Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 34 (1014) от 21 августа 2012  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Политика

Татьяна Демичева Против коррупционных законов

Вопросы задавала Анастасия ПОПОВА

Татьяна Демичева, заместитель председателя президиума ОДПК «Хранители закона» считает, что многие муниципальные акты, принятые городской думой последнего созыва, подавляющее большинство которой состоит из единоросов, содержат коррупционные элементы, направлены на то, чтобы суды выносили коррупционные решения. С этим нужно бороться, Поэтому предстоящие выборы в думу г. Владивостока играют решающую роль. От того, как они пройдут и кого выберут, зависит будущая жизнь всех горожан.

– Татьяна Петровна, а что вас не устраивает в работе городской думы?

– Не устраивает, как вводятся городской думой коррупциогенные факторы в законодательство на муниципальном уровне, на фоне которых суды выносят, считаю, коррупционные судебные решения.

– Какие местные законы вы считаете коррупционными?

– Ещё в 2009 году в «АВ» №9 (833) в статье «Вредоносная дума должна быть распущена» содержится моё мнение о принятии думой г.Владивостока в первом чтении поправок к муниципальному правовому акту № 30-МПА от 10.05.2006 об изъятии из него судебного порядка сноса недвижимости. Возможно, эта публикация помогла сохранению в нем конституционной нормы права.

В моей практике были случаи ссылки судов на муниципальные акты не только Владивостока, но и других городов края, содержащие коррупционные составляющие. Полагаю, такой муниципальный акт – один из винтиков целой коррупционной системы.

Например, вычёркивается из местного акта одна строчка, которая дублирует Федеральный закон. В думе говорят: «Зачем дублировать федеральный закон? У нас будет и короче и понятнее». В итоге принимается муниципальный акт, в котором игнорируется норма Федерального закона, более высокой по иерархии. В нормальных судах ФЗ должен приниматься во внимание, а не противоречащий ему муниципальный акт.

Но у нас суды такие, какие есть. В своей практике столкнулась с тем, что судьи при такой ситуации на федеральный закон не обращают внимания, не говоря уже о Конституции РФ, а принимают решения на основании местного акта, в котором отсутствуют нормы ФЗ. И, получается, только на основании муниципального акта придаётся видимость законности такому судебному решению. А такие судебные решения устоят даже при обжаловании в самых высших судебных инстанциях.

Судебная система по делам, где граждане спорят с администрацией города, зачастую на стороне администрации. Оспорить коррупционный муниципальный акт практически невозможно… Во всяком случае, мне неизвестно, чтобы кто-то в последние годы оспорил нормативный муниципальный акт, даже если он противоречит конституции или ФЗ. Очевидно, это следствие зависимости судебной власти от исполнительной как результат несменяемой власти в стране уже длительное время.

Ты, обычный гражданин, сейчас можешь оспорить в Конституционном суде Федеральный закон, если к тебе его применили в суде. А муниципальный акт в Конституционном суде ты оспорить не можешь.

Если муниципальный правовой акт не соответствует ФЗ и если муниципальный правовой акт не содержит нормы ФЗ, в наших судах он позволяет обходить ФЗ и придавать коррупционным решениям видимость законности.

– То есть при нехорошей круговой поруке в Думе и городской администрации можно нашлёпать таких правовых актов, что в итоге всё у всех отобрать.

– Именно так и делается.

– Расскажите о случаях из вашей практики…

– Что далеко ходить. Якобы для нужд саммита АТЭС убрали киоски вдоль гостевого маршрута. Кому они мешали? Попробуй, купи теперь воды, мороженого…

Вышло в 2009 году постановление № 777, что к саммиту АТЭС в ста метрах от трассы не должны находиться временные сооружения. Его издал Пушкарёв. Почему в ста метрах, а не в пятидесяти? Почему вообще нельзя?

Я ходила по Страссбургу, там все кафе выносятся на улицу, фокусники пляшут, толпы туристов ходят свободно среди горожан, хотя проводятся в это время парламентские ассамблеи. Вывесили флаги государств-участников, а в городе продолжается своя обычная жизнь. Никто никому не мешает.

