Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 27 (486) от 4 июля 2002  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Защита прав

Закон Приморского края о защите прав граждан в жилищно-коммунальной сфере

Крутых и Долотов

Принят Законодательным Собранием Приморского края 29 мая 2002 года. К нему приложены комменарии Игоря Крутых и Сергея Долотова.

Настоящий Закон устанавливает порядок реализации прав граждан в сфере обеспечения жилищно-коммунальными услугами.


ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

СТАТЬЯ 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В НАСТОЯЩЕМ ЗАКОНЕ

В настоящем Законе используются следующие понятия:

домовладелец - собственник жилого дома или помещения в кондоминиуме; участник долевой собственности на общее имущество;

жилищный фонд социального использования - совокупность всех жилых помещений, включая жилые дома, квартиры и иные жилые помещения, заселенные на условиях договора найма, принадлежащие на праве собственности Российской Федерации, Приморскому краю, муниципальным образованиям, предназначенные для реализации конституционных жилищных гарантий граждан, для предоставления жилища малоимущим, а также иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, бесплатно или за доступную плату;

исполнителями могут быть:
предприятия и учреждения, в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находится жилищный фонд или объекты инженерной инфраструктуры и в обязанности которых входит предоставление потребителю жилищно-коммунальных услуг, или предприятия и учреждения, уполномоченные исполнять функции исполнителя для потребителей, проживающих в государственном (ведомственном), муниципальном или общественном жилищном фонде;

предприятия, предоставляющие жилищно-коммунальные услуги потребителям, проживающим в частном жилищном фонде;

товарищества и другие объединения собственников, которым передано право управления многоквартирным домом, в том числе заключение договоров на обслуживание, а также обеспечение жилищно-коммунальными услугами потребителей, проживающих в жилищном фонде, находящемся в коллективной собственности;

кондоминиум - единый комплекс недвижимого имущества, включающий земельный участок в установленных границах и расположенное на нем жилое здание, иные объекты недвижимости, в котором отдельные части (помещения), предназначенные для жилых или иных целей, находятся в частной, государственной, муниципальной и иной формах собственности, а остальные части (общее имущество) находятся в их общей долевой собственности;

наймодатель - собственник жилого помещения или уполномоченное им лицо, который передает гражданину (нанимателю) жилое помещение за плату во владение и пользование для проживания в нем по договору найма;

наниматель - гражданин, владеющий, пользующийся и в пределах, определенных законом, распоряжающийся жилым помещением на основе договора найма жилого помещения;

недостаточный уровень качества жилищно-коммунальных услуг - уровень качества жилищно-коммунальных услуг, не соответствующий установленным стандартам;

ненадлежащее состояние жилищного фонда - состояние жилищного фонда, не соответствующее установленным стандартам;

норматив потребления жилищно-коммунальных услуг - группа показателей, характеризующих необходимый на текущий период минимальный объем потребления жилищно-коммунальных услуг, оказываемых населению;

социальная норма площади жилья - размер площади жилья, в пределах которой осуществляется предоставление льгот и субсидий малообеспеченным гражданам на оплату жилья и коммунальных услуг;

стандарт - документ, устанавливающий в соответствии с законом обязательные требования к качеству работ (услуг);

субсидия на оплату жилья и коммунальных услуг (далее - субсидия) - безналичная форма социальной помощи, предоставляемой гражданам при оплате жилья и коммунальных услуг в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг с учетом прожиточного минимума, совокупного дохода семьи и действующих льгот;

тариф - ценовая ставка на товар (работу, услугу), учитываемая при оплате жилья и коммунальных услуг;

товарищество собственников жилья - некоммерческая организация, форма объединения домовладельцев для совместного управления и обеспечения эксплуатации комплекса недвижимого имущества в кондоминиуме, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом;

управляющая организация - организация любой формы собственности, частный предприниматель, уполномоченные собственниками и объединениями собственников жилищного фонда выполнять работы по управлению жилищным фондом, организации его эксплуатации и ремонта, обеспечению жилищно-коммунальными услугами;

экспертиза - финансовая и (или) технологическая оценка (проверка) экономического обоснования тарифов на товары, работы и услуги, учитываемых при оплате жилья и коммунальных услуг.

СТАТЬЯ 2. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ПРИМОРСКОГО КРАЯ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫМИ УСЛУГАМИ

Законодательство Приморского края в сфере обеспечения жилищно-коммунальными услугами основывается на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации, Жилищном кодексе РСФСР, Законе Российской Федерации “Об основах федеральной жилищной политики”, Законе Российской Федерации “О защите прав потребителей”, Федеральном законе “О товариществах собственников жилья”, нормативных правовых актах Российской Федерации, настоящем Законе и иных нормативных правовых актах Приморского края.


