Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 11 (939) от 15 марта 2011  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Политика

Новые «решения» государства по проблеме нехватки мест в детских садах

Консорциум

Всем известно, что нехватка детских дошкольных учреждений является очень острой проблемой во всех регионах России, общая очередь в детские сады достигла в настоящее время 1 млн 700 тысяч детей.

30 ноября 2010 года президент РФ Медведев Д.А. в своем очередном послании Федеральному Собранию РФ отметил, что нехватка детских садов препятствует реализации курса на преодоление демографического кризиса в стране. При этом президентом РФ были предложены эффективные меры по решению этой проблемы. Суммируя сказанное президентом, а также успешный региональный опыт, укажем способы решения проблемы.

1. Создание новых мест путем

• возврата в систему дошкольного образования бывших детских садов;

• строительства новых ДОУ по типовым проектам);

• выкупа бюджетом квартир на первых этажах жилых домов и создания там «мини-садов», являющихся структурными подразделениями (отдельными групповыми ячейками) ближайшего МДОУ (цена создания места в таких «мини-садах» во много раз меньше, чем при строительстве нового ДОУ).

2. Выдача родителям на ребенка-очередника индивидуального сертификата дошкольного образования, обеспечение которого осуществляется в размере бюджетных трат на ребенка в ДОУ.

Однако вместо принятия указанных эффективных мер, ответственные лица и органы субъектов РФ, а теперь уже и Российской Федерации, идут по простейшему пути «уплотнения» ныне существующих ДОУ, что является по сути способом ликвидации дошкольного образования в России, а также прямым извращением поручения президента.

Действительно, 20 декабря 2010 года Постановлением № 164 Главного государственного санитарного врача Российской Федерации были утверждены СанПиН 2.4.1.2731-10 «Изменения № 1 к СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях».

Пунктом 6 указанного Постановления из СанПиН исключено понятие предельной наполняемости групп. Таким образом, если ранее для детей 3-7 лет максимальное количество детей в группе было определено в 20 человек, то теперь эти нормы исключены.

По новым нормам «количество детей в группах дошкольной организации общеразвивающей направленности определяется исходя из расчета площади групповой (игровой) – для ясельных групп не менее 2,5 метров квадратных на 1 ребенка, в дошкольных группах не менее 2,0 метров квадратных на одного ребенка». При этом сама групповая площадь теперь будет считаться с учетом площади занимаемой мебелью. (п. 8 указанного Постановления).

Внесенные в СаНПиН изменения вступают в прямое противоречие с действующим Постановлением Правительства РФ от 12 сентября 2008 г. № 666 «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении». Противоречие заключается в том, что пунктом 32 Постановления Правительства зафиксирована предельная наполняемость группы в зависимости от конкретных установленных норм, для каждого вида групп, разделенных по возрасту, а новейшие изменения СанПиН 2.4.1.2660-10, устанавливают зависимость наполняемости группы от групповой (игровой) площади.

Эти изменения приведут к тому, что средняя численность детей в одной группе детского сада возрастет до 35-40 человек. При этом увеличение количества педагогов в группе не предусмотрено.

Эти меры повлекут за собой существенное ухудшение положения детей в детских садах и качества детского дошкольного образования. При таком количестве детей в одном помещении неминуемо увеличение распространения различных инфекционных заболеваний. Кроме того, педагог не сможет проявить индивидуальный подход к развитию каждого ребенка, без которого качественное образование просто невозможно.

Вызывает особое возмущение п. 9 указанного Постановления, которым исключается норма следующего содержания «Во избежание травматизма детей стационарные двухярусные кровати не используют». При этом по новым правилам разрешается организация сна детей в групповых помещениях с использованием для этого складных кроватей трансформеров с жестким ложем (п. 13 указанного Постановления). Очевидно, что использование подобных кроватей опасно для детей. Увеличение числа детей в группе приведет к переутомлению педагога, к снижению внимания и, как следствие, участится детский травматизм. Рост детского травматизма ведет за собой уголовную ответственность педагога.

Данное Постановление приведет к существенному ухудшению условий труда женщин. При использовании многоярусных кроватей педагог (а абсолютное большинство из них – женщины) будет должен поднимать ребенка на второй ярус кровати. Средний вес ребенка от 12 до 18 килограммов.

Это противоречит «Нормам» предельно допустимых нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную» (Постановление Правительства РФ от 06.02.93 № 105), где предельно допустимая масса нагрузки для женщин предусмотрена не более 10 кг. В соответствии с п. 2 ст. 253 ТК РФ запрещается применение труда женщин на работах, связанных с подъемом и перемещением вручную тяжестей, превышающих предельно допустимые для них нормы.

В то же время очевидно, что профессия воспитателя детского сада не может быть запрещена для женщин, да и мужчины не пойдут на столь низкооплачиваемую работу. Скорее всего, ухудшение условий труда педагогов детских дошкольных учреждений будет просто игнорироваться.

Таким образом, указанное Постановление является непродуманным, непроработанным, принятым поспешно и без проведения соответствующей экспертизы. Помимо этого, данное Постановление также ухудшает положение сотрудников дошкольного учреждения.

Не секрет, что труд педагога детского сада является низкооплачиваемым, и при таких условиях увеличение нагрузки на педагога практически вдвое может привести к оттоку профессионалов из системы дошкольного образования и, как следствие, к ее дискредитации и развалу в обозримой перспективе.

Мы убеждены, что принятие данного Постановления входит в прямое противоречие с Посланием президента РФ Федеральному Собранию РФ, а также нарушает п. 2 ст. 7 Конституции РФ в соответствии с которым, в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, а также п. 1 ст. 38 Конституции РФ, согласно которому детство находится под защитой государства.

Консорциум, http://wcons.org.ru/ru/news.php?type=cons&news_id=610


Другие статьи номера в рубрике Политика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100