Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 35 (494) от 29 августа 2002  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Экономика

Два ставим – один в уме

(без автора)

“Круглый стол” по проблемам школьного образования состоялся 22-го августа в ДВ филиале Института Развития Прессы.

На беседу прибыли:

Коваль Галина Валерьевна, руководитель скаутского отряда “Берег надежды”, заместитель директора школы-интерната ДЦПШ.
Завадская Марина Алексеевна, журналист, преподаватель словесности.
Головач Надежда Павловна, юрист, частный предприниматель.
Головач Виктор, ученик 8-го класса гуманитарно-педагогической гимназии.
Трубицын Владимир Федорович, директор муниципального общеобразовательного учреждения школы “Родник”, г. Арсеньев.
Бакушев Георгий Иванович, председатель Совета школы “Родник”
Макарова Ольга, директор Дальневосточного филиала Института развития прессы.
Романенко Татьяна Гаврииловна, преподаватель МГУ им. Г.И.Невельского
Морозов Николай Александрович, преподаватель ДВГУ, депутат Законодательного собрания Приморского края.
Норкин Юрий Георгиевич, депутат думы Владивостока
Наташа, студентка ДВГУ.

Романенко: - Все мы имеем отношение к образованию. Даже если не работаем в школе или в вузе, то учим своих детей. В “Концепции модернизации образования до 2010 года” говорится о том, что СМИ должны быть ответственны за то, что они пишут. И должны участвовать в образовании. Я полагаю, что роль СМИ другая - они должны описывать жизнь такой, какова она есть. Но влияние средств массовой информации на подрастающее поколение очень сильно. Так помогают или наоборот мешают воспитанию современные СМИ?

Н. Морозов: Обычно говорят, что СМИ оказывают очень негативное влияние на воспитание детей, и даже появился канал “Культура”. Мне кажется, что это полная чепуха, чем более свободны средства массовой информации, тем проще доступ к информации у подрастающего поколения. Подход государства к СМИ в плане образования должен быть очень простой: не должно быть государственных каналов. Государство должно в государственных школах обеспечить доступ к информации. Например, обеспечить доступ в Интернет. А создавать свои государственные каналы - это пустое.

О. Макарова: На самом деле СМИ - это бизнес, и те, кто им занимается, удовлетворяют потребности своих читателей. “Комсомолка” поднимает проблемы образования накануне учебного года, и она же на сегодняшний день является “желтой” прессой, которая очень любит “паленое”. Это раскупаемая газета, успешная газета, она удовлетворяет интересы своих читателей. Интернет - это огромная свалка, всемирная сеть, в которой можно утонуть и не получить того, что хочешь. Но если ты умеешь структурировать материал, ты можешь там достать все, что нужно. То есть это методология, которой детей надо научить. Это называется научить, как учиться, а он сам все достанет.

ЧАСТНАЯ ШКОЛА ИЛИ ГОСУДАРСТВЕННАЯ?

Романенко: - Я хотела бы задать вопрос молодому человеку. Как вы думаете, чему школа вас должна научить, что вы ждете от школы?

Виктор: - Я бы хотел получить знания для того, чтобы поступить в вуз и получить хорошую профессию.

Морозов: - Чем отличаются государственная школа и частная. Государственная традиционно дает набор знаний, английская спецшкола дает огромный набор знаний и навыков, после чего можно очень легко поступить на иняз. Частные школы пытаются развивать личность. У них совсем другой подход. Они считают, что надо научить ребенка мыслить, преподавать логику, искусство и так далее. А до всего остального он сам дойдет. Эти две концепции должны конкурировать, и понятно, что вторая концепция должна набирать силу.

Трубицын: - Задачи у частного образования и у государственного вовсе не разные. Задача перед государственной школой ставится та же, что и перед частной - развитие личности. Но беда в том, что все реформы идут все-таки от государства. Оно нам предлагает пути, все органы образования давят на участников образования, прежде всего на учителей, заставляя выполнять какую-то конкретную программу, например, вводить развивающее образование. Тут уже главное - не ученик, а главное ввести эту программу, или выполнить какой-то проект. И все делается таким силовым способом. От этого, наверное, и не идут наши реформы.