ГЛАВА II. ПОРЯДОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ ГРАЖДАН В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫМИ УСЛУГАМИ

СТАТЬЯ 3. ОСНОВАНИЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ

Жилищно-коммунальные услуги предоставляются гражданам, проживающим в жилых помещениях жилищного фонда социального использования на основании соответствующего вида договора, заключенного с исполнителем услуг, оформленного в письменном виде в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации и Приморского края.

С гражданами, проживающими в жилых помещениях государственного и муниципального жилищного фонда социального использования и не являющимися собственниками жилья, заключается договор социального найма жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда социального использования.

С гражданами, проживающими в приватизированных ими жилых помещениях государственного и муниципального жилищного фонда социального использования, а также с собственниками жилых помещений в коллективном жилищном фонде заключаются договоры на обслуживание.

С гражданами, проживающими в жилых помещениях всех видов жилищного фонда, кроме жилищного фонда социального использования, и не являющимися собственниками жилья, заключаются договоры коммерческого найма.

Собственники жилых помещений при предоставлении жилья юридическим лицам заключают договоры аренды жилого помещения.

Исполнитель обязан своевременно принимать меры по подготовке проекта и заключению соответствующего вида договора на предоставление жилищно-коммунальных услуг и техническое обслуживание жилого помещения.

Граждане, проживающие в жилых помещениях любого вида жилищного фонда, имеют равные права на бесперебойное обеспечение качественными жилищно-коммунальными услугами. Прекращение предоставления жилищно-коммунальных услуг гражданам иначе, как в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, Приморского края либо договором, не допускается.

Качество жилищно-коммунальных услуг предусматривается обязательными требованиями нормативов и стандартов, санитарными правилами и нормами и условиями договора.

СТАТЬЯ 4. ДОГОВОР СОЦИАЛЬНОГО НАЙМА ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ В ДОМАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ЖИЛИЩНОГО ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

Органы государственной власти и органы местного самоуправления Приморского края на основании Типового договора социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда (приложение к Закону), утвержденного соответствующим федеральным органом государственной власти, разрабатывают договор социального найма жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда социального использования (далее - договор). После утверждения содержания договора нормативным правовым актом губернатора Приморского края, главы муниципального образования Приморского края он подлежит официальному опубликованию в течение трех месяцев со дня вступления в силу настоящего Закона.

Существенными условиями договора являются:

стандартное описание качества жилья, минимально гарантированного по договору, в том числе минимальный уровень надежности и экологической безопасности предоставляемых товаров, работ и услуг с указанием нормативов, стандартов, санитарных правил и норм;

обязательства наймодателя по обеспечению и поддержанию необходимого технического и технологического состояния жилого дома, включая проведение капитального и других ремонтов;

обязательства нанимателя по оплате жилья, предоставляемых товаров, работ и услуг;

ответственность наймодателя и нанимателя в случае нарушения своих обязательств.

В случае разногласий, касающихся текста договора между гражданином и исполнителем, собственником либо органами местного самоуправления Приморского края, не урегулированных в установленном порядке, стороны имеют право на обращение в суд.

Наниматель, проживающий в домах государственного и муниципального жилищного фонда социального использования, вправе по своей инициативе направить наймодателю предложение о заключении и условиях договора.

Договор считается заключенным с момента подписания его обеими сторонами. Срок заключения договора не должен превышать шести месяцев со дня официального опубликования проекта. При нарушении этого срока, а также при несоблюдении исполнителем, собственником либо соответствующим органом местного самоуправления Приморского края положений, определенных во второй и третьей частях данной статьи, граждане имеют право на отсрочку платежей за жилищно-коммунальные услуги на весь период до момента фактического заключения договора.

СТАТЬЯ 5. ДРУГИЕ ВИДЫ ДОГОВОРОВ НА ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ

Договоры на обслуживание приватизированных квартир в домах государственного и муниципального жилищного фонда социального использования заключаются в порядке, установленном статьей 4 настоящего Закона.

Договоры на обслуживание квартир, находящихся в домах коллективного жилищного фонда социального использования, заключаются в порядке, установленном действующим законодательством и нормативными актами органов управления объединений собственников жилья.

Договоры коммерческого найма и договоры аренды жилого помещения заключаются в порядке и на условиях, установленных собственником жилищного фонда в соответствии с действующим законодательством.

