Защита прав
Не позволяйте обманывать себя в другом месте! Покупайте у нас!
Марина ЗАВАДСКАЯ
Пошла однажды пенсионерка Мажуга в гости к подруге. Вежливые люди без подарка в гости не ходят, и Валентина Ефимовна купила рулетик на второреченском рынке.
У продавщицы в киоске весов не оказалось, но она сказала, что все рулетики - по 700 граммов. 700 так 700. Пенсионерка заплатила и пошла внутрь рынка - взвесить свои 700 граммов.
Сами понимаете, что весы показали другой вес, и отнюдь не в сторону увеличения. Рулетик, как оказалось, весил всего 470 граммов.
Пенсионерка проконсультировалась у сотрудника рынка, что же ей делать.
- Этот киоск нам не подчиняется, - охотно ответил сотрудник. - Можете пойти и набить ей морду.
Валентина Ефимовна пошла к продавщице, но морду бить ей не стала, а ограничилась душещипательной беседой на тему «как так можно - нищих пенсионеров обманывать, не стыдно ли?»
- Да пошла ты! - взвилась продавщица. - Мне тоже жить надо, у меня ребенок!
Как правило, любители жить за чужой счет прикрываются детьми - лучше своими, но если нет, то и чужими (вспомним душещипательные беседы чиновников с учителями: как вы можете требовать повышения зарплаты, вы же детей учите, о детях подумайте!).
Тем не менее лишние деньги продавщица вернула - точнее, швырнула их на блюдце.
Через некоторое время пенсионерка Мажуга купила хлеб в ларьке «ЧП Алоян» на луговском рынке, а дома, разрезав буханку, обнаружила дурно пахнущую клейкую массу. Не клей ли туда налили? - подумала пенсионерка и позвонила в лабораторию «Владхлеба».
Нет, это не клей, ответили ей, скорее всего, хлеб заражен картофельной палочкой. Есть его ни в коем случае нельзя, его надо немедленно сжечь или закопать в землю, а все, что с ним соприкасалось, срочно продезинфицировать.
Тут уж простым мордобоем не обойтись, и Валентина Ефимовна обратилась в ГорСЭС.
- Нет, - ответили ей в ГорСЭС. - Есть Указ Президента, мы не имеем права проверять фимы-изготовители продукции чаще одного раза в два года.
Валентина Ефимовна обратилась в Горторгинспекцию. Результат такой же.
Тогда пенсионерка, мысленно процитировав Райкина («Ребята, вы хорошо устроились!»), наметила план из двух пунктов.
Первым делом она отвезла заразный хлеб в тот самый киоск на Луговой.
- Как не стыдно за 8 рублей мне выговаривать! - взвилась продавщица, швыряя названные 8 рублей на блюдечко. Видно, у нее тоже ребенок есть. - Ну и что, что есть нельзя? Ну и выбрось! Все равно другого хлеба нигде не купишь: все хлаебопроизводители закупили дешевую зараженную муку, вот такую!
Ну, если «ЧП Алоян» считать за всех хлебопроизводителей, то да. А если вспомнить, что в городе есть «Владхлеб» и еще порядка 59 мелких пекарен («ЧП Алоян» из списка исключаем), то нет. «Дешева рыбка, та погана юшка», - говаривала моя бабушка, и наверняка многие фирмы до сих пор придерживаются этого принципа.
Вторым делом пенсионерка обратилась к депутату краевого Законодательного собрания Л.Г. Бельтюкову. В конце концов, зачем мы депутатов избираем? Чтоб они блюли наши интересы!
Депутат Бельтюков с пониманием отнесся к заявлению пенсионерки и настрочил заяву в прокуратуру. Дескать, обратите внимание, проведите проверку, примите меры. О принятых мерах сообщите.
Прокуратура тоже обязана блюсти наши интересы. Впрочем, не только наши.
Короче, через положенный месяц депутат получил ответ, что, во-первых, согласно Федеральному Закону «О защите прав потребителей» указанная защита осуществляется судом; во-вторых, согласно Федеральному Закону «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» плановые мероприятия могут быть проведены не более чем один раз в два года, а внеплановые - в случае возникновения угрозы здоровью и жизни граждан, обращения граждан и прочих лиц с жалобами; а в-третьих, обращайтесь в соответствующие контролирующие организации, а если ничего не получится, то в суд.
Тогда депутат Бельтюков собрал все фигурирующие в данной статье документы и обратился... нет, не в контролирующие органы и не в суд, а в редакцию «АВ». Дескать, пропишите про эту «истинную» заботу правоохранительных органов на страницах вашей газеты.
Ну, прописать - это без проблем. Вот и прописали.
А напоследок позвольте дать ряд советов потребителям (независимо от пола, возраста, социального статуса и вероисповедания) о том, как лучше поступать, если вас обманули торговые работники, обсчитав и/или подсунув некачественный товар.
1. Не обращайтесь в газету - мы можем только «прописать».
2. Не обращайтесь к депутатам - они могут обычно только обратиться в прокуратуру.
3. В киосках покупайте товар с осторожностью, лучше идите в магазин. Там, по крайней мере, на стеночке висит бумажка с телефонами вышестоящих организаций и отделов по защите прав потребителей, куда можно позвонить. У «Владхлеба», кстати, есть своя «горячая линия»; позвонив по телефону 20-71-50, вы можете пожаловаться на качество продукции (конечно, только владхлебовской), и вам тут же заменят брак на качественный товар.
4. Забирайте чеки с собой и выбрасывайте их только после того, как попробовали товар и убедились, что он качественный.
5. Если не повезло - обращайтесь в Фонд защиты потребителей по телефону 40-25-18. Там сидят не какие-то депутаты, а специалисты. Они сами могут позвонить и в торгинспекцию, и в СЭС. Им-то работники этих заведений не посмеют сослаться на мифический Указ Президента, а вынуждены будут действовать по закону - либо прямо расписаться в своей лени и/или продажности.
6. А вот с продавцами - безнадега. Привычка к обману покупателя сохранилась еще с эпохи «Вас много, а я одна» и исчезнет очень не скоро - только после окончательного торжества рынка. Сейчас-то у нас еще не рынок, а базар, а на базаре основной закон «Не обманешь - не продашь».
Ох, не скоро в моду войдет честность!
Марина ЗАВАДСКАЯ.
Другие статьи номера в рубрике Защита прав: