Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 32 (595) от 4 августа 2004  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Земля-кормилица

Умный Ник-садовод в подробностях

Юрий СЛАЩИНИН

Мы уже неоднократно публиковали отрывки из книг выпускника Тимирязевской сельхозакадемии ученого-агронома Николая КУРДЮМОВА «Умный сад в подробностях», «Умный огород в деталях».

Сегодня о визите к Николаю Ивановичу рассказывает Юрий Иванович СЛАЩИНИН.

Земля НИКА
В сторону от трассы Краснодар – Новороссийск затаилась в предгорье станица Азовская, знаменитая прежде новаторской школой Щетинина. «Как к Курдюмовым пройти?» – бабушка в роли экскурсовода охотно выдает словесную справку. Совсем недалеко. Вот он, аккуратный светлый дом с выложенной перед входом аркой, которую прицелился оплести виноградный куст. Вымощенная маленькими тесными камешками клумба – радуга цветов и соцветий. Приоткрытая калитка зовет во двор, в глубине которого, вероятно, или сады Семирамиды или, как минимум, Сочинский дендрарий. Выплывает хозяйка парка Татьяна и ведет за дом полюбоваться выманенной из земли красотой. Кеды ступают по ожившим иллюстрациям какого-то европейского журнала по садоводству: в море свежеподстриженного газона высятся клумбы различных размеров, пестрящие всякой экзотикой в дружбе с родными для июньской Кубани цветами. Хоть и не совсем Сочи, но для казачьей станицы – диковинка.

Дальше – «огород». В кавычках, потому что с обычным своим собратом его роднит только предназначение – давать урожай. А внешне родственная связь прослеживается с большим трудом: из грядок, окаймованных досками рвутся «веники» моркови, чеснока и других представителей вкусной флоры. Земля вокруг грядок – обычные садовые дорожки, незнакомые с ударами тяпкой по голове. Земляника растет прямо из черной целлофановой пленки. Вернее, растет она все же из земли, но полностью и пожизненно замульчирована: на погибель сорнякам и засухе. Ветви небольших яблонь собраны в опрятную плодоносящую прическу. Деревья прошли «курс лечения»: прививки, растяжки, окулировку и другие необходимые операции. Стволы высоких орехов хранят шрамы после бороздования. Татьяна со знанием дела комментирует наблюдаемое:

– Под эту яблоню пришлось высыпать четыре тачки перепревшего навоза, иначе ничего бы не получилось, потом землю укрыли камнями. В прошлом году у меня между камешками цветы плелись. А орехи до бороздования не плодоносили, теперь другое дело.

Дорожка сквозь огород минует саженцы деревьев и совсем еще молодой виноград и растворяется в целине, за которой черта посадки. Как? Почему площадь в три раза больше используемой отдыхает?! – Дело в том, что почва нам досталась очень трудная – суглинок, который летом киркой не разобьешь. Глубже, чем на штык лопаты, глеевой слой. Чтобы довести 30 соток до состояния плодородия, нужно 30 «КАМАЗов» земли. Теперь понятно, почему у Курдюмовых каждый метр ухоженного гумуса так бережно огораживается и сдабривается шелухой подсолнечника (мешки с которой также используются для укрытия корней некоторых деревьев). Это основной источник органики, которую здесь поневоле приходится ценить и постоянно вносить.

НИКософия
С работы возвращается Ник и после повторной коротко-обзорной прогулки можно наконец-то помучить героя журналистскими «как» и «почему».

– Почему оказался так тесно связан с землей? Особая тяга?

– Никакой тяги, никакой романтики. В десятом классе требовалось решение. Была склонность к биологии, и после школы я не стал претендовать на меньшее, нежели как на учебу в Темерязевской сельскохозяйственной академии. Был в себе уверен и поступил. Но с наукой у меня отношения не сложились. Человек я неформальный, поэтому те принципы, по которым у нас строятся научные изыскания, быстро остудили мой интерес. Я отказался писать диплом и сдавал государственные экзамены.

Наука оторвана от успеха человека. Она полезна кому угодно: бюрократическому аппарату, бизнесу. Поэтому я пишу про нее в довольно язвительном тоне. Мне предлагали защититься, но зачем мне это, когда выходят книги, которые важнее званий. На сегодня так: у меня есть идея разумного огородничества, и если она будет востребована, то, пожалуйста. Но пока.