СТАТЬЯ 6. УСТАНОВЛЕНИЕ СТАВОК И ТАРИФОВ НА ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ

Ставки и тарифы на жилищно-коммунальные услуги для населения (кроме тарифов на электрическую энергию и газ) утверждаются и пересматриваются органами местного самоуправления Приморского края после проведения экспертизы экономического обоснования ставок и тарифов на товары, работы и услуги, учитываемых при оплате жилищно-коммунальных услуг (далее - экспертиза).

Экспертиза проводится в порядке, предусмотренном Положением о проведении экспертизы экономического обоснования тарифов на товары, работы и услуги, учитываемых при оплате жилищно-коммунальных услуг, утвержденным соответствующим нормативным правовым актом Российской Федерации.

Экспертиза проводится организациями, получившими аккредитацию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Экспертное заключение публикуется органами местного самоуправления Приморского края в средствах массовой информации в десятидневный срок со дня его получения.

Размер оплаты жилищно-коммунальных услуг определяется исходя из общей площади занимаемых жилых помещений и количества фактически проживающих.

Общую площадь жилых помещений при расчете платежа за их содержание, текущий и капитальный ремонты, а также наем следует определять как сумму площадей помещений жилья, встроенных шкафов, а также лоджий, балконов, веранд, террас и холодных кладовых, рассчитываемых со следующими понижающими коэффициентами:

для лоджий - 0,5;
для балконов и террас - 0,3;
для веранд и холодных кладовых -1,0.

Общую площадь жилых помещений при расчете платежа за отопление следует определять как суммарную площадь только отапливаемых помещений, при этом площадь, занимаемая печью, в общую площадь жилых помещений не включается. Площадь под маршем внутриквартирной лестницы при высоте от пола до низа выступающих конструкций 1,6 м и более включается в площадь помещений, где расположена лестница.

Пересмотр ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги проводится не чаще одного раза в год при изменении условий, влияющих на стоимость жилищно-коммунальных услуг в порядке, указанном в данной статье.

Ставки и тарифы на жилищно-коммунальные услуги утверждаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления Приморского края и вводятся в действие по истечении десяти дней после их официального опубликования, если иное не предусмотрено самим нормативным правовым актом. Обратной силы нормативные правовые акты органов местного самоуправления Приморского края не имеют.

Утвержденные в установленном порядке ставки и тарифы на жилищно-коммунальные услуги применяются при оплате жилищно-коммунальных услуг для граждан, проживающих в любом виде жилищного фонда независимо от форм собственности и подчиненности.

Наниматели и домовладельцы, проживающие в ветхом, аварийном жилищном фонде, признанном таковым в установленном законом порядке и находящемся в управлении государственных, муниципальных управляющих организаций, от платежа за капитальный ремонт освобождаются.

СТАТЬЯ 7. НОРМАТИВЫ ПОТРЕБЛЕНИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ

Нормативы потребления жилищно-коммунальных услуг для определения размеров платы, взимаемой с населения, устанавливаются органами местного самоуправления Приморского края в соответствии с предельными нормативами. Предельные нормативы потребления жилищно-коммунальных услуг и социальная норма площади жилья устанавливаются на территории Приморского края нормативным правовым актом губернатора Приморского края.

Социальная норма площади жилья в Приморском крае составляет:

33 кв. м общей площади жилья - на одиноко проживающих граждан;

42 кв. м общей площади жилья - на семью из двух человек;

18 кв. м общей площади жилья - на каждого члена семьи, состоящей из трех и более человек.

Дополнительная жилая площадь, установленная для отдельных категорий граждан в соответствии с действующими законодательными актами, не считается сверхнормативной при установлении дифференцированных ставок на оплату жилья и отопления жилых помещений. При установлении дифференцированных ставок на оплату жилья и отопления жилых помещений сверхнормативной площадью жилых помещений считать площадь, превышающую социальную норму площади жилья, и дополнительную площадь в размере 15 кв. м общей площади на семью. Не считать сверхнормативной площадь, которая не превышает 10 кв. м предельной нормы.

При наличии в жилом помещении приборов индивидуального учета и регулирования расхода воды, газа, тепла и других энергоресурсов при оплате жилищно-коммунальных услуг учитывается фактическое потребление ресурсов, зафиксированное на этих приборах. Порядок расчета за коммунальные услуги по приборам индивидуального учета и регулирования расхода воды, газа, тепла и других энергоресурсов устанавливается органами местного самоуправления Приморского края.

СТАТЬЯ 8. ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ЛЬГОТ ПО ОПЛАТЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ

Гражданам, имеющим льготу по оплате жилищно-коммунальных услуг в соответствии с действующим законодательством, начисление платежей за предоставленные жилищно-коммунальные услуги производится с учетом данных льгот с момента предъявления в управляющую организацию установленных законом подтверждающих документов.