Романенко: - Этот мощный государственный аппарат почему-то не захотел прислать сюда своих представителей.

Трубицын: - Я знаю Станкевича Виктора Владимировича как одного из инициаторов развития частного образования в Приморском крае. Я могу ему только сказать огромное спасибо, потому что он поддержал нашу школу в тот момент. Ни одна школа в Приморском крае не имела государственной аккредитации и финансирования, кроме нашей. И в этом заслуга Станкевича.

ФИНАНСИРОВАНИЕ: ВАС ОБМАНУЛИ МИНИМУМ ДВА РАЗА

Романенко: - Давайте поговорим о том, как финансируется образование из бюджета. Здесь присутствует депутат думы Владивостока Юрий Георгиевич Норкин.

Норкин: - Решением 100 от 07.06. 02 в этом году Владивостоку планируется приобрести 31 единицу комплектов классов на сумму по 250 тысяч рублей каждый класс и кондиционеры на 500 тысяч рублей.

Но самое печальное в этой истории то, что фактически осталось чуть-чуть больше недели до сентября, и я могу со всей ответственностью сказать, что в школах ни одного нового комплекта не получено. Кроме того, бюджетом предусмотрено, что будет приобретено новое спортивное оборудование на сумму 4 172 000 рублей. Ничего опять-таки из этих запланированных бюджетных денег в школы Владивостока не предоставлено.

Идет явное нарушение бюджетного кодекса, что по закону уголовно наказуемо. Причем, помимо приобретения оборудования, заложены очень большие деньги на капитальный ремонт школ. Недавно оказалось, что деньги, которые мы направили на конкретные школы, не дошли до тех разделов, которые в сметах прописаны. Например, есть школы, в которых деньги заложены на полный ремонт сантехнического оборудования, а сделан косметический ремонт с заменой и обмазкой... То есть идет вопиющее расхищение наших городских денег. Об этом мы в соответствующих письмах доложим тем органам, которые обязаны соответствующим образом реагировать.

Макарова: - В наших школах создаются так называемые общественные советы из родителей. Я его не выбирала, не знаю, кто туда входит, я не видела этих мам. Но они приняли решение, что на капитальный ремонт школы я должна сдать 200 рублей. Это ежегодные поборы, деньги сдаются руководителю класса, и больше я их не вижу.

В то же время Дума выделяет средства на тот же самый капитальный ремонт. Я, например, знаю, что класс, в котором мой ребенок занимается, не ремонтируется, но мы ежегодно сдаем деньги.

Норкин: - Вы говорите правильно, ремонты, все оборудование заложены в бюджете. Если школа не частная, значит, она должна финансироваться из того бюджета, которому она подчиняется. Фактически это незаконные поборы со стороны директоров школ.

Бакушев: - Я по этому вопросу скажу коротко. В законе четко сказано, кто управляет школой. Строительством и ремонтом занимается Совет школы. Определена компетенция Совета школы в зависимости от Устава. Совет школы занимается назначением суммы родительского взноса и распределением денег. Прежде всего, на дополнительную оплату преподавателей, которые дают дополнительное образование, на приобретение оборудования. Каждый родитель вправе посмотреть, как деньги расходуются. В Совет школы входят поровну и родители и преподаватели.

Норкин: - Минимум два раза нас обманули. Через все наши налоги с нас собрали денежки, которые мы целенаправленно направили по школам, потом через попечительские советы с нас второй раз сделали поборы. И если по первому разу это все законно, то по второму все незаконно, и правоохранительные органы должны реагировать.

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ШКОЛЬНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ

Коваль: У нас скаутский отряд “Берег надежды”. Организовался он как дополнительный бесплатный кружок при Комитете по делам молодежи. Деятельность - авторская песня, экология - помогают ребятам определиться с выбором профессии. Участвуем в “Приморских струнах”. К нашему кружку также имеет отношение “Российский союз молодежи”. Мы в Надеждинском районе пока одни.

