Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 48 (559) от 27 ноября 2003  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Экономика

«Не виноватая я!»

Валерий КУЦЫЙ

Перефразируя известное одесское изречение, можно сказать, что Париж, конечно, первый город в мире, но Владивосток – тоже не второй. По крайней мере, по частоте упоминания в средствах массовой информации.

А началось все после того, как бразды управления краем взял в свои руки лучший губернатор всех времен и народов Евгений Наздратенко. Под неутихающие овации прожорливой камарильи и журналистских путан обоего пола он восемь лет подряд заведовал Приморьем, в перерывах между бесчисленными командировками выступал в «Губернаторском часе» и вручал школьникам золотые медали.

Как и следовало ожидать, в результате такой бурной деятельности, развернувшейся на фоне фантастической некомпетентности и коррумпированности властных структур, край, который некогда был лидером на Дальнем Востоке, откатился по основным экономическим показателям на предпоследнее место в регионе, а приморцы вдруг заметили, что несмотря на эмоциональные выступления губернатора в телевизионном эфире уровень их жизни почему-то падает. Оказывается, даже самые гневные филиппики по адресу Гайдара с Чубайсом не могут заменить продуманной экономической и социальной политики, подбора кадров только по деловым и моральным качествам, безусловного пресечения воровства и мздоимства, присущих – чего скрывать – большинству российских чиновников.

Но если насущные беды Приморья мало кого заботили, то за борьбой Наздратенко с его политическими оппонентами следил, затаив дыхание, едва ли не весь мир. При поддержке влиятельных московских друзей одного за другим сокрушал Евгений Иванович противников установленного им в крае режима. Он даже схарчил двух президентских полпредов, но сломал зубы на третьем – на Константине Пуликовском, когда суровая зима показала, что король-то голый, что суперпатриотические словоизлияния воспринимаются только людьми, находящимися в тепле, и не доходят до тех, кто проклинает все на свете в своих промерзших квартирах.

Могут сказать: ну что сейчас вспоминать Наздратенко, нет его рядом с нами, и ладно, любовь была без радости, разлука – без печали. Мне кажется, все не так просто. Помните, еще до того, как Евгения Ивановича отрешили от привлекательного во всех отношениях поста председателя Госкомрыболовства, он нередко заглядывал в Приморье, о котором у него остались светлые воспоминания в виде роскошного дома на Санаторной, критиковал, поучал, нелестно отзывался о новой администрации, ставил в пример (сейчас это может вызвать лишь горькую улыбку) камчатского губернатора Машковцева…

И, разумеется, не упускал случая похвалить владивостокского градоначальника Юрия Копылова, который, помнится, пришел к власти не без его, Наздратенко, помощи и поддержки. Да чего удивляться, Евгений Иванович и Юрий Михайлович поразительно схожи меж собою, если не внешне, то интеллектом и некоторыми чертами характера. Оба страсть как не любят, когда их критикуют в прессе, и готовы по поводу, а чаще, на мой взгляд, без повода вчинять иски оппозиционным СМИ и зловредным журналюгам.

Оба не избегают радио и телевидения, знакомящих человечество с их мудрыми соображениями. Оба, наконец, всегда и во всем правы, и ежели что чрезвычайное произойдет, то спрос не с них, а с кого-то другого. По-моему, и экс-губернатор, и градоначальник могли бы начертать на своих знаменах знаменитую фразу из «Бриллиантовой руки»: «Не виноватая я, он сам пришел!»

Замечу, что в последнее время наш градоначальник взял в привычку общаться как с выше-, так и с нижестоящими весьма любопытным образом. С начала водного кризиса он принял на вооружение довольно редкий в литературе жанр – обращение. Сперва в печати одновременно появились два обращения Юрия Михайловича – к президенту России и к Генеральному прокурору РФ. Автор этих произведений категорически отвергает возводимую на него хулу и называет истинных виновников безводья, приключившегося на юге Приморья.

