Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 31 (802) от 30 июля 2008  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Вселенная

О роли симфоний в изготовлении гаек

Вера Аксенова

Обозреватель «Комсомолки» Инна Руденко беседует с Диной Кирнарской о том, как искусство влияет на экономику страны
Она высока, стройна, по-юному энергична. Ученый, администратор стереотипно представляется... несколько иным, скажем так. Имя Дины Константиновны КИРНАРСКОЙ, проректора, доктора наук, зав. кафедрой Российской академии музыки имени Гнесиных, было знакомо.

Но встретились мы после того, как с экрана телевизора услышала ее высказывание, явно из стереотипных представлений выпадающее.

Знакомьтесь, «хомо музикус»

- «Культура - главный фактор экономики» - это ваше утверждение, признаться, прозвучало ошеломляюще. Конечно, связь культуры и производства явно есть. Но «главный фактор»? Не преувеличиваете ли вы?

- Нет, конечно. Главный фактор экономики, главная ее сила - это человек, работник, сотрудник, персонал. Как люди работают? Каков их уровень ответственности? Насколько они могут осваивать новое? Инновационно мыслить? Они творчески открыты или, наоборот, что-то там еле-еле воспроизводят и все никак не произведут? Понимаете, это же лю-ди. Чело-веки. А мозг человека, рука человека, глаз человека, слух человека - это все формирует искусство.

- Дина Константиновна, вы музыковед, читаете лекции по истории музыки. Музыка и экономика, это как-то далековато друг от друга, а вы...

- Я занимаюсь музыкальными способностями. Начала в кандидатской диссертации, продолжила в докторской. Потом защитила и третью диссертацию - по психологии. Музыкальная одаренность накопила за многие тысячелетия опыт распознавания способностей. И вся эта информация, как во флюсе, сидела и сидела долгие годы. Теперь стали уже активно изучать на примере музыки, как человек мыслит, как работает его мозг, какие полушария активно задействованы в тех или иных случаях. На Западе это огромная область науки. Изучая человека музыкального, «хомо музикуса», как я его называю в своей книге «Музыкальные способности», вы много чего можете сказать о человеке в целом.

Я больше говорю о музыке, это мне ближе, но речь об искусстве вообще. Оно старше всех областей деятельности. Вот почему роль искусства в формировании мозга превосходит роль всего. Это не фантазии, а исторически обоснованные выводы. Это уже многие поняли.

- Не культуролог, известный экономист Евгений Ясин утверждает: сегодня главное не экономические реформы (!) сами по себе, а реформа сознания.

- Вот-вот. А одним из самых эффективных рычагов реформы сознания является искусство. Что сделали, скажем, в Финляндии? Налоги от шоу-бизнеса отдали на распространение музыкальных школ. Не было стремления всех сделать музыкантами. Но музыкальных занятий хватило, чтобы изменился их мозг, их менталитет, отношение к себе, к работе, к миру. Итог: через 20 лет, имея на каждом углу школу музыки, Финляндия выходит на первое место в мире по конкурентоспособности.

- Неужели?

- Это именно так. В Америке 2000 музыкальных факультетов! А Япония? Что делают там умные корпорации? Внедряют внутрь художественное образование. «У нас сегодня урок каллиграфии» или «Мы всей фирмой выезжаем на Фудзи рисовать». В Японии вообще культ искусства, культ культуры - и ее поставили на службу экономике.

- А как, скажите, пожалуйста, можно заставить всю корпорацию ехать на Фудзияму рисовать?

- В Японии совершенно иная, чем у нас, структура корпорации. Это, так называемая, семейная модель. Все проблемы решаются сообща. Это очень коллективное сообщество. Начальник - как глава семьи, глава рода: он командует вами, но он вас и защищает. А вы добровольно берете на себя свои обязанности, подчиняясь законам семьи. Никаких строгостей чрезмерных. В семье, как говорится, не без урода: ну не может человек, не получается у него - что его, убить, что ли? Нет - мы тебе поможем. Вы знаете, как называют всю Японию? «Джапэн инкорпореитед». Вся страна - это как бы одна корпорация. На культурном, самом главном уровне. Я возлагаю огромные надежды на японскую модель и считаю, что она должна лечь в основу российской экономики.

