Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 35 (546) от 28 августа 2003  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Защита прав

Владимир Щуров: «Я пытался выжить и развивать науку в России»

Анна СЕЛЕЗНЕВА

Ученый Владимир Щуров, профессор, уникальный специалист, основатель и разработчик одного из новых направлений в науке, в частности, в акустике, заведующий лабораторией изучения шумов в океане Тихоокеанского океанологического института ДВО РАН – больше не подсудимый.

Приговор
25 августа 2003 года судья Анатолий Ющенко зачитал приговор. По одной статье обвинения профессор Щуров оправдан полностью – вывозу научной техники, модулей, задержанных на границе и объявленных ФСБ контрабандой секретной техники. Он оправдан, поскольку в его действиях нет состава преступления. И это – главный итог громкого четырехлетнего процесса.

Нет состава преступления! Это то, о чем говорили все время защитники Щурова: научные данные, на основе которых созданы модули, уже опубликованы даже в учебниках, научная лаборатория научного института техники не строит - ни военной, ни какой-либо другой, все документы по сотрудничеству Института океанологии и лаборатории шумов океана с китайским научным институтом были подписаны и завизированы всеми службами. Зря задерживали технику, зря громили лабораторию и срывали научные контакты и исследования.

То есть состава преступления нет - о чем и говорили все эти годы защитники Щурова.

Три других обвинения были сняты раньше. Из процесса, в котором обвинялся не только Щуров, но и ученый Юрий Хворостов, тот был выведен уже раньше, обвинения с него были сняты. Но завлаба продолжали судить…

У обвинения оставалась единственная статья - неумышленное разглашение государственной тайны. Но и тут Щуров обвинялся достаточно странно: передавал партнерам документы, которые могли содержать секретные сведения, причем передавал непреднамеренно. Но хоть за что-то его надо было осудить после столь долгого процесса, который начинался так громко.

Вот по этим условиям его и осудили: два года условно и тут же амнистировали…

Итоги процесса
Что в итоге странного четырехлетнего процесса, начатого в момент усиленной активности ФСБ по открытию уголовных дел против ученых и журналистов? Именно тогда ФСБ вела активный поиск шпионов и начала процессы против Никитина и Пасько, Сутягина и Моисеева, приморских ученых Акуличева, Сойфера, Щурова по обвинению в государственной измене и разглашении государственной тайны.

Эти процессы вызвали волну общественного протеста, придали российским процессам мировую известность. Создавались общественные комитеты защиты. Активно выступил в защиту Щурова Российский комитет защиты ученых: экспертизы, привлечение экспертов, обращения к генеральному и краевому прокурору с обоснованной критикой обвинений, выдвинутых ФСБ против ученого.

Сейчас закончен последний приморский процесс против ученых. «Дело не стоило выеденного яйца, не стоило тех усилий и, кстати, тех финансовых и моральных трат» - оценивает результаты дела после приговора Юрий Хворостов.

Что в итоге?
Лаборатория прекратила свое существование. И не только лаборатория – целое направление в науке, поскольку то, чем занималась щуровская лаборатория – она делала единственная в стране. Не зря профессор Щуров считает свой процесс и обвинения заказными, что руками ФСБ с ним сводили счеты конкуренты , что таким образом остановлена и научная работа его лаборатории и целое направление в акустике, которым больше никто не занимается. «Науку убивают», - говорит профессор Щуров.

Сорваны международные контракты и международные исследования. Пропали все лазерные диски Щурова с результатами исследований – итогами экспедиций, записями, чертежами. Трагически погиб сын, который с ним работал и которого нашли повешенным.

Ученый Щуров прекратил свою научную деятельность.

Он настолько устал, что готов смириться с приговором и с амнистией, по которой все-таки признает себя виновным хоть в чем-то.

«Трудно верить в закон, когда он не исполняется… Я пытался выжить в этих условиях. Я очень устал, я настолько устал и на все согласен... У меня нет ни сил, ни средств, ни здоровья…». Грустно.

Анна Селезнева, Фонд защиты гласности.


Другие статьи номера в рубрике Защита прав:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100