Головач: - Мой внук учится в гимназии. Там была прекрасный директор. Есть и государственное финансирование, и небольшие сборы с родителей. Преимущество этой гимназии в том, что она собрала весь комплекс старых знаний - и математика, и гуманитарное развитие. Кроме того, там хорошо поставлено развитие личности, духовности. Даже родитель, заходящий в это училище, чувствует, что он пришел в какое-то необычное заведение. Вот это бы освещать на страницах педагогического журнала. Чтобы мы знали как можно и нужно делать.

Бакушев: - Закон об образовании в 33 статье четко говорит, что все образовательные учреждения самостоятельны во всех сферах деятельности. В хозяйственной, в финансовой, кроме программы образования. Во всех городах и районах школы имеют свой лицевой счет, на который власти городские и районные обязаны перечислять деньги. Каждая школа должна самостоятельно заниматься распределением этих средств и отчитываться. Но все школы без денег, на их счет ничего не попадает. Если школа берет родительские взносы, то городское управление пытается еще и эти денежки под любым предлогом вытянуть.

Трубицын: - И где же эта справедливость? Уважаемый депутат городской Думы сказал, что вот мы распределили компьютеры, и кому-то досталось, а кому-то нет. По какому принципу шло это распределение?

Норкин: - По заявке городского отдела народного образования.

Трубицын: - Совершенно верно. Вы понимаете, о чем я говорю. Это коснулось компьютеров, а где все остальное?

Норкин: - Директора школ боятся идти на конфликт с отделом народного образования.

Трубицын: - Сейчас возникают новые виды учебных заведений, подобные нашему. И мы стараемся в правовое поле свою школу ввести. У нас есть свой счет, на эти деньги, которые мы собираем с родителей, мы собираем и через бухгалтерию документально все проводим.

Эти деньги ко мне в карман не попадут. Но государство нас ограничивает, не дает возможности Совету школы, которому можно доверять, стать общественным органом управления. Хотя в законе, сказано, что нужно развивать общественное самоуправление в школах. И непонятно, как выйти из этого положения, потому что опять сейчас концепция модернизации образования до 2010 года недвусмысленно говорит, что должно быть нормативное финансирование на одного ученика.

ВОСПОЛЬЗУЕМСЯ СВОЕЙ ОТСТАЛОСТЬЮ?

О. Макарова: - Мы должны воспользоваться своей “отсталостью”. Мы сейчас можем посмотреть, а что накуролесили американцы со своим образованием, с развитием личности и непреемственностью образования. Нас учили так: вы все получаете один стандарт, вы все находитесь в равных условиях. И то, что один становится инженером, а другой идет в ПТУ - это исключительно от ваших способностей, возможность вам такую дали.

У нас качество. Математиков Америка покупает. Есть масса специалистов, которых она просто покупает, потому что не в состоянии их подготовить.

Я считаю, что образование должно быть традиционным и консервативным.

Романенко: - В нашем городе кроме общеобразовательных школ достаточно много ВУЗов. Много студентов. Недавно я говорила с одной дамой, которая занимается тем, что пишет контрольные и дипломные работы для студентов. Получает такие приличные деньги за это, которые она никогда не получит, работая в государственном учреждении. Она работает через фирму, этакая социально-бытовая услуга. Такой бизнес у нас очень развит. Но у общества к этому явлению отношение спокойное, вроде так и должно быть.

Норкин: - Есть вид репетиторства, когда тебе гарантируют поступление в определенный вуз.

Макарова: - А я думаю, что здесь нет ничего страшного. Потому что здесь есть небольшое лукавство. Я думаю, что педагог, который дает задание, и которому ребенок приносит из Интернета несколько файлов в виде реферата, прекрасно знает, где он взял эту информацию и сколько труда ему стоило ее подготовить.

Трубицын. - Может быть, этот период нужно просто пережить, когда ученик, который хочет получить образование, считает именно так: я заплачу и получу его.

Романенко: - Образование или диплом?

Трубицын: - Он диплом получит, якобы образование. Но придет время, и он поймет что получил.

