Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 40 (499) от 3 октября 2002  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Экономика

Дети в реке

Марина ЗАВАДСКАЯ

24-26 сентября во Владивостоке прошла международная конференция «Государство и общество: внедрение новых методов профилактики сиротства сегодня для будущего России».

В конференции приняли участие около 120 человек с Камчатки, Сахалина, из Хабаровска, Владивостока, Уссурийска, Магадана, Москвы, Якутии и других регионов нашей страны и США.

- Представьте себе, - начал докладчик, - что вы собрались с родственниками и друзьями на пикник на берегу реки. Чудесная природа, хорошая еда... И вдруг вы видите, что река несет ребенка. Что вы делаете?

- Бросаемся в реку и спасаем! - бодро закричал зал.

- Хорошо. Вы спасли ребенка, завернули его в одеяло, утешаете. И вдруг видите, что река несет еще троих детей. Что вы делаете?

- Попытаемся тоже спасти, - ответил зал после секундного замешательства.

- Хорошо. И вдруг вы видите, что река несет еще много детей. Что вы делаете?

Зал растерянно замолчал.

Так начал свое выступление на конференции Дэн Клоуз, профессор университета штага Орегон.

Дети в реке - это, конечно, сироты, и вариантов их спасения несколько. Можно обратиться к властям, к государству. «Государство протягивает длинные сети, чтобы спасти всех». Эти сети - детские дома. Можно обратиться к истоку - к людям, которые выбрасывают детей в реку, и попробовать поговорить с ними. Можно вытаскивать детей из реки по одному, давать им новые семьи.

Эти варианты и обсуждались на конференции.

СИРОТЫ И НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Почему такое большое внимание частной, казалось бы, проблеме? Потому, что проблема только кажется частной. В начале этого года наш президент сказал примерно следующее: дети - будущее России, а детская безнадзорность - угроза национальной безопасности. Мы можем получить лет через 10-20 поколение безграмотных, без духовного настроя людей, которые тоже станут родителями, и процесс пойдет по нарастающей.

Слово президента в нашей стране - не закон, но очень важно. Поэтому в течение недели все говорили о беспризорных и безнадзорных детях, о социальном сиротстве, и некоторые чиновники даже сделали движения, долженствующие обозначать, что они знают о проблеме и делают все возможное, чтобы...

Через неделю заговорили уже о другом (жизнь не стоит на месте), шевелились уже другие чиновники и по другому поводу, и о детях опять забыли.

А вот американцы о наших детях помнят. Три года назад во Владивосток прибыл Корпус Милосердия, и начались грантовые программы профилактики сиротства, в которых приняли участие некоммерческие общественные организации. На американские денежки наши люди стали создавать модели работы с детьми и со взрослыми, модели жизнеустройства детей-сирот, заниматься профилактикой сиротства и помощью детям и семьям в кризисных ситуациях - и многим другим.

А собственно, зачем это американцам? У них что, своих проблем нет? Или они такие уж богатые и добрые?

«Программы, которые мы проводим, не имеют никакого отношения к сентиментальности, идеализму и благотворительности, - сказал на конференции Стивен Ги, консул по визовым вопросам Генерального консульства США во Владивостоке. - Американцы озабочены безопасностью. И стабильность России - залог безопасности. В наших стратегических интересах сделать все возможное, чтобы помочь России пройти переход от одной системы к другой. В США тоже были эти проблемы, и мы с ними справились. Можем поделиться опытом».

У ВОСЬМИ НЯНЕК ДИТЯ БЕЗ ДОМА

Вообще-то власти не только говорят о проблемах, но и законы принимают. Почему же сдвигов никаких нет? Может быть, дело в законах?

Хабаровчане проанализировали Федеральный закон № 120 от 24 июня 1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», на основе которого разрабатываются положения о структурных подразделениях, должностные инструкции, планы и программы. Недостатки закона в докладе Н.И. Новак были изложены в пяти пунктах, я же процитирую один: «Для реализации данных задач привлечены восемь различных ведомств. При этом никаких горизонтальных связей между ними не создано. Ни одно из данных ведомств не наделено реальными полномочиями по координации и интеграции деятельности всех этих структур». Вывод неутешителен: «Построенная на основе ФЗ №120 в органах власти система профилактики безнадзорности несовершеннолетних в принципе не может работать эффективно ввиду ошибок, допущенных ее проектировщиками».

Нет, это не последний вывод! Если не работает один закон, следует обратиться к другим, работающим. А властям пожелать лучше думать, обращаться за консультацией к специалистам и издавать впредь только работающие законы.

Государство строит детские дома (15 лет назад в Приморье их было 7, сейчас - 36) и реабилитационные центры, пытаясь выловить своими большими сетями всех детей, и обеспечивает их «худо-бедно» (именно так выразился на конференции некий чиновник). В результате из детдома выходят молодые люди, считающие, что чай - это сладкая коричневатая жидкость, и бывают потрясены, обнаружив, что на самом деле чай состоит из трех компонентов, которые каким-то образом надо самостоятельно соединять. И это еще самое невинное заблуждение!

Впрочем, не стреляйте в пианиста: он играет, как умеет. Государство делает то, что оно в состоянии сделать. Если оно не в состоянии сделать все, что надо, следует ему помочь.

ДОБРОВОЛЬНЫЕ ПОЖАРНИКИ

Много у нас когда-то было общественных организаций, все сплошь добровольные: добровольные помощники пожарных, добровольные народные дружины, юные друзья пограничников, общество содействия армии... А потом выяснилось, что добровольно люди не хотят помогать ни армии, ни милиции, ни пожарникам. Но зато хотят помогать детям.

Вообще-то Корпус Милосердия в качестве объектов своего внимания избрал Приморский край и Магаданскую область, но другие территории не захотели быть в стороне от «Помощи детям-сиротам России». А поскольку главное - правильно подать заявку на грант и доказать, что ты в состоянии выполнить все, что обещаешь, то в действительности программа «ARO» охватила все регионы Дальнего Востока.

Многие некоммерческие организации (НКО) отправились «к истокам реки» - туда, где семьи выбрасывают детей в реку. Хабаровчане, например, занялись молодежью: чтобы не плодить сирот, надо уметь планировать семью. Планирование - это ответственность, и ассоциация «Планирование семьи» помогает молодежи понять, что такое ответственность, и принять ее. Работа с семьями группы риска тоже по плечу НКО. Работа с «длинными сетями государства», то есть с детдомами, адаптация воспитанников и выпускников, интеграция их в общество - тоже, поскольку сам детдом не в состоянии работать с теми, кто из него уже ушел. Разумеется, и развитие семейных форм жизнеустройства детей - тоже в компетенции НКО.

СОЦИАЛЬНЫЕ ПАРТНЕРЫ

Одна из главных тем конференции - социальное партнерство. То есть сотрудничество властей и общественности, чиновников и некоммерческих организаций. Как оказалось, это вполне возможно. На конференции было много представителей исполнительной власти. От Сахалина - вице-губернатор М.В. Столяренко, от Приморского края - представители трех департаментов (образования, здравоохранения, соцзащиты), от правительства России - М.Н. Мирсагатова. Это те, кто не только присутствовал на открытии или выступил с приветствием, но и работали.

Особенно активно работала М.Н. Мирсагатова. Она присутствовала почти на всех заседаниях, выступала, слушала - и переговорила почти со всеми участниками конференции. В редкие минуты Маргарита Николаевна находилась в одиночестве, обычно - в окружении желающих что-то у нее спросить, проконсультироваться, посоветоваться. Да и она не стеснялась обращаться к тем, чьи выступления ее заинтересовали.

Увы! Не могу сказать того же о представителях администрации Приморского края. Вице-губернатор (ждали Б.И. Гельцера) конференцию не посетил. С.М. Пикин, начальник управления образования, был и даже выступал, но выступление это было весьма дежурным и кое в чем забавным. Когда губернатор Дарькин говорит, что впервые за 7 лет край выполнил план по собственным доходам, такое хвастовство оправдано: Дарькин сам к этому успеху руку приложил. Когда тем же хвастается другой Сергей Михайлович, Пикин, это рождает немножко другие мысли. А когда начальник-образованец произносит фразу: «В прошлом году мы увеличили рождаемость на полторы тысячи детей», - мысли направляются по нездоровому руслу.

От администрации Владивостока не было никого. Администрация Владивостока вообще не работает с Корпусом Милосердия. Отказалась в самом начале.

К НОВЫМ СВЕРШЕНИЯМ?

Я бывала на конференциях, проводившихся всевозможными администрациями, и основная идея их была проста: «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!» На этой конференции собрались действительно заинтересованные люди, увлеченные своим делом. Была работа, было общение. И из того, и из другого участники извлекли определенные уроки, сделали определенные выводы. И не только для себя.

Секции конференции сформулировали выводы и предложения, которые будут обобщены специально выбранной рабочей группой и переданы полпреду К.Б. Пуликовскому, в правительство, в Государственную и региональные Думы.

В финале конференции Томас Герхард объявил о завершении программы «ARO» и переезде Корпуса Милосердия в Хабаровск. Затем вышла представительница «Айрекса» и объявила о начале программы «ARO-2».

Марина ЗАВАДСКАЯ.

Фото автора.

Томас Герхард, директор Корпуса Милосердия:

- Основная причина, почему в России много сирот, конечно, экономическая. Многие люди считают, что у них просто нет средств, чтобы содержать своего ребенка, и они предпочитают отдать его в государственное учреждение, где он будет хотя бы накормлен. Кроме того, многие отказываются от своих детей в том случае, если у тех есть какие-то проблемы со здоровьем - физическое это здоровье или психическое. Этим детям, конечно, требуется особый уход, особое обучение. Родители этого не умеют, не знают, к кому обратиться, и также считают, что в государственном учреждении их детям будет лучше.

