Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 35 (546) от 28 августа 2003  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Политика

Свободной прессе показали призрак цензуры

Анна СЕЛЕЗНЕВА

Приморье – первый регион в стране, где официально заговорили о введении цензуры

19 августа в администрацию Приморского края вызвали главных редакторов ведущих приморских СМИ на совещание. Однако, ни редактора газеты «Арсеньевские вести» Ирину Гребневу, ни редактора «Народного вече» Марию Соловьенко туда не позвали. А ведь речь шла о введении цензуры для СМИ! Правда, пока условной.

С прошлой недели, когда начались большие учения на Тихом океане, Приморье находится в ситуации чрезвычайного положения – такой указ якобы подписал президент Путин. (Хотя ни одно из силовых ведомств не подтвердило наличие такого президентского указа, как выяснилось позже). Председатель комитета прессы, информации и полиграфии Андрей Норин и пресс-секретарь губернатора Михаил Полусмак предупредили, что именно на территории Приморья обкатывается вариант возможного в будущем реального ЧП и введение цензуры (из сообщений).

***

Закон о чрезвычайном положении позволяет отменить закон о СМИ, то есть деятельность журналистов ограничивается автоматически.

У СМИ могут изъять тираж, радиопередающую и усиливающую аппаратуру, технические средства. Как вы понимаете, под эти «технические средства» можно подогнать все, что угодно – от вашего компьютера, диктофона или телекамер до печатных станков. И без объяснения причин – по решению руководителя временного исполнительного органа или военного коменданта.

Временная администрация может снять главных редакторов или вообще прекратить выпуск СМИ или закрыть газету – без всяких объяснений. О компенсации убытков и упущенной выгоде негосударственных СМИ – а их ныне большинство - закон о ЧП, естественно, молчит.

Зато во всех незакрытых – «разрешенных» - СМИ вводится институт цензоров!

Теперь, как и в советские времена, цензоры по собственному мнению – ежели им показалось, что вреден чем-то журналистский опус и подорвет он мощь государства российского, нанесет ему вред непоправимый, например, сообщит о коррупции или беззаконии властей, самоуправстве или мздоимстве чиновников, – всё, запретит он выход в свет газеты, а в эфир - теле- или радиопередачи.

Да и почему только о беззакониях властей или коррупции? А гибель, например, подлодки «Курск»? Да ни в жизнь ни один советский цензор не пропустил бы такого сообщения в свет! А о разливах нефти, загрязнении окружающей среды, даже о планах строительства для японцев столь любимого приморскими властями нефтепровода в Перевозную – ни-ни! Ни одному цензору это даже в голову бы не пришло! Даже в порядке сомнения!

А полистайте «Арсеньевские вести». Какие прекрасные поводы дает она для цензора в каждом своем номере!

А какой список – перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, приготовил нам «Руководитель временного специального управления Приморского края»! Просто песня цензора! Хотя пока еще этот список многократно уступает цензорским талмудам советских времен!

Развитие науки и техники, сведения практически о любых научных или технических разработках, поскольку любую можно трактовать как необходимую для интересов безопасности государства, сведения об экономике и финансах, экспорте-импорте, связи, транспорте, открытиях, полезных ископаемых, научных открытиях , даже метеорологии, и т.д. и т.п.

Приморские власти оказались первыми в России, кто решил ввести цензуру – хоть и условно - на период больших учений, а цензорами назначить главных редакторов. Им выдали список сведений, являющихся гостайной и не подлежащих разглашению, и пожелали, чтоб в редакциях провели учения…

Пока это все условно. Но очень уж настораживает тенденция.

Почему-то не проводят в администрации учения об открытости власти или коррупции, общественные слушания об опасности грандиозных проектов или экологических катастрофах, чиновничьем вторжении в рекреационные зоны или увеличения безнадзорности…

Так что тренируйтесь, товарищи журналисты, готовьтесь, дорогие, шлифуйте свое цензорское мастерство, умение молчать или говорить эзоповым мастерством! Учения по цензуре начались!

Анна Селезнева.
Фонд защиты гласности.

Фото: Знает ли министр обороны Игорь Иванов (в центре), что учения в Приморье проводят не только среди военных, но и среди журналистов?


Другие статьи номера в рубрике Политика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100