Через некоторое время, 11 ноября, появилось новое обращение, на этот раз адресованное непосредственно нам, жителям Владивостока, и я, конечно же, не имею права оставить его без внимания. Свой взгляд на случившееся мэр излагает следующим образом:

«Сегодня многие из вас уже испытали последствия жесткого режима подачи воды в жилые микрорайоны. Должен отметить, что эта ситуация возникла не внезапно, мы предвидели подобное развитие событий, о чем неоднократно информировали соответствующие инстанции, предлагая конкретные меры, реализация которых позволила бы обеспечить стабильное водоснабжение Владивостока».

Смотрите, что они вытворяют, эти противные инстанции и проникшие в них лица:

«В течение последних трех лет администрация города неоднократно ставила вопрос о передаче в муниципальную собственность с соответствующим финансированием водохранилищ и объектов водоснабжения ВКХ «Юга Приморья». Мы гарантировали в этом случае не допустить кризисных ситуаций, подобных нынешней. Мы обращались в правительство Российской Федерации, Госстрой РФ, администрацию Приморского края с настоятельным требованием принятия неотложных мер и финансирования работ по реконструкции объектов, обеспечивающих водоснабжение не только Владивостока, но и Артема, и Надеждинского района.

Однако наши аргументы не были приняты во внимание. Краевая организация ВКХ «Юга Приморья» не обеспечила своевременное выполнение необходимых мероприятий, в результате все три водохранилища, находящиеся в ее ведении, оказались неспособными обеспечить подачу воды в необходимых объемах».

Ах, так вот эти инстанции – правительство, Госстрой РФ, администрация края и, ясное дело, ВКХ «Юга Приморья». И засели там какие-то вредители, в

37-м разговор с ними был бы коротким. Их, понимаешь, честью просят, чтобы отдали объекты, разумеется, вместе с финансированием, а они – накося-выкуси; им говорят, что если отдадут, администрация города гарантирует нормальное водоснабжение, а они – чем гарантируете, своим честным словом? Так это нынче товар неходовой.

Правда, прежде чем пожалеть об ушедшей в небытие 58-й статье с ее многочисленными расстрельными пунктами, которые хорошо бы применить к вражинам, скрывающимся под личиной госслужащих, есть смысл подумать: ладно, не отдали Юрию Михайловичу водохранилища, но городской-то водопровод находится в его полном ведении. Так почему же до сих пор огромное количество воды уходит в землю сквозь дыры в проржавевших трубах, уже не говоря о том, что поступающая из кранов жидкость, по уверениям СЭС, вообще не пригодна для питья, приготовления пищи и даже для мытья рук?

Пусть специалисты подсчитают, сколько километров водопровода можно было бы отремонтировать, если бы для этого использовались средства, израсходованные на проведение бесполезного для города форума АТЭС, на укомплектование парка мэрии дорогими заморскими джипами, на форменную одежду для полутора тысяч чиновников, на елки в кадушках, на финансирование придворной прессы. И узнаем ли мы, наконец, сколько денег потерял город из-за продажи и сдачи в аренду за бесценок муниципальной собственности, в какую копеечку нам влетают городской лесоповал, сооружение безвкусных фонтанов, безудержное мощение улиц плиткой, без чего вполне можно было бы дожить до той поры, когда в муниципальной казне появятся лишние деньги.

Наверняка в своем перечислении я что-то упустил, но и так ясно: средства на ремонт водопровода, чтобы избежать бессмысленных потерь, можно было найти. Откуда же при таком положении дел появится уверенность, что, попади водохранилища и другие загородные объекты в руки владивостокской администрации, деньги, предназначенные для их финансирования, не уйдут на какую-нибудь очередную показуху?

А вот еще парочка любопытных цифр. Я не располагаю данными об исполнении городского бюджета за прошлый год – отчитываться перед Думой Юрий Михайлович обыкновения не имеет, а без такого отчета вообще ничего не узнаешь, но цифры за девять месяцев 2002 г. озвучила в своем выступлении на «Приморском радио» заместитель мэра Галина Вишнякова.

