Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 31 (802) от 30 июля 2008  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Вселенная

Имена и лики Христа

Надежда Алисимчик

“Он исцелил многих, страдающих различными болезнями, изгнал многих бесов и не позволял бесам говорить, что они знают, что Он - Христос” - Марк 1:34

ХРИСТОС – ИМЯ ИЛИ ДУХОВНЫЙ СТАТУС?

Этот стих из Евангелия от Марка ясно говорит о том, что слово «Христос» не является личным именем, не означает принадлежность Его к какому-либо роду или сословию, а означает что-то сокровенное. Что?

Теперь мы привыкли к словосочетанию Иисус Христос, воспринимая это как одно, но так было не всегда.

Иисус – греческая форма еврейского имени Иешуа, сокращенного от Иегошуа, и означает помощь Иеговы или Спаситель. Имя Иисус неоднократно встречается в Ветхом Завете.

У некоторых такая связь имени Иисуса с именем Иеговы может вызвать отрицание или даже негодование, но, тем не менее, это так. Всего лишь дословно цитирую архимандрита Никифора. Другие авторитетные источники по этому поводу тоже ничего иного не говорят, кроме того, что Иегова – одно из имен Божиих, великое и святое. «Я есмь Альфа и Омега, первый и последний» - Откр. 1:10. Этот стих в Откровении об Иегове.

Дело в том, что евреи настолько благоговели и боялись произносить это имя, что часто заменяли его именем Адонай или Еллогим (Элохим) – Господь. По еврейскому преданию имя Иегова произносилось только одним первосвященником и только раз в году. В текстах оно употреблялось, но в некоторых переводах свелось к минимуму. Хотя существуют переводы Евангелий, где имя Иегова не заменено словом Господь. Во всяком случае, мне как-то такой перевод встречался.

А вот в трактовке слова «Христос» встречаются некоторые разногласия. Христос – слово греческое, означающее помазанник. Слово Мессия – еврейское и означает то же самое, что и греческое - помазанник. Поэтому евреи называют Его Мессией, а христиане - Христом.

Но греческие корни слова Христос несколько иные, чем у евреев. Термин Христос и христиане у греков изначально имели двойное написание и заимствованы из храмового словаря. В этом словаре ХрЕстос означал ученика на испытании, кандидата в посвящение. Когда он проходил испытание и получал помазание при посвящении, его имя изменялось на ХрИстос. Поскольку это слово греческое и существовало до рождения Христа, то такая трактовка имеет право на жизнь.

Еврейское слово мессия (помазанник) произошло от помазания священным миром, через которое даются дары Святого Духа. Помазанниками называли царей, священников и пророков.

К настоящему времени произошла такая большая трансформация библейских слов, что часто религиозные споры связаны не с сокровенной сутью, а с усредненными понятиями слов, многие из которых превратились в церковные и сектантские догмы и шаблоны.

НЕРУКОТВОРНЫЙ ЛИК ХРИСТА ДО ГОЛГОФЫ

Большие споры, например, вызываются разногласиями по поводу изображений Христа, так называемое иконоборчество.

Действительно, первые христиане не поклонялись изображениям Христа, они преимущественно использовали его символические изображения: чаша, дверь, крест, якорь, агнец, виноградная лоза, голубь, рыба и многие другие. Возможно, они поступали так из опасения обвинений в идолопоклонстве, как со стороны язычников, так и со стороны евреев. Могли быть и другие мотивы.

Тем не менее, о запечатленных прижизненных обликах Христа есть несколько старинных преданий.

Одно из них особенно широко известно и празднуется Церковью 16 августа. Это предание о Нерукотворном образе на полотенце, посланном самим Христом мелкому князьку Авгарю. Спаситель вытер свое лицо этим полотенцем, запечатлев на нем таким образом свой лик. Сказание это изложено у Иоанна Домаскина в его «Точном изложении веры». Со слов одного из очевидцев, видевшего этот образ в Генуе, куда он был перенесен в 14 веке из Константинополя: «С середины довольно большого чела спускаются по обеим сторонам направо и налево темно-русые и почти черные, не слишком густые, но довольно длинные и несколько курчавые на оконечностях волосы. Борода черная, но небольшая, брови тоже черные, но не совсем круглые, глаза живо блестящие и проницательные, как бы испускающие светлые лучи из себя. Так что думаешь, что смотрит он на тебя со всех сторон каким-то приятным и нежным взором.