Если в нормативном правовом акте, устанавливающем льготную оплату жилищно-коммунальных услуг, не указана площадь жилого помещения, в пределах которой действует льгота, нет ссылок на распространение данной льготы на совместно проживающих членов семьи, то скидка при оплате предоставляется на норму площади жилья, установленную для одиноко проживающего гражданина. Финансирование льгот осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Приморского края.

Если гражданин имеет право на льготу по оплате жилищно-коммунальных услуг по нескольким основаниям, то льгота предоставляется по одному из них по выбору гражданина.

СТАТЬЯ 9. ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ СУБСИДИЙ

В целях социальной защиты малоимущих граждан органы местного самоуправления Приморского края предоставляют субсидии в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов государственной власти и органов местного самоуправления Приморского края.

Субсидии предоставляются гражданам при обращении в органы местного самоуправления Приморского края на основании письменного заявления. При наличии задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленной в судебном порядке, субсидии оформляются после подписания гражданами обязательства о погашении задолженности в согласованные сроки.

Исполнитель при установлении задолженности гражданина по оплате жилищно-коммунальных услуг обязан своевременно обратиться в суд с иском о взыскании задолженности.

Органы местного самоуправления Приморского края не вправе отказать в оформлении субсидии гражданам в период рассмотрения иска о взыскании с них задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг до вступления решения суда в законную силу.

СТАТЬЯ 10. ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ДОТАЦИЙ, КОМПЕНСАЦИЙ, СУБСИДИЙ В КОНДОМИНИУМЕ

Социальная защита домовладельцев, нанимателей жилых помещений в кондоминиуме осуществляется путем обязательного заключения договора органами местного самоуправления Приморского края с товариществами собственников жилья на получение целевого бюджетного финансирования за счет дотаций бюджетов муниципальных образований на эксплуатацию, текущий и капитальный ремонты кондоминиума, отдельные виды коммунальных услуг, компенсаций за предоставление льгот и субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг.

СТАТЬЯ 11. СОХРАННОСТЬ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА, ЕГО ЭКСПЛУАТАЦИЯ И РЕМОНТ

Собственник жилья обязан обеспечить сохранность жилищного фонда, надлежащую его эксплуатацию и ремонт в соответствии с законодательством Российской Федерации и Приморского края.

Для всех домовладельцев и управляющих организаций обязательны к применению правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, определенные действующим законодательством Российской Федерации и Приморского края.

Собственник приватизированного жилого помещения, полученного на основании законодательства о приватизации жилья и оказавшегося в ненадлежащем состоянии, вправе требовать устранения недостатков, включая проведение капитального ремонта, от той стороны, которая передала ему данное жилое помещение, или требовать соответствующей компенсации.

При невыполнении управляющей организацией возложенных на нее обязательств наниматели и домовладельцы вправе устранить недостатки жилищного фонда за свой счет с последующим уменьшением платежей управляющей организации.

Невыполнение собственником жилья работ по поддержанию в надлежащем состоянии жилищного фонда влечет обязательное уменьшение платежей граждан за содержание и текущий ремонт в порядке и размерах, установленных органами местного самоуправления Приморского края.

СТАТЬЯ 12. ВНЕДРЕНИЕ ПРИБОРОВ ИНДИВИДУАЛЬНОГО УЧЕТА И РЕГУЛИРОВАНИЯ РАСХОДА ВОДЫ, ГАЗА, ТЕПЛА И ДРУГИХ ЭНЕРГОРЕСУРСОВ

Граждане имеют право установить приборы индивидуального учета и регулирования расхода воды, газа, тепла и других энергоресурсов за счет собственных средств. В этом случае расходы, понесенные гражданами, в полном объеме возмещаются собственником жилищного фонда.

Порядок установки приборов индивидуального учета и регулирования расхода воды, газа, тепла и других энергоресурсов, а также порядок снятия показаний приборов для начисления платежей за жилищно-коммунальные услуги по факту расхода ресурсов устанавливаются соответствующими нормативными правовыми актами органов местного самоуправления Приморского края, которые доводятся до населения в порядке официального опубликования не позднее трех месяцев со дня вступления в силу настоящего Закона.