Теперь смотрите: расходы администрации составили два миллиарда восемьсот шестьдесят семь миллионов рублей. Из них на зарплату самой администрации пошел – внимание! – семьсот восемьдесят один миллион, то есть почти тридцать семь процентов от общей суммы расходов. Полагаю, что при таких зарплатах у большинства муниципальных чиновников нет проблем, подобных той, которая стоит перед многими инвалидами и пенсионерами: что покупать – лекарства или пригодную для питья воду. Без лекарств не обойдешься, но если экономить на воде, то их потребуется еще больше.

Вернемся, однако, к обращению градоначальника. Цитирую:

«В мае ВКХ «Юга Приморья» вводит первое ограничение по подаче воды в город Владивосток, в июне – второе, в сентябре – третье. Поэтому мы были вынуждены с 3 сентября текущего года объявить на территории города Владивостока режим чрезвычайной ситуации по водоснабжению. И лишь спустя два месяца краевая администрация осознала всю сложность и критичность ситуации, и 4 ноября объявила чрезвычайную ситуацию по обеспечению водой Артема, Владивостока и Надеждинского района. Этим было еще раз подтверждено, что главная причина водного кризиса – безграмотная эксплуатация водозаборных мощностей краевой организацией ВКХ «Юга Приморья».

Все тот же мотив: «Не виноватая я!» Хотелось бы верить, да не могу себя заставить. Уже в начале года было известно о возможной нехватке воды, с весны начались ограничения в ее подаче. А дальше сигналов в «соответствующие инстанции» дело не идет. Не знаю, как сейчас, но еще в октябре во Владивостоке работали бассейны, сауны, автомойки, обязанные иметь собственные скважины предприятия, бункеровались суда. Общие ежедневные потери воды достигали по разным подсчетам от 30 до 50 процентов. Так все-таки – «виноватая» или «не виноватая»?

И тут как солнца луч среди ненастья: все СМИ сообщают, что губернатор Сергей Дарькин обещал отменить ограничения и вдоволь поить город водой. Я диктую эти строки 17 ноября и еще не знаю, выполнено ли обещание. Хочется верить, что губернатор слов на ветер не бросает, что его команда при поддержке федеральных властей сумеет преодолеть водный кризис, иначе, откровенно говоря, я им не завидую. Тем более, что градоначальник настроен пессимистичнее, чем губернатор. Юрий Михайлович вопрошает: «Если водохранилища будут пусты, то откуда мы возьмем воду?» И продолжает:

«Поэтому я обращаюсь к вам, уважаемые жители Владивостока, во-первых, я прошу вас максимально экономить воду в каждой квартире, не допускать ее утечек, и во-вторых, я надеюсь, что ваш голос будет услышан и в правительстве Российской Федерации, и в Госстрое России, и в администрации Приморского края. Поддержите меня, и я надеюсь, с вашей помощью мы добьемся срочного выделения необходимых средств из федерального и краевого бюджетов для ликвидации чрезвычайного положения в водоснабжении юга Приморского края.

Понимаю, как вам сегодня трудно, но убежден: у жителей Владивостока достаточно гражданского мужества и мудрости, чтобы достойно выйти из этой непростой ситуации».

Авторитетно заявляю от себя лично: мудрости у меня хватит, вот положение с утечками куда сложнее. В нашем ЖЭУ-2 Фрунзенского района, как и в некоторых других, не осталось ни одного слесаря, все они уволились, потому что им не платят зарплату. Так что ликвидировать всякие там утечки и протечки просто-напросто некому. Что скажете, Юрий Михайлович? «Не виноватая я!»?

Валерий КУЦЫЙ.


P.S. Кроме того, я считаю, что Бакшин должен быть изгнан из Государственной телерадиокомпании.
В.К.


Другие статьи номера в рубрике Экономика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100