- А многие примером считают шведскую модель. Но у нас что-то дурное в первую очередь прививается. Не случайно же говорят: хотели примкнуть к западной цивилизации, а примкнули к ее канализации...

- Вот этот индивидуализм, какие-то рваческие наклонности, бандитизм, гангстеризм... Нет, совершенно неправильно мы ориентируемся. Обращаем свой взор на Запад и во многом, к несчастью, на своих нелюбимых конкурентов, похожих на Америку.

- А что, на Восток ориентироваться? На Азию?

- Помните, как некогда о нас говорил историк, политический деятель Милюков? «Азиопа». А Блок - «скифы мы, азиаты мы».

- Но звучало это, согласитесь, весьма нелестно.

- А сейчас далеко не так. Разве плоха Азия? Разве плохи «тигры» - Таиланд, Сингапур, Япония? XXI век вполне может стать веком Азии. Почему Россия так болезненно переживает переход к так называемым капиталистическим отношениям? Потому что эти отношения должны у нас, как в Японии, накладываться на свой менталитет. На общинную модель, которая издавна была у нас укоренена. На свою национальную культуру.

Что будет, если мы начнем только развлекаться?

- А можно прямо сказать: какова культура - такова и экономика?

- Да, конечно.

- Но ведь у нас сейчас культ масс-культа!

- Вот такая у нас и экономика.

- Развлекать, развлекать и развлекать «до дней последних донца»...

- Главная беда современной культуры в том, что имидж ее, образы ее в массовом сознании засели, как законы зоны. Звериные, дикие. «Каждый за себя», «Каждый умирает в одиночку». Это пресловутое «Не верь, не бойся, не проси». Психология зоны лезет отовсюду.

А все эти развлекаловки, эти фу-фу, ля-ля тоже отнюдь не безопасны. Если человек будет только развлекаться, кем он станет? Очень опасная тенденция сейчас в культуре, и не только у нас, - инфантилизм. Добавьте сюда очень узкое разделение труда - и человек превращается в бобика. И вот от этого бобика вы хотите творческого подхода к делу? Да у него все и так хорошо.

- Но ведь не бобики, вполне, казалось бы, разумные люди, слывущие даже интеллектуалами, приветствуют то, что искусство, в частности литература, перестали, цитирую, «комиссарить», «паханить». Не кажется ли вам, что таким образом отрицается воспитывающая роль искусства?

- Искусство не воспитывает. Оно влияет. Это разные вещи - воспитывать и влиять. Оно влияет, с одной стороны, с другой - держит перед обществом зеркало. Шекспир говорил о театре - это зеркало, которое показывает истинное лицо доблести и истинное лицо низости. Какова эпоха, общество - таково и искусство.

- Так. Ну и что делать, если в зеркале отражается так много низости и так мало доблести? Рожа, а не лицо?

- Создавать другого человека, который, глядя в зеркало, увидит лицо. Ребенок, его мозг, его восприятие должно формироваться с помощью высокого искусства.

- Но ведь в школе сейчас предметы эстетического цикла выталкивают на задворки образования!

- А я вам расскажу историю про эстетический цикл. У американцев тоже стали урезать ассигнования на предметы искусства. И в Чикагской, как сказали бы мы, области, педагоги, люди искусства, культуры решили: а вот мы проверим, действительно ли мы не нужны. Разделили школы на две контрольные группы. В одной все осталось по старинке, в другой искусства были буквально внедрены в школьную программу. И все увидели, что в этой, второй группе успеваемость поднялась по всем дисциплинам! Дети из тяжелых, полуграмотных семей, это, как правило, темнокожие, скакнули чуть ли не в три раза по математике! Так чикагские музыканты, художники, актеры, танцоры отстояли искусство в школе. Нужна самоорганизация педагогов и людей культуры. Гражданское общество нужно.

-Долго нам его ждать придется...