А пока Ник живет по образу европейского горожанина практически в пригороде Краснодара, куда ежедневно ездит превращать древесные заросли в опрятные фруктящие сады. А еще взращивает троих детей, достраивает дом. А еще постоянно размышляет, как устроить благополучную жизнь, используя философию «ленивого умного практика».

– Я задумался: зачем люди пашут с утра до вечера, не отдыхают, стараются засадить чем-нибудь съедобным каждый квадратный метр и, распыляя свои силы, очень редко добиваются высоких результатов. Не успели, например, что-нибудь полить – высохло. С некоторых пор я начал мыслить результатом. У меня цель типичного дачника – поддержать уровень урожайности, чтобы питаться летом. На это я трачу два-три часа в день Соседи спокойно наблюдают мои «чудокования» с огородом, и я уважительно к ним отношусь. Не навязываюсь и не учу. Кто захочет, почитает мои книжки, а зачем лезть в чужой огород.

– Но ты довольно известный человок. Наверное, приходят отзывы на твои произведения?

– В основном восторженные. В день по 2-3 письма, плюс по электронной почте. Любят люди и в гости заходить, смотрят. Как-то внутри меняются Я еще планирую теплицу поставить, чтобы овощи были круглый год, хочу разбить новые цветники, виноградник. Но в последнее время все больше увлекает писательство. Стараюсь писать только о том, что делаю успешно, все сам пробую. Поэтому материал накапливается медленно, зато получается непринужденно и с юмором. Я заметил, что любой человек, который хорошо знает свое дело, может над ним смеяться, тем более легко смеяться над тем, чем долго морочили голову.

ХудожНИК
Возможно, что суффикс именно этого понятия стал ключом к образованию имени Ник. Ведь не зря он называет себя свободным художником – в его руках секатор превращается в кисть, в перо, которое очерчивает образ будущего урожая плодов и красоты. Ибо человек тогда Человек, когда он Художник, и неважно, что служит ему средством выражения, – холст ли, язык или сад. Любое дело прекрасно, когда оно привито творческим. От этой веточки душа и ждет своего урожая. Словосочетание «Свободный художник» соединяет в себе две артерии, по которым несется жизнь. Творчество – аорта пульсирующей души. Поэтому-то значительное пространство двора и часть времени в мире Курдюмовых отведены для выращивания «непродуктивных» культур, от которых весь урожай – еле уловимые запахи и неизмеряемое удовольствие созерцания

– Ник, глядя на красоту, возведенную на твоей земле, понимаешь, что это отражение твоего внутреннего мира. Ты стихи не сочиняешь?

– В юности сочинял в стиле Маяковского, было около десятка произведений, но я все же не лирик по натуре. Больше публицист. Мне необходимо додуматься до чего-то, а потом появляется душа к этому делу, а не сразу душевный порыв. Теперь зреют новые темы: любовь, педагогика, здоровье.

Ник серьезно болел, но поднял себя на ноги, обратившись к знаниям нетрадиционной медицины и самоконтролю. Волей неволей вынужден был заняться телом. Теперь собирается опубликовать свой опыт и сделает это, вероятно, как всегда с долей иронии, «умно» и «в подробностях». Говорит, помогло осознание, что все живут в свое удовольствие: те, кто болеют, и те, кто лечатся, те, кто «для себя» и фанатичные альтруисты. Главное – не обманываться, когда делаешь выбор.

В сторону от садово-огороднической темы писателя постепенно уводит интерес к вопросам устройства общества, его внутренним механизмам. Может быть, когда-нибудь ему удастся согласовать почерпнутые в разных областях знания в единую энциклопедическую форму. В прицеле – выход на общемировое литературно-философское пространство. Но это в будущем. Ближайшая же перспектива – откапывание ценных сведений, самокопание (в смысле – самоанализ) и копание в прямом смысле этого слова

Хотя необходимость последней операции (то есть перелопачивания земли) постепенно исчезает под давлением нового понимания агрокультуры и новой агротехники, внедрением которой занимаются многие народные опытники Культиватор конструкции Тищенко, которым Ника наградила наша редакция за победу в конкурсе лучших публикаций, заслужил положительную оценку у неформального земледельца из станицы Азовской.

– Теперь будем ждать от тебя новых результатов поисков на ниве познания и садово-огороднических экспериментов.

На прощание Ник протягивает крепкую рабоче-писательскую руку.

– Только, пожалуйста, меньше этих журналистских штучек.

– Ладно, постараемся.


Другие статьи номера в рубрике Земля-кормилица:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100