Наташа: - Я учусь в ДВГТУ. Я считаю, что главная проблема - это проблема в преподавателях, которые учат нас. Они читают нам, например, право, читают одно и то же для инженеров, и для юристов. Такому преподавателю не нужно разнообразие, она привыкла к своей схеме. Есть ряд молодых преподавателей, которые представления не имеют о том, что они будут читать. У студентов нет права выбора преподавателя. Мы возмущались, но нам сказали: не нравится - уходите. А уходить нам нет смысла, потому что без высшего образования никуда не устроишься.

ДВА СТАВИМ, ОДИН В УМЕ - ПОЛУЧАЕТСЯ ТРОЙКА

Завадская: - Недавно я работала целую четверть в школе и обнаружила то, чего не было раньше, когда я училась в средней школе. Есть дифференциация внутри класса, но поскольку она внутри класса, она портит всех. Среди 26 учеников есть пара человек, которые что-то соображают. Есть пять человек, которые ничего не соображают, не пытаются слушать, потому что они знают: им все-равно чего-нибудь да поставят.

Школа ждет, ну когда же ты доучишься до девятого класса и уйдешь. Им ставят тройки, они и думают, что это тройки. Потом они приходят куда-то и обнаруживают, что на самом деле это не двойка, даже не единица, а полный ноль. И они оказываются за бортом жизни, ничем не могут заняться, потому, что когда-то их оставили в этой школе, в этом самом классе и поставили тройки. Развращает детей, когда они остаются все вместе.

Трубицын: - Это вещи сугубо педагогические. Аттестация в той мере, в какой она происходит у нас в школах: два ставим, один в уме - получается тройка. На выходе - человек, не уверенный в своих знаниях.

В Корее, когда идут экзамены, учителя уезжают все на отдых. А принимает экзамены независимая комиссия, в один день по всей стране. Но школы имеют полную самостоятельность в выборе. И это школы полного дня.

Наша школа опять должна стать центром культуры, преподавать нужно традиции, вот эта гордость, которая отсутствует сегодня у наших детей. Ни в одной школе, я уверен, не преподаются русские традиции, или русская культура. В любом магазине, в любой лавке Кореи можно купить корейский национальный костюм.

“ЛЕВЫЕ И ПРАВЫЕ” ИЛИ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОТРАСЛЬ ЭКОНОМИКИ

Макарова: - Сейчас нам предлагают рыночный вариант: платить за образование столько, сколько оно стоит. Но мы пока не в состоянии это сделать.

Морозов: - Года полтора назад был госсовет. Было две концепции: Германа Грефа и министра образования Филлипова - правых и левых.

Греф предлагает очень простую реформу образования. Нам следует признать: да, страна развалилась, все государственные дотации рухнули. Системы осталась прежней. В изменившемся мире надо признать, что образование - это всего лишь отрасль национальной экономики. У нас самая затратная система образования. У нас половина школ, так называемые, мало наполняемые. Где учатся меньше 15 учеников. И очень много школ, где меньше ста учеников. То есть половина школ должна быть закрыта. Даже сомнения нет, что любая страна закрыла бы их моментально. Возражения типа, что школы являются центрами культуры, не проходят.

Образование не должно решать чужие проблемы. Качество образования в этих маленьких школах очень низкое, там никогда не будет Интернета. Понятно, что во всем мире используется школьный автобус, который Дарькин наконец ввел и что в больших школах в райцентрах лучше образование. Если это сделать, то у нас моментально сэкономились бы огромные деньги.

Если школа может себя прокормить, допустим, если она может присоединиться к университету, отлично, пусть они себя и содержат. Можно будет больше финансировать другие школы, например, островные. Должны быть очень жесткие экономические меры. Неправильно, что образованием педагоги управляют. Должны быть менеджеры, школа должны быть самоокупаемая.

Трубицын: - Все-таки это государственная задача - дать образование.

Романенко: - Я по-другому поставлю вопрос. Общество заинтересовано во всеобщем образовании или нет?