ГЛАВА III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

СТАТЬЯ 13. ВСТУПЛЕНИЕ В СИЛУ НАСТОЯЩЕГО ЗАКОНА

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Губернатор края (подпись имеется)
С.М. Дарькин
г. Владивосток 11 июня 2002 года
№ 241 - КЗ

ПОЯСНЕНИЯ К ЗАКОНУ

Уважаемые граждане ! Вы ознакомились с Законом, который был рассмотрен Законодательным собранием Приморского края и подписан губернатором 11 июня 2002 года. Именно по инициативе депутата И.В. Крутых разрабатывался этот Закон. Он вступит в силу со дня первой публикации его полного текста в газете “ Красное знамя Приморья “ и издании “Сборник нормативных правовых актов администрации Приморского края” (Постановление губернатора Приморского края от 19.12.2001 г. № 922)

Конечно, нет полного удовлетворения от текста этого Закона, поскольку некоторые формулировки не в полной мере защищают граждан от возможного беспредела исполнительной власти. Дело в том, что наши первоначальные формулировки были изменены согласительной комиссией за счет большинства членамикомиссии от исполнительной власти.

Самый большой минус Закона - это статья 8. Несмотря на категоричные наши возражения, согласительная комиссия включила второй абзац в эту статью Закона, а депутаты приняли именно такую текстовку, не обращая внимания на то, что в данном случае имеется прямое нарушение прав инвалидов. Если внимательно прочитать 8 статью Закона, то для сведущих людей сразу понятно, что она противоречит ст. 17 Федерального Закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ от 24 ноября 1995 года № 181- ФЗ. Дело в том, что данный краевой Закон устанавливает нормы и нормативы потребления жилищно-коммунальных услуг, в пределах которых предоставляются льготы инвалидам. В то же время федеральным Законом такие нормы не предусмотрены. Таким образом, муниципальным образованиям края предоставляется право “перебирать“ плату с инвалидов. В данном случае в соответствии с законодательством этот абзац краевого Закона должна опротестовать прокуратура. Если же этого не случится, то не расстраивайтесь, поскольку местные Законы не могут действовать в той части, в какой они противоречат федеральным законам, либо ущемляют права граждан. При любом судебном рассмотрении суд должен учитывать верховенство федеральных законов по сравнению с местными.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ МОМЕНТЫ ЗАКОНА (в тексте Закона выделено нами)

1. Закон обязывает предоставлять жилищно-коммунальные услуги и брать оплату с граждан только по письменному договору с гражданами, причем именно администрация муниципального образования или исполнитель услуг обязаны первыми своевременно принимать меры по его заключению (ст. 3).

2. Указана в Законе последовательность действий по заключению договора, сроки их выполнения. Заложен механизм воздействия при нежелании заключать договоры - это отсрочка платежей (ст. 4).

3. Дано право пересматривать тарифы не чаще 1 раза в год, возложена обязанность опубликования экспертизы тарифов, предусмотрены одинаковые тарифы и ставки оплаты для граждан независимо от принадлежности дома (ст. 6).

4. Излишками признается теперь площадь квартиры, превышающая социальную норму + 15 кв. м на семью + 10 кв. м на квартиру (ст. 7).

5. Не имеют теперь право отказать в предоставлении субсидии по основаниям наличия задолженности, если администрация (исполнитель) не обратилась в суд, и такая задолженность не установлена судебным решением, вступившим в законную силу (ст.9).

6. Администрация (исполнитель) обязана заключать договор с органами управления ЖСК,ТСЖ и т.д. на компенсацию средств жителям, имеющим льготы (ст. 10).

7. Если в приватизированной вами квартире выявлены существенные недостатки качества жилья, вам обязаны произвести необходимый ремонт либо предоставить компенсацию. Невыполнение работ или услуг влечет обязательное уменьшение платежей (ст. 11).

8. Граждане имеют право сами установить приборы учета в квартире и взыскать понесенные расходы с собственника жилого фонда, администрация обязана издать постановление о порядке установки приборов учета и о порядке учета показаний этих приборов при оплате коммунальных услуг (ст. 12).

9. В приложении к Закону имеется достаточно полный Договор социального найма жилого помещения со всеми приложениями. Текст этого договора можно брать за основу и при заключении других видов договоров, предусмотренных ст. 5 Закона.

В заключение хочется обратить ваше внимание на то, что данный Закон, несомненно, защищает ваши права. Мало иметь Закон, его необходимо применять. Важную роль на этом этапе играют ваше личное участие, требование исполнения через прокуратуру и суд. В полной мере используйте своих депутатов в этом вопросе (у них права есть). Помните, что еще не раз будут предприниматься попытки изменить даже этот Закон в угоду определенным лицам от власти. Судьба этого Закона - в ваших руках!

ЖЕЛАЕМ УСПЕХОВ В ЗАЩИТЕ СВОИХ ПРАВ !

Игорь КРУТЫХ, Сергей ДОЛОТОВ.


Другие статьи номера в рубрике Защита прав:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100