Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 26 (1006) от 26 июня 2012  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Вселенная

Музыка – это стихия моей жизни

Беседовала с маэстро Наталья БРИЗ

Есть такая редкая профессия – дирижёр. Это высокообразованные специалисты, про них действительно можно сказать, что они небожители.

Эдуард Александрович Дядюра своим приездом порадовал жителей Владивостока. Музыкальные критики называют его одним из самых лучших представителей поколения дирижеров XXI века.

– Вам понравился Владивосток?

– Очень красивый город. Я живу в гостинице на Набережной, открываю окно и любуюсь прекрасным видом. Необыкновенные ощущения. Очень люблю море. Моя мечта – жить где-нибудь рядом с морем. Я уже говорил неоднократно владивостокским музыкантам, с которыми сейчас работаю, что ощущение такое, будто нахожусь где-то в Крыму, в Ялте.

– А что вы цените в музыкантах, с которыми работаете?

– Преданность музыке. Пусть у человека будут какие-то недостатки, это не суть важно, главное для меня, чтобы он был фанатом музыки, её слугой.

– Трудно работать с разными коллективами? Вы сегодня здесь, а завтра в другом часовом поясе. Есть чувство страха?

– Трудности нет, и страха нет. Наоборот, интересно. Я много слышал о Тихоокеанском симфоническом оркестре. Мой хороший приятель, бывший дирижёр Михаил Аркадьев, много рассказывал о нём. Меня всегда ведёт творческий интерес. В этом деле важна первая репетиция, на которой завязывается контакт. Важно завоевать уважение, понимание музыкантов. Ведь приезжаешь к людям, которые уже переиграли всю музыку с разными дирижёрами. У нас получился контакт, поэтому был полноценный, взаимный, творческий процесс в созидании музыки.

– Почему выбрали именно этот репертуар?

– Последний раз я играл музыку Бетховена четыре года назад в Большом зале Московской консерватории. У меня очень много концертов, программа постоянно меняется. И когда спросили, что бы я хотел сыграть, я остановился на музыке Бетховена. Симфония № 5 – одно из лучших его произведений. Монументальная музыка, уникальная, невероятная.

Я, конечно, хотел бы сыграть и русскую музыку, но поскольку оркестр до конца не укомплектован – есть проблемы с гобоями, всего один контрабас, хотя должно быть минимум три-четыре. И от этой идеи пришлось отказаться.

Музыку Чайковского, Рахманинова играть с одним контрабасом нельзя, да и Бетховена, собственно говоря, тоже, но пришлось.

– Как вы пережили 90-е годы?

– С большим трудом. Я был студентом, когда началась эта перестройка. Мизерная зарплата угрожала голодом. Хотел уйти в бизнес. Но считаю, что мне повезло, удержался от соблазна.

Во-первых, я одержим музыкой. Музыка – это стихия моей жизни. Надеюсь, что до конца своих дней буду заниматься только симфонической музыкой. Благодарю Бога, что помог мне не изменить профессии. В то время люди делали деньги из ничего, многие стали миллионерами.

Меня приглашали и до сих пор приглашают заняться бизнесом, но я считаю, что рождён для музыки. Это моё призвание, а не крест. Большое счастье заниматься любимым делом.

– Музыка может кардинально изменить человека?

– Конечно. Она облагораживает, повышает духовный статус, образовывает внутреннюю культуру, расширяет кругозор. Классическая музыка формирует позитивное мышление. Необходимо посещать и театр, и выставки. Наш мир, по-счастью, многогранный.

Но сейчас наступило гиперактивное время. Мы имеем Wi-Fi, Интернет, мобильную связь. Музыка привлекает уже какие-то другие исторически-временные тенденции.

Бывает, что современные композиторы хотят публику просто чем-то удивить и пишут музыку, к примеру, для тромбона, стула и тарелки. Устраивают какие-то шумовые эффекты, стучат палкой по графину или по тарелке. Кому это нужно? Один раз посмотреть, удивиться и забыть.

Такая музыка не привлекает, второй раз человек не будет её слушать. Поэтому я дорожу классикой.

– Вам бы хотелось пожить во время Моцарта и Бетховена?

– А я и живу в те эпохи, когда исполняю их музыку. Дирижёр – это проводник между композитором и слушателем. Всё что хотел сказать композитор, надо донести до публики.

Настоящий дирижёр своими движениями предвосхищает музыку. Он её рисует, как кистью, дирижерской палочкой, мимикой, взглядом, телодвижениями. А музыканты – это краски, и в каждого необходимо впрыснуть энергетику, эмоциональное состояние, чтобы они могли в этом творческом процессе находится с тобой на одной волне. Тогда слушатель примет эту музыку.

Бывают такие великолепные моменты, когда за спиной я ощущаю полную тишину, будто никого нет. Это значит, публика очарована музыкой, уединилась с ней и тоже является участницей творческого процесса. Необыкновенное ощущение! Это момент счастья, гармонии и одухотворения. Все в едином энергетическом потоке.

Происходит чудо – музыка наполняет сердца людей, а это огромный благодатный мир.

– У нас во Владивостоке завершается строительство театра оперы и балета.

– Хорошее дело. Но это всего лишь половина дела. Вопрос: кто в нём будет работать? Укомплектовать театр сложно, необходимо жильё, хотя бы общежитие, финансы. Дорогое удовольствие – содержать театр оперы и балета. Понимаете, нужны голоса, музыканты, танцоры.

– Всё же хочется, чтобы в таком красивом городе был храм Искусства.

– К сожалению, не будет. Будет очередная площадка для Стаса Михайлова, Елены Ваенги, т.е. просто концертный зал. Это называется: пошили хороший костюм, а одевать некого. Именно так. А идея прекрасная...

– Что вас удивило в нашем городе?

– Меня удивил и порадовал сказочно-воздушный вантовый мост, как будто я побывал в Америке, в штате Нью-Джерси. Удивила филармония своей красотой. Архитектурно гармоничное здание. Улица Светланская, которая дарит возможность окунуться в атмосферу XIX века. И, как я говорил уже, красивый вид из окна моего номера вызывает ощущение привлекательного курорта. Всё на контрастах, и всё приятно уживается.

– Огромное спасибо Вам за это прекрасное интервью для наших читателей.

23 июня в филармонии Владивостока был аншлаг. Великий Бетховен в исполнении Тихоокеанского симфонического оркестра под руководством талантливого дирижёра Эдуарда Дядюры наполнил сердца жителей и гостей города божественной энергией любви и гармонии. А Эдуард Дядюра, как вселенский камертон, настраивает организм людей на здоровый лад.

Беседовала с маэстро Наталья БРИЗ


Другие статьи номера в рубрике Вселенная:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100