Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 41 (969) от 11 октября 2011  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Вселенная

Опера «Царица»

Надежда Алисимчик

Дни 5 и 6 октября стали незабываемым праздником во Владивостоке – в краевом драматическом театре имени Горького артисты «Геликон-оперы» давали «Царицу» Давида Тухманова.


Давид Тухманов в 1990 году уехал из России, оставив на волнах ее памяти преимущественно «День Победы» и «Соловьиную рощу». Во время одного визита на родину композитор рассказал Льву Лещенко, что написал оперу. Лев Лещенко, прослушав ее фрагменты, сумел заинтересовать этой оперой председателя финансовой корпорации «Уралсиб» Николая Цветкова и его фонд «МЕТА». А за постановку взялся худрук «Геликон-оперы» Дмитрий Бертман.

Оперу «Царица» композитор Давид Тухманов начал сочинять, живя в Германии. Идею подсказал знакомый художник, предложив написать оперу из жизни Екатерины Второй, поскольку она немка, и постановка могла вызвать интерес в Европе. Либретто написал поэт Юрий Ряшенцев, положив в основу оперы три любовные истории из жизни Екатерины. Суть их в том, что царица, разрываясь между личными страстями и государевым долгом, никогда не отдавала фаворитам власть над Россией. Ни одному из них, при всём их желании, она не дала победить себя в этом! И в этом ее особое величие!

Премьера спектакля состоялась на сцене Александринского театра в Санкт-Петербурге, в день 70-летия Давида Тухманова.

Пока артисты добирались до Владивостока, кроме москвичей и питерцев оперу посмотрели жители Самары, Краснодара, Уфы, Нижнего Новгорода и еще нескольких городов.

Во Владивостоке накануне спектакля состоялась пресс-конференция с участием Дмитрия Бертмана, народного артиста РФ, художественного руководителя московского музыкального театра «Геликон-опера», председателя правления фонда просвещения «Мета» Валентины Сигаевой, а также Александра Вихрова и Марины Бердниковой, представителей финансовой корпорации «Уралсиб».

Вскоре перед журналистами появились сразу три царицы – три Екатерины в полном царском убранстве, париках и гриме. Гримироваться им пришлось долго, особенно Инне Звеняцкой, которую гримеры должны были сделать вдвое старше. И надо сказать, поработали они на славу, портретное сходство было поразительно живым.

Дело в том, что в этой опере три исполнительницы роли Екатерины Второй: Великая княгиня Екатерина – Елена Семенова, Екатерина Вторая – Елена Михайленко, Екатерина Великая – Инна Звеняцкая.

Артистки прилетели во Владивосток накануне, из аэропорта ехали три часа, а в день пресс-конференции гримировались, надо полагать, не один час, поскольку вышли к журналистам во всём царском великолепии. И при этом улыбались!

Правда, журналисты работали преимущественно фото- и телекамерами, не задавая много вопросов.

Но всё же чувствовалось, что Инна Звеняцкая напряжена больше всех, ведь известно, что пророков в своем отечестве не бывает. А каково это – завтра петь в «отеческом» театре? И рассматривать будут в микроскоп, и слушать с пристрастием.

Но всё прошло замечательно. Свободных мест в зрительном зале не было, зато были приставные стулья. Ведь опера, эта вершина искусства, большинству жителей Приморья недоступна. Некоторые слушали ее впервые, и они вышли со слезами на глазах – так были потрясены.

Я не музыковед, а оперу в Большом театре слушала всего раз в жизни, потому для меня одно дело – слушать оперу, и совсем не мое дело – писать об этом. Но, коль так получилось, могу лишь сказать, что свежесть восприятия у меня сохранялась во время всей постановки. А дважды меня прожгло насквозь. Может оттого, что после пресс-конференции я немного побеседовала с одной из цариц. Дело в том, что для меня оперные певицы, что дельфины для не умеющего плавать! Сколько живу, не могу привыкнуть, что те и другие – тоже земляне.

Каково же было мое изумление, когда в конце нашего разговора певица застенчиво спросила меня: «А вы придете слушать?» И словно передала мне этим вопросом часть своего трепета, который не покидал меня и во время спектакля, как будто я переместилась на сцену и прожила там всю постановку. Наверное, всё-таки оперные певицы – не земляне, коль могут так околдовать!

Тухманов написал «Царицу» в облегченном варианте по отношению к классической опере, скорее, даже в стиле оперетты с сохранением структуры оперы. Но режиссеру-постановщику Дмитрию Бертману удалось реализовать ее на сцене практически всю, как полноценную оперу. Просто фантастическое превращение, секрет которого в высоком мастерстве вокальных данных исполнителей, прекрасном звучании хора и оркестра. А также в роскошных декорациях и костюмах, создающих придворную атмосферу времен Екатерины Второй. Вся постановка выполнена на таком высоком уровне, что зрители почувствовав вкус настоящего искусства с живыми голосами, долго аплодировали стоя, желая продлить этот синхронный настрой душ на сцене и в зале. Настрой, подвластный одной лишь музыке, привел в гармонию сотни человеческих сердец в одно мгновение, пробежав по всем октавам наших сердечных струн.

Опера «Царица» – это и прошлая Россия Екатерины Второй, и будущая Россия. Ведь в эту оперу вложил свои души весь постановочный состав во главе с режиссером Дмитрием Бертманом, а фонд «МЕТА» – деньги. Отрадно, ведь оба эти вложения сделаны в собственный народ, а он один-то и есть и прошлое, и будущее России.

Может быть теперь Ефиму Звененяцкому, депутату ЗакСа, удастся ускорить строительство театра оперы и балета, чтобы вместе с «Геликон-оперой» его дочь, артистка Инна Звеняцкая, могла чаще навещать отца?!

Надежда Алисимчик


Другие статьи номера в рубрике Вселенная:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100