Нос прямой и правильный, усы едва покрывают верхнюю губу.

Образ имеет что-то сверхъестественное, чему человеческое искусство подражать не может. Многие известные художники признавались, что нет никакой возможности передать красками образ хоть сколько-нибудь схожий с оригиналом».

Кроме этого существует еще один древний образ Христа под именем нерукотворного образа Вероники.

НЕРУКОТВОРНЫЙ ЛИК ХРИСТА НА ПУТИ К ГОЛГОФЕ

Предание об этом образе такое. Когда Христа вели на Голгофу, кровавый пот лил с его лица на землю и одна из многочисленных провожающих его со слезами женщин, проникнутая его болью и сострадая ему, сняла со своей головы платок и подала Ему, чтобы Он вытирал им кровавый пот с лица. В благодарность за это он отпечатал на этом платке черты своего лица, изнуренного болью и страданием, и вернул ей, как залог любви и благодарности.

ЛИК ХРИСТА ПОСЛЕ ГОЛГОФЫ

Это самый известный во всем мире из нерукотворных ликов Христа - Туринская Плащаница, головная боль ученых и атеистов.

СТАТУЯ ХРИСТА

Из очень древних преданий сохранилось одно о статуе Христа, поставленной в кесарии Филипповой женщиной, о которой повествует Евангелие. Думаю, у многих щемит внутри, когда они перечитывают или читают впервые евангельскую историю о том, как женщина, потратив на врачей все, получила взамен не исцеление, а ухудшение болезни. Об этом повествуется в 9 главе Евангелия от Матфея кратко, а в 5 главе Евангелия от Марка более подробно.

Эта женщина 12 лет жестоко страдала от кровотечений. Что это за мука в жарком климате, вообразить нетрудно, да еще в религиозной среде, где в дни кратких регулярных кровотечений женщина считалась нечистой и должна была придерживаться определенных ограничительных правил. А тут - непрерывно 12 лет.

И вот эта измученная и обнищавшая женщина, узнав о Христе, решила во что бы то ни стало к нему подойти. Его со всех сторон окружала толпа страждущих, искавших от Него помощи. Женщина, пробираясь сквозь эту толпу, думала: «Если хотя бы к одежде Его прикоснусь, то исцелюсь». И дотронувшись за Его спиной до края Его одежды, тотчас же получила исцеление.

Христос с изумлением обернулся назад, ища, кто это к нему прикоснулся с такой огромной верой, что его целительная сила изошла сама собой из Него? Он спросил учеников: “Кто прикоснулся к Моей одежде?” Ученики сказали Ему: «Ты видишь, что народ теснит Тебя и говоришь: кто прикоснулся ко Мне”. Но Он смотрел, чтобы найти ту, которая сделала это.

Женщина в страхе и трепете, зная, что с нею произошло, подошла, пала перед ним и сказала Ему всю истину. Он же сказал ей: “Дочерь! Вера твоя спасла тебя. Иди в мире и будь здорова от болезни своей» - Марк 5:30

Вот эта женщина, согласно преданию, и поставила статую, о которой повествует церковный писатель Евсевий, сам ее видевший. Статуя эта представляла собой медное изваяние женщины с преклоненными коленами и с простертыми вперед в мольбе руками. Напротив нее была выполненная из того же металла фигура мужчины, красиво облаченного в двойную мантию, и простирающего руку к женщине, а под ними - трава.

Есть еще упоминания, относящиеся к IX веку, об образе Христа, написанном иконописцем и евангелистом Лукой.

С образом или без образа верует человек, главное - сила веры, а не церковные предпочтения.

Надежда Алисимчик.


Другие статьи номера в рубрике Вселенная:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100