Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 41 (865) от 14 октября 2009  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Экономика

Советская авантюра алхимиков

Марина ЗАВАДСКАЯ

или ПРОИЗВОДСТВО АВТОМОБИЛЕЙ ВО ВЛАДИВОСТОКЕ
Помните советские времена, когда банки производились на одном краю страны, а крышки к ним – на другом? С одной стороны – хорошо: все задействованы в производстве, все чем-то заняты. С другой – попробуй поймай то блаженное место, где банки пересекаются с крышками!

А с третьей стороны – ну и что, что в стране дефицит всего, зато население занято поисками необходимого, и времени на раздумья, а правильно ли это, не остается.

Ну вот нечто подобное планируется и сейчас.

Я имею в виду, конечно, производство автомобилей во Владивостоке на Дальзаводе.

ЧТОБ СКАЗКУ СДЕЛАТЬ БЫЛЬЮ

Вы помните, с чего началась эта авантюра: друзья Нашего Всего напели ему в уши, что гордость советского автопрома в прогаре, но это зло не столь большой руки, лишь стоит повысить пошлины до запретительных размеров. Ну и повысили.

Массовые протесты дальневосточников были восприняты центральной властью как личное оскорбление и подрыв устоев. Впрочем, присутствовало и некоторое недоумение: чего им надо, этим дальневосточникам? Говорят, что тысячи людей работы лишились и машин дешевых? Ладно, бросим им кость: организуем у них там автопроизводство – вот вам и работа, и машины! Да уже в конце 2009 года во Владивостоке будут собраны первые автомобили!

Здесь эти обещания были восприняты как неудачная и даже глупая шутка. Собрать-то можно что угодно, даже автомобили – это не проблема… А дальше-то что? Чтобы производство было рентабельным, собирать надо много. И продавать – тоже много. Желательно невдалеке от сборки. Потому что тарифы-то железнодорожные – о-го-го какие! Потому изначально так мало здесь было автомобилей, произведенных в европейской части России. А местные потребности покрывали машины, привезенные из соседних стран: дешево, близко, комфортно. Ну и зачем нам эти сказки о производстве?

И вот эту сказку воплощает в реальность компания «Соллерс» (бывшая «Северсталь-авто»). Sollers по-латыни – искусный, умелый, изобретательный. Это классическая латынь. А в средние века так называли алхимиков.

Я ЕГО СЛЕПИЛА ИЗ ТОГО, ЧТО БЫЛО

Место воплощения – Дальзавод, 14-й цех (тот, который возле Луговой).

Вообще-то раньше на Дальзаводе ремонтировали морские суда – гражданские и военные. Но как судоремонтное предприятие Дальзавод – банкрот. И перспективы использования завода по назначению – туманны, как июньская погода. Вроде бы. Но судя по тому, что на судоремонтную территорию влезает автосборка – на перспективы Дальзавода уже махнули рукой. Так почему бы не использовать то, что осталось, то есть пустое место?

И помещение цеха просторное, и еще место есть, и железнодорожная ветка, и причальная стенка имеются. Детали-то все равно будут везти от соседей! Поскольку собирать здесь будут не что-то новое и оригинальное, а то, что уже есть. По лицензии. Итальянские Fiat, корейские SsangYong, японские Isuzu. Только иностранные брэнды. Делать во Владивостоке отечественные авто «Соллерс» не решился.

А как насчет оборудования? Да тоже ничего нового. Демонтировали линию на заводе в Набережных Челнах, через всю страну везут сюда, чтобы здесь смонтировать. И будет, как новенькая!

То есть это не новый, не еще один автозавод открывается, а переезжает уже существующий на новое место. Так во время войны эвакуировали заводы из европейской части в Сибирь. Теперь эвакуируют завод во Владивосток…

У нас что, война?

УДАРИМ ОТЕЧЕСТВЕННЫМ БОЛТОМ ПО ИНОСТРАННОМУ АВТОПРОМУ!

Первым делом, конечно, наберут людей и научат. Учебный центр откроют. А там и производство начнут. Гендиректор «Соллерса» Вадим Швецов уверен, что потребности Дальнего Востока в продукции компании огромны. Но… Основная часть авто пойдет на Запад. Потому что местный рынок еще только предстоит завоевать. Прежде всего качеством. А пока компания устраивает презентации и пресс-конференции.

Кстати, на презентации 7 октября журналистам продемонстрировали новенькие Ssang Yong соллерсовской сборки. И что же? Ушлые автомобилисты заглянули под капот – и обнаружили незакрепленный болт, о чем немедленно раструбила PrimaMedia. Так что мало сказать, что местное качество будет еще лучше родного корейского, надо это еще доказать. Вернее – долго доказывать.

А пока – на Запад, на Запад…

ХАЛЯВА, СЭР?

А как же железнодорожные тарифы?

А никак. И конвейер из Набережных Челнов едет сюда по нулевому тарифу, и готовые авто по нулевому тарифу будут на Запад отправлять. На войне как на войне.

Нет, РЖД не будут, конечно, себе в убыток работать, эти деньги им возместит государство. То есть все мы оплатим проезд собранных здесь авто через всю Россию – нашими налогами.

Впрочем, халява халявой, но купить старый цех, землю, демонтировать оборудование, погрузить, разгрузить, смонтировать, отладить, обучить народ, запустить производство, убедить враждебно настроенную публику купить продукцию… Деньги и усилия немалые! Как назвать «Соллерс» – энтузиастами, оптимистами или авантюристами?

С другой стороны, а был ли у них выбор? Обещания премьера кто-то должен исполнить. Почему не они? Есть предложения, от которых невозможно отказаться – убытки будут несравнимы с тем, что уже потрачено и будет потрачено еще.

Так что халявный проезд по железной дороге – это не слишком большая компенсация. К тому же…

К тому же кто, какой астролог или алхимик даст стопроцентную гарантию, что эта халява сохранится навсегда? Наше государство слишком часто меняет правила игры. Сейчас оно готово на издержки, чтобы заткнуть рот дальневосточникам. Но как только опасность, по его мнению, отпадет – что мешает обрубить «Соллерсу» халяву?

Кстати, на пресс-конференции 9 октября был задан вопрос: а что будет, если продукция тут не пойдет? Завод закроется?

– Нет, нет! – воскликнул Вадим Швецов. – Мы уже столько денег вложили!

Ох, как бы не получилось так, как в песне Михаила Щербакова:

…Теперь бы эту быль
обратно сделать сказкой,
да слишком много дел
и слишком мало сил.

Марина ЗАВАДСКАЯ.


Другие статьи номера в рубрике Экономика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100