Романенко: - Вопрос Виктору. Ты станешь взрослым, будешь работать в какой-то фирме, своих детей ты отдашь в какую школу?

Виктор: - В частную.

Морозов: - Государству не надо руководить, поддержало бы лучше частное образование. И это не значит - средства выделить, просто не делать никаких препонов, не мешали бы. Не нужно выделять деньги на тех, кто способен заплатить сам.

Понятно, что гранты нужно выделять талантливым детям, давать им возможность учиться, но зачем всем давать стипендию? Сейчас вузы стали от этого отходить, тем более, что стипендия сейчас смешная. Но все равно оплачивается всем.

Почему не выплатить 5 процентам отличников и 10 или пятнадцати процентов социальных стипендий?

Макарова: К сожалению в России платность образования не предполагает качество. Она предполагает как минимум весь джентльменский набор в качестве преподавания экономики (уже в школе), или религии, или маркетинг, или еще какие-нибудь новомодные вещи. Совершенно другое отношение к родителям, к детям. Потому что они платят деньги. Но это не улучшает качества образования.

Романенко: - Здесь у нас есть бабушка ученика. Он учится в школе, при педучилище.

Головач: - Все зависит от руководителя, который организует и направляет этот коллектив. Сейчас руководитель школы уехала в Москву и заметно все снижается.

Эта школа и на государственном обеспечении, и на законных основаниях привлекает средства родителей. Там очень хороший уровень развития личности ребенка.

Романенко: - Какой у вас критерий качества образования?

Виктор: - У нас хорошие учителя. У меня есть друзья в других школах, но мне кажется, что по образованию наша школа лучше.

ВОЗМОЖНА ЛИ ТОРГОВЛЯ В ХРАМЕ?

Норкин: - Есть очень хороший вопрос: “Должна ли школа заниматься предпринимательской деятельностью?” За последние десять лет во Владивостоке не построено вообще ни одной новой школы. Все школы строились по генплану города. То есть это были центры культуры в центре микрорайона.

У каждой школы был так называемый радиус доступности - 500 метров. Школа - это практически готовое предприятие. Со спортзалом, со своей столовой, с набором каких-то помещений.

Если, допустим, школа не имеет возможности финансироваться через бюджет, то нужно более либерально подходить к сдаче в аренду помещений, например, спортзала, столовой, чтобы проводить молодежные вечера. Сейчас фактически идет захват школьных стадионов для размещения ночных стоянок и просто стоянок, что по санитарным нормам категорически запрещено.

Романенко: - С чьей санкции?

Норкин: - По всей видимости, с разрешения директоров школ и, гласно или негласно, санкции Гороно.

Романенко: - То есть та самая коммерческая деятельность?

Норкин: - По всей видимости, она идет, но идет помимо счетов школ и счета гороно. Имея стоянку в сто машин, можно иметь примерно сто долларов в день с того, кто держит эту стоянку. Вот и считайте: в месяц это три тысячи долларов. На эти деньги можно было бы не только отремонтировать здание раз в четыре года, как того требует закон, но и закупить технику.

Трубицын: - Я могу вам сказать, что через три года у нас школы сократят, и вместо двух смен останется одна. Школа полного дня - это будущее нашей школы. И этот стадион должен быть стадионом для учеников. Ученик должен знать, что придет сюда поздно вечером и будет заниматься.

Трубицын: - Я думаю, что на сегодняшний момент создается конфликт между заказчиками, то есть родители и дети, чего они хотят получить от образования, и жесткими правилами, которые навязывает министерство образования. Что должна делать школа? Обеспечить физическое развитие, подготовить в вуз, расширить представление о сегодняшнем мире, который стал теперь открытым, а мы к этому не готовы. Мы мало что знаем об образовании в других странах. Европейская система образования, американская, что у наших соседей в Корее, Японии.

Я считаю, что каждый должен иметь право на какое-то государственное образование. А если есть возможность дополнительного образования - дать право родителям. Не сталкивая лбом родителей, учителей и администрацию.


Другие статьи номера в рубрике Экономика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100