Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 48 (559) от 27 ноября 2003  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Вселенная

Приглашение в космос я получил во Владивостоке

Маргарита ПАРХОМЕНКО

Друзья из Антропоса мне сообщили:
- Приходите, у нас будет интересная встреча с космонавтом.
- Имя?
- Шаров, из Москвы.

- Такого не знаю. И потом я патриот своего города.

- А он из Владивостока.

Так и произошла моя встреча с Валерием Шаровым, который известен многим как собкор «Литературной газеты» по Дальнему Востоку. Когда появился проект полета на станцию «Мир» первого советского журналиста, он прошел всевозможные творческие и медицинские отборы и попал на общекосмическую подготовку в Звездный Городок. В 1992 году получил специальность «космонавт-исследователь». Полет в космос не состоялся из-за развала СССР. Зато появилась книга «Приглашение в Космос». О ней и размышляем с писателем Валерием Шаровым, а также биологом и гуманитарием, как любит подчеркивать собеседник.

Журн. - В Москве прошла презентация книги?

В.Ш. - Конечно. Но, знаете, там ее приняли, а здесь, во Владивостоке, поняли. Вчера была встреча со студентами-физиками, и одна женщина, которая пришла вторично на мое выступление, встала и сказала: «Я книгу за ночь проглотила. Автор написал о предназначении человечества, которое стремится в Космос. И это великая гуманитарная миссия землян».

Я считаю, что это самое главное в моей книге. Общаясь с различными людьми, с творениями искусства, в частности, с фильмом Тарковского «Солярис», пройдя свой путь, я нащупал свое видение.

Журн. - Станислав Лем, по роману которого был поставлен «Солярис», говорил: «Не надо нам заниматься Космосом. На Земле еще столько дел для человечества».

В.Ш. - А я вам объясню, почему. У Тарковского в фильме есть вещи, которых у Лема нет и быть не могло. Я не раз обращался к «Солярису», к раздумьям над фильмом. Потом, общаясь с учеными, пройдя Звездный Городок, сам вызревал. И у меня все сложилось, когда я погрузился в этот космический поток. Я ощутил свое мудрое движение человека от Земли к Космосу: как люди начинают болеть им, здоровье, жизни кладут ради этого. Даже не то, чтобы полететь туда, а только что-нибудь сделать для этого. Все вместе у меня соединилось, и это был путь, который, наверное, ценнее самой цели.

Я стал смотреть уже новыми глазами фильм «Солярис» и обнаружил там вещи, которые меня больше всего поразили. Когда я обратился к первоисточнику, я понял, что у Лема нет главного, к чему пришел Тарковский. Выяснилось, что Лем написал свой роман до эпохи космической в 60-х годах, а Тарковский снимал картину в 72-м, когда космическое существование человечества входило в свою следующую стадию. Уже десятки людей побывали за пределами Земли, человек вышел в открытый космос, побывал на Луне. И Тарковский как гений не мог не отозваться всей своей сутью на эти события и в «Солярисе» рассказал о вселенской морали человека, о любви.

Там герой говорит: «Мы, может быть, теперь на «Солярисе» для того, чтобы впервые почувствовать человечество как предмет для любви». Только тогда это можно сделать, когда ты это можешь потерять. «Любить можно то, - говорит герой этого фильма, - что можно потерять: женщину, ребенка, дом, родину».

Журн. - Мне припоминается: Георгий Михайлович Гречко, космонавт, который провел в космосе около 135 часов, в одном интервью сказал, что пока он был в космосе, он потерял деревья, траву, реку, ветер. Есть такой страшный закон, - рассуждал космонавт, - узнавать ценой потерь. Вот живет с тобой близкий, а ты с ним ругаешься. А потом он уходит в лучший мир, и только тогда ты понимаешь, кто с тобой был рядом. Но поздно, его уже не вернуть. Страшный закон, необратимый.

В.Ш.: - Когда мы уходим в Космос, мы теряем Землю и все, что на ней, потом возвращаемся. И вот ценой потери Земли, к счастью, не навсегда, начинаешь ценить те вещи, которые принимал ранее как данность. На Земле отрезал кусок хлеба, намазал маслом и съел. Что тут ценить, кажется? А в Космосе у тебя ни хлеба, ни масла. Однажды, когда мы были на орбите, нас спросили, чего нам прислать с грузовым кораблем. Мы попросили хлеба. Можно взять с собой на орбиту кинофильмы, магнитофон, но нельзя взять ни реку, ни дождь, ни ветер, ни траву, ни лес. Я раньше этого всего не замечал. Любовь к природе появилась после полета. Когда река серебрится под дождем - это вообще чудо. Гениально. Именно об этом говорил Андрей Тарковский. Наконец-то земляне получили возможность взглянуть на Землю как на крохотный шарик, который можно утратить и самому сгинуть.

Важный момент - понять, к чему ты предназначен, и в своей книге я сказал не о предназначении человека, я не сомневаюсь, что у каждого человека есть свое предназначение, и главное счастье - понять это и реализовать. Счастлив тот человек, который реализует свое предназначение. Но предназначение есть и у человечества. И я в книге попытался с помощью многих выдающихся людей обозначить эту проблему о бытийном существовании человека во всей Вселенной.

Журн. - Вы долгое время жили во Владивостоке, будучи собкором «Литературной газеты». У вас есть определение города в системе вселенских координат?

В.Ш.: - Это город космический, на мой взгляд. Притяжение города я ощутил еще в далеком детстве, когда занимался в биологическом кружке Московского зоопарка и знал о том, что есть приморская тайга, Сихотэ-Алинский заповедник, который еще с 8-го класса стал предметом моего вожделения и мечтаний. Я мечтал сюда попасть и в итоге попал как журналист. Я здесь ощутил необычную энергетику, космическую сущность города. Во-первых, в этом городе сходятся два великих планетарных пути, которых нет нигде в другом месте. Здесь заканчивается железнодорожный путь, который начинается в Европе и через девять тысяч верст заканчивается в этой точке. И в этой же точке начинается другой путь на Морском вокзале. По прямой можно, не касаясь никакого берега, дойти до Австралии. Отсюда начинаются пути на все другие континенты через Тихий океан, где десятки тысяч верст, и можно плыть и плыть в разные точки планеты. И во Владивостоке сходятся эти два планетарных пути.

Кроме того, рельеф и море создают ощущение космичности. Здесь всегда есть выход взору и духу. Когда идешь по городу, ты упираешься взглядом в стену дома, улицу, площадь, в лучшем случае – в речку, в Набережную, как в Петербурге. А здесь всё уходит либо в море, в котором открываются бесконечные горизонты, либо в Небо. Здесь стартовая площадка от Земли в Космос. И это удивительно. Приглашение в Космос я получил именно здесь.

Маргарита ПАРХОМЕНКО.


Другие статьи номера в рубрике Вселенная:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100