Или река Сена в самом центре Парижа. Вдоль её берегов в ряд стоят ящики длиной метр-полтора с навесными замками. Поздно вечером их увидели и не могли понять, для чего они. Утром идём к собору Парижской Богоматери, а они уже открыты и во всю идет торговля: сувениры, секонд-хэнд, живопись…

Туристы из всего мира там ходят, и никто из властей не озабочен, что это якобы портит Париж. Это своеобразие города и свидетельство о свободе предпринимательской деятельности. Никто не поспорит о том, что Париж – один из красивейших городов мира.

А у нас торговать вдоль дороги нельзя. Это портит, по мнению местной власти, какой-то облик. Интересно знать, чей? Позже ввели, считаю, дискриминационную норму права в постановлении № 777– газетным киоскам можно находиться, а всем остальным нельзя. Почему нельзя, например, цветы продавать вдоль дороги?

Экономическое чудо любой страны — это свобода предпринимательства. Это показала история. И послевоенная Япония, и современный Китай, и Европа. Секрет прост: дай свободу предпринимательской деятельности, не мешай, и получим экономическое чудо. Посмотрите на соседний Китай. Как они быстро перестраиваются! Уже давно обошли нас, кормят и одевают, мы лечимся и зубы вставляем в Китае намного дешевле и быстрее, чем у нас. Мы без Китая уже никуда. И качество у них поднялось — они за этим следят.

Сравнить китайскую границу с нашей: буквально, переезжаешь 10 метров, и на крышах в выросших китайских городах из деревень самые современные технологии в применении – солнечные батареи – микрогрузовики на электрических аккумуляторах. Экологически чистые продукты, свежий воздух... И что мы имеем на своих границах? Опустошённые деревни, заросшие поля...

Свобода предпринимательской деятельности – основа демократии. Хотя в демократии тоже есть свои минусы, но пока лучшую форму правления человечество ещё не придумало.

– А что вы делали во Франции?

– Ездила по приглашению Центра международной защиты. В 2009 году в Страсбурге в течение недели проводились семинары по международному праву с участниками из России, Украины, Молдовы, Грузии, Армении. Обсуждали, как оказалось, сходные проблемы законодательства и защиты прав человека на постсоветском пространстве. Для нас были организованы встречи с работниками Европейского Суда, Комитета министров Совета Европы, ответственных за исполнение решений Европейского Суда, представителем Парламентской Ассамблеи, слушали разбирательство дела в Большой Плате Европейского Суда. Программа была обширная и очень насыщенная. А после семинара как не съездить в Париж? От Страсбурга до Парижа на «Сапсане» всего 2 часа 17 минут.

– И часто Вас приглашают на подобные мероприятия?

– Довольно часто. Мне посчастливилось пройти очень серьезные обучающие программы для адвокатов и юристов в Центре содействия международной защиты в Москве и Страсбурге в 2007 и 2009 году. А в 2010-2011 годах – в Европейском гуманитарном университете в г. Вильнюсе в Литве. Семинары, круглые столы и международные конференции юристов-правозащитников проходят на высочайшем уровне, позволяют повысить юридическую квалификацию, обменяться практическим опытом и найти единомышленников в деле по защите прав человека. Сейчас становится всё актуальней проблема (кроме пыток в правоохранительных органах), считаю, свободы слова, ассоциаций и собраний на всем постсоветском пространстве.

– Не секрет, что на оппозиционеров могут искусственный компромат собрать или завести сфальсифицированное уголовное дело. В частности, на коммуниста Самсонова что-то собирают. А вы готовы к сфальсифицированным обвинениям в свой адрес?

– Я довольно давно занимаюсь общественной деятельностью. Когда-то я защищала общеобразовательную школу в посёлке Дунай. Коллектив учителей, дети и их родители единым фронтом встали на защиту своей школы (кстати, она благополучно существует до сих пор). Мне передали, что на меня собирают какой-то компромат. Я говорю: «Ой, как хорошо, дайте мне заработать на иске по защите чести и достоинства»… Хоть, на этом заработаю, общественная работа прибыли не приносит. Говорю: «Покажите мне в письменном виде компромат». Стали искать. Спрашиваю: «Что, нашли, дайте посмотреть». Мне отвечают: «Ничего не нашли».

– Ну это простые сплетни, а если сфальсифицируют уголовное дело?

