Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 35 (546) от 28 августа 2003  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Защита прав

Наследство неродной тети

Татьяна РОМАНЕНКО

Василий Матвеевич Л. вместе с тетей приватизировал квартиру, в которой проживали и которая была получена когда-то вместо снесенного властями частного дома.

Через год после приватизации тетя умерла, а племянник продолжал пользоваться жильем, исправно за него платил и считал своей собственностью. Пожелав оформить завещание на детей, он пошел к нотариусу для оформления наследства, но получил отказ. Оказалось, что тетина доля Василию Матвеевичу не положена, так как в число наследников «по закону» ни первой, ни второй, ни какой-либо еще очереди он не попадает - тетя была ему не родней, а всего лишь женой дяди. Да и завещания не оставила. Тогда Василий Матвеевич обратился в суд с иском о признании права собственности на наследство. Суд в иске отказал, сославшись на то, что в 1994 году, когда умерла тетя, «наследниками по закону признавались в соответствии со ст. 532 Гражданского кодекса РСФСР:
- В первую очередь - дети, супруг и родители умершего, а также ребенок умершего, родившийся после его смерти;
- Во вторую очередь - братья и сестры умершего, его дед, бабка как со стороны отца, так и со стороны матери;
- Внуки и правнуки;
- К числу наследников по закону относятся нетрудоспособные лица, состоявшие на иждивении умершего не менее одного года до его смерти».

К перечисленным лицам Василий Матвеевич не относился, поэтому, по мнению суда, и наследовать тетину долю он не имеет права. После введения в действие нового Гражданского кодекса круг наследников по закону расширился, но неродной племянник все равно в него не попал.

Кассационная жалоба осталась без удовлетворения, как и надзорная. Ветеран собирается обжаловать решение дальше, вплоть до Верховного суда. Он считает такое решение судов несправедливым, потому что квартира эта - компенсация за дом, который построил его родной дядя на улице Чапаева во Владивостоке. В заявлении нотариусу Василий Матвеевич написал: «По желанию моих родственников, дяди Дмитрия Марковича, его супруги Елизаветы Степановны я был приписан на их жилплощади 30 апреля 1991 года. Дядя умер в больнице после операции в 1988 году. По состоянию здоровья Елизавета Степановна, узнав о передаче жилья, то есть приватизации, решила передать на мое имя квартиру, и в 1993 году был заключен договор с администрацией города о передаче квартиры в собственность».

Теперь, через 10 лет после приватизации, представители власти, ссылаясь на законодательство, уверены: половина квартиры, в которой проживает ветеран - ничья, потому что законных наследников у тети не было, а в муниципальную собственность данная недвижимость не возвращалась. И вот это последнее обстоятельство Василия Матвеевича реально может выручить. Дело в том, что в соответствии со ст. 225, ч.3 ГК РФ квартира может быть приобретена в собственность в силу так называемой приобретательной давности. Согласно ст. 234 ГК РФ, лицо, не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет, имеет право стать собственником.

Племянник владеет «ничьей» долей уже 8 лет. Осталось еще каких-то 7 лет - и он полноправный владелец всей квартиры.

Долгих лет вам, Василий Матвеевич!

Татьяна РОМАНЕНКО


Другие статьи номера в рубрике Защита прав:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100