- Не ждать надо, а действовать. Знаю школу в Москве, как бы с музыкальным уклоном. Так выпускники ее поступают в престижные вузы - без репетиторов! Беседую с директором другой школы, музыкальной. «Слушай, какие мы дураки, - говорит, - что не рассказываем о том, как много наших выпускников в бизнесе, в банковском деле, в торговле - и везде на первых местах». Голова другая. Японский педагог Судзуки, очень известный в мире, решил: сейчас буду воспитывать скрипачей-гениев. В три года они начинали, эти маленькие скрипчата. И - о, ужас! - никаких гениев Судзуки не воспитал! Но когда стали этих детей изучать психологи, оказалось, что у них высокого уровня структурное мышление, пространственное мышление. А это компьютер, математика, геометрия. Оказалось, что те мозговые механизмы, которые заняты в математических науках, они же заняты и в музыке. Искусство вообще - это прародина мозга. Не стоит все время повторять, что искусство ценно само по себе. Надо объяснять, что это та платформа, тот постамент, на котором стоит памятник и науке, и производству, и всему. Творческое - правое полушарие. Оно

связано с воображением, с эмоциями. В том числе и отрицательными. Поэтому не следует детей загораживать от переживаний.

Экономика, слушай музыку!

- Но теперь и взрослые читатели, и слушатели, и зрители стараются избегать переживаний. Не случайно же высокие рейтинги у Петросяна с его «Бабками». А режиссер Валерий Фокин утверждает, что в театр пришла та же публика, что после 17-го года. Вот куда мы откатились...

- Но ведь это замечательно, что она пришла! Надо этому только радоваться. А что говорит Спиваков? Вы ведь знаете, между частями одного исполняемого музыкального произведения нельзя аплодировать. А Спиваков говорит: «Я радуюсь, когда слышу в консерватории аплодисменты между частями - это значит, что в концертный зал пришла новая публика».

- Как интересно...

- Конечно. Это прекрасно.

- Александр Архангельский, которого наши читатели знают как одного из лучших телеведущих, считает, что «Культура - это Счастливцев (легкий жанр) и Несчастливцев (высокий жанр). Но раньше они были в одной пьесе. А теперь этих пьес две. Культура разрывается, а она должна быть единой. Но мы всё никак не можем найти проект объединения». Вы с ним согласны?

- Я давно об этом думаю. У меня есть даже один неприличный проект.

- Неприличный? У вас?

- Называется проект «Клуб классической музыки». Где одновременно слушают музыку и кушают. Представьте, как к этому могут отнестись снобы.

Есть серьезные искусствоведы, которые считают, что филармоническая форма устарела. То есть вот так, в бабочке, затянутым, долго сидеть неподвижно нынешним людям сложно. Как смеялась Рина Зеленая: «Классическая музыка? Ой, она ж никогда не кончается!» Ведь раньше высокое искусство тоже было уделом очень немногих. А миллионы прозябали в нищете и невежестве. И что упрекать людей за то, что им непонятно, не нравится высокое искусство? Это бессмысленно и неверно. Нужна мощная пропагандистская кампания, которую должна взять на себя наша интеллигенция.

- «Ушел, чтоб не видеть» - так называется одно из произведений композитора Гии Канчели. Безотносительно к самому композитору звучит это как формула поведения нашей интеллигенции сегодня.

- Идиотская формула. Абсолютно. Чувство ответственности перед народом было всегда характернейшим для русской интеллигенции. Никогда она не чуралась народа, а любила его и даже испытывала чувство вины перед ним. И это чувство вины - правильное чувство. Ты родился в приличной семье, тебе дали хорошее образование - вот отчего ты такой умный. А тот ребенок, у которого мать пьяница, отца вообще нет? Ведь дикая статистика в стране по таким детям! И что? Не могут - и не надо, не знают - и пусть? Это чисто снобистская позиция. Без просвещенческой жилы интеллигенции не может быть. Беда в том, что голос культуры не первый. Надо, чтобы власти предержащие, те, кто принимает решения, в России, как в Японии, как в Финляндии, поняли неразрывную связь экономики и культуры.

- Все сплошь прагматики?

- А при чем тут это? Билл Гейтс, наверное, самый первый и главный прагматик. Отчего ж это он спрашивает людей при приеме на работу: «Вы музыкой занимались?»

- Ну, просто лозунг дня: «Экономика! Слушай музыку!»

- Убеждена: тот, кто слушает симфонии, по-другому и гайки закручивает.

ЗДРАВСТВУЙТЕ!

Сегодня – наша новая встреча с Инной Руденко. Будем рады вашим откликам.


Другие статьи номера в рубрике Вселенная:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100