– Те, кто фальсифицируют уголовные дела, трусы. Они боятся выразить свое мнение, отказать исполнить заведомо незаконные приказы и указания, данные им сверху. На пустом месте взять и осудить публичного человека не так-то просто. А если имеешь ещё грамотного добросовестного адвоката, шансы у фальсификаторов резко уменьшаются.

– Какие партии, вы считаете, могут составить конкуренцию «ЕР» на предстоящих выборах в городскую думу?

– Хочется верить, что «ЕР» наберет не более четверти голосов, несмотря на колоссальный административный ресурс, судя по выборам 4 декабря прошлого года. Поэтому у оппозиции есть реальный шанс иметь в думе города квалифицированное большинство.

Полагаю, КПРФ безусловно займет в ней достойное место. Приморье сильно покраснело на декабрьских выборах. Ситуация вряд ли изменится.

Региональное отделение ЛДПР очень активно, но программа партии вызывает много вопросов в части разжигания, считаю, национальной розни. Хотя я не слышала, чтобы к ним силовые структуры предъявляли претензии по этому поводу. Претензии идут к высказываниям не националистического толка. А к высказываниям, которые вражду не разжигают. Даже взять процесс «Пусси Райт». Девочки выступили с молитвой «Борогодица, Путина прогони», а их преследуют за разжигание религиозной ненависти и вражды, инкриминируют хулиганство.

ЛДПР только называется либерально-демократической.

Считаю, самая демократичная из всех зарегистрированных партий – это «Яблоко». Она уже давно тесно занимается вопросами экологии. Председатель фракции «зеленых» партии «Яблоко», профессор А. В. Яблоков поднимает глобальные вопросы по атомной энергетике. Говорит, что если посчитать расходы на утилизацию и ликвидацию АЭС, стоимость электроэнергии получается на порядок выше, чем электроэнергии от других источников. И это в случае безаварийной работы атомных электростанций. Региональное отделение партии «Яблоко» всегда поддерживало и поддерживает инициативы граждан.

«Справедливая Россия» тоже имеет своих сторонников. И пусть будет у власти не одна правая нога «ЕР», но и левая.

– Будучи депутатом городской думы, можно ли повлиять на коррупцию в судах и правоохранительных органах?

– К сожалению, полномочий депутатов гордумы маловато. Депутаты могут только принимать законодательные акты. Чтобы решать глобальные проблемы, нужно быть, как минимум, депутатом краевой Думы, а лучше Государственной думы.

На уровне депутата городской думы можно улучшить качество жизни в своём городе. Но и надо начинать с себя. При той политической системе, при той власти, которая существует, замахиваться на такие глобальные проблемы невозможно. Мы живём здесь и сейчас. Можно и нужно навести порядок в своём жилище. Не придёт Путин, и его не заставишь навести порядок у себя в квартире.

Городские депутаты принимают городской бюджет, в городской думе можно посмотреть, как он расходуется, на что идут средства, какие местные законы принимаются.

Считаю, у нас очень часто за семью печатями принимаются нормы права, опасные для общества, так как в думе большинство единоросов. И лишь единицы пытаются голосовать против или пытаются внести поправки. Их не слышат, забивают.

Это неправильно. Если в думе будет больше оппозиции, я думаю, хотя бы в нашем городе будет больше правильных законов, и жизнь в городе будет лучше. А там, где одни единоросы, это невозможно.

– Как вы считаете, в этой думе в принципе может быть большинство единоросов?

– Всё зависит от горожан. Если горожане придут на выборы, и проголосуют за того, кого они хотят, я думаю, единоросы не победят. Конечно, на выборах есть коррупционные фильтры. Много их на стадии выдвижения и регистрации, как это было на прошлых выборах. Я считаю, фильтры будут и для кандидатов в депутаты, и для наблюдателей.

Но если на каждом участке будет по добросовестному наблюдателю, уже сложнее будет фальсифицировать выборы.

Многие не считают Путина легитимным президентом, потому что было выявлено очень много нарушений. Хотя президентские выборы не оспорены, в отношении них есть недовольство в народе.

Если выборы в гордуму пройдут без фальсификаций, городская дума будет выражать интересы большинства горожан, Всё возможно. Если же фальсификации будут... В стране уже существует социальная напряжённость, и в городе она только увеличится.

Вопросы задавала Анастасия ПОПОВА


Другие статьи номера в рубрике Политика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100