Дэн Клоуз, профессор университета штата Орегон:

- Вы можете убедить правительство, что вы можете работать, чтобы вам выделили деньги. Секрет в том, чтобы начинать с малого. Если ваш проект успешен, то покровительствовавшие вам чиновники тоже становятся героями. Но надо помнить, что они сильно рискуют, на них давят их же коллеги.

Кент Хилл, заместитель директора Агентства по Международному Развитию США:

- Говорят, люди особенно высоки, когда они наклоняются, чтобы помочь ребенку. Именно поэтому АМР одним из своих приоритетов ставит помощь детям, развитие фостерных семей, патронатных семей и помощь детям-сиротам России. Цель нашей программы - создание таких условий, при которых все меньше и меньше будет детей, которым нужно помещение в детское сиротское учреждение.

Ходырева Е.В., директор организации «Ты не один», г. Уссурийск:

- Мы начинали работать с детским домом. Потом программа развивалась. И мы поняли, что надо работать с детьми, когда они уже не в детском доме, а живут самостоятельно. Потому что в детском доме их еще опекают, а когда они выходят в жизнь - они теряются на свободе. Сильно много свободы! Они не знают, что с ней делать. Корпус очень много сделал, чтобы изменить и общественное мнение, и мнение администрации. Мы сейчас от администрации города получили помещение, и там у нас тренинговый зал и небольшой офис.

Н.И. Новак, Некоммерческое партнерство «Дальневосточный научный центр местного самоуправления», г. Хабаровск:

- У нас общественность уже сформирована так, что может сама выступать с инициативами. Как нам удалось? Мы ее всю обошли своими ногами. Мы ко всем обращались. Но не «в общем», а персонально. Сами шли на контакт. Были у ветеранов, пошли на ассоциацию деловых женщин. А они при мэрии собрали тоже конференцию. Проблема-то, на первый взгляд, простая, а как вникнешь... Хотя бы разобщенность всех. На конференции каждый свое дудел. Милиция свое, здравоохранение свое... Даже ссориться начали: кто что должен делать, кто чего не должен. Мы пришли к тому, что все усилия надо объединять. А в основе должен быть закон.

С.М. Пикин, начальник управления образования администрации Примосркого края:

- Вообще история сиротства в Приморском крае отличается от других регионов. Великая Отечественная война, вторая волна сирот. Вы думаете, у нас детские дома создавались для тех детей, чьи родители погибли на войне? Нет, не так. У нас наибольшее количество детей в детских домах Приморского края в 45-47 годах - из тех семей, которые при освобождении Китая от японской оккупации - а вы знаете, что там были большие колонии русских, - были репатриированы в Советский Союз, попали в ГУЛАГ, а дети остались без родителей. Дети в основном повырастали благополучными людьми, но они прошли через детские дома.

И.И. Осипова, президент Фонда помощи населению «Данко», г. Владивосток:

- Наша деятельность вообще стала возможна только благодаря грантовым деньгам. Потому что оба наши проекта - первый около 30000 долларов и второй 61000 долларов - отработаны благодаря им. Мы работали в Приморском крае на территории 6 городов и 2 районов. На сегодняшний день от госструктур есть и понимание, и поддержка, но финансовой помощи нет. Это дело будущего. А может, наши технологии будут восприняты государственными учреждениями, что еще лучше. Не даром наша организация зовется «Данко»: мы обучили 200 специалистов госструктур. Они сейчас работают в детских домах, в реабилитационных центрах. Мы выполнили свою задачу на данный момент. Но думаю, что потребность в нас будет существовать еще какое-то время.

Н.С. Сыроед, директор института психологии, педагогики и социальной работы ДВГУ, ведущая конференции:

- Конференция получилась межрегиональная и международная. Она была довольно многочисленна и представительна. В ходе конференции получилось очень заинтересованное и довольно квалифицированное обсуждение проблемы профилактики сиротства. Участники поделились опытом, проблемами, ошибками. Профилактика сиротства - это очень многоплановое дело. Это не только взять оставленного ребенка и поместить его в замещающую семью, хотя и это очень важно.

Действительно, все институты общества должны принимать в этом участие - образование, здравоохранение и социальная защита, разумеется, в первую очередь. А в плане того, делается ли что-то официальными органами, я бы хотела некоторый оптимизм продемонстрировать. Три года назад у нас никакого диалога с местной администрацией не было. А постепенно этот диалог стал налаживаться, и теперь он есть.

По крайней мере на прошедшей конференции мы имели возможность совершенно конкретно объяснить представителям государственных структур, какие изъяны, недоработки в существующем законодательстве мешают решать проблемы детей. Нужен кризисный центр, нужны какие-то службы, центры помощи семье и детям. Но поскольку диалог пошел, это очень обнадеживает.


Другие статьи номера в рубрике Экономика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100