, вышедшие из алтаря. Обратившись к лежащему там князю, они воззвали к нему, понуждая встать и выйти на помощь правнуку, идущему на бой с иноплеменниками. Князь встал и вместе со старцами сделался невидим. Наутро гроб был выкопан и мощи найдены нетленными. Сказывают, что Дмитрий Донской узнал об этом до битвы.

А вот о помощи святых в битве со шведами под Полтавой пусть поищет сам тот, кто таким внемлет. Даю лишь намек: «В феврале 1722 года, исполняя указ Петра 1, архиепископ Феодосий был во Владимире, в Рождественском монастыре, где находились мощи святого князя Александра Невского в серебряном гробе. После освидетельствования мощей Синод постановил «Святые мощи в Александро-Невский монастырь перенести»...


Другие статьи номера в рубрике Вселенная:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100