Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 38 (966) от 20 сентября 2011  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Вселенная

Он познал небо

Анна Тарабрина

Прошло почти два года с того момента, когда мне в ладонь лёг поэтический сборник с пожелтевшими страницами под названием «Зовётся любовью». Это были стихи дальневосточного поэта Геннадия Лысенко, почти не встречавшиеся мне ранее. Подборка стихов в сборнике произвела сильное впечатление и сразу стала близкой и дорогой моему сердцу.

Потом, с удивлением для себя, я открыла многое – трагическую биографию поэта, почти полное исчезновение его сборников, не издававшихся в течение последних 25 лет, сознательное замалчивание его имени и творчества со стороны коллег по творческому цеху в Союзе писателей России.

Всё это вызывало во мне сильный протест и нежелание соглашаться с мнением некоторых наших «мастеров слова». Моя статья о творчестве поэта в «Арсеньевских вестях», публикации его стихов неожиданно для меня нашли поддержку в кругу творческой интеллигенции Приморья.

В день рождения Геннадия Лысенко 17 сентября минувшего года в Находке состоялся вечер его памяти, а затем и во Владивостоке был проведён поэтический вечер, организованный пен-центром. И самое главное – вышел в свет сборник стихов под названием «Счастье наизнанку», который подготовил к изданию и оплатил из личных средств поэт Иван Шепета. Он же дал деньги Алле Георгиевне Лысенко на установку памятной плиты поэту на Морском кладбище его вдове.

Помню, какой сильный отклик оставили в душе выступления тех, кто знал поэта. С какой любовью и теплотой вспоминали его люди. Внук поэта Денис Лысенко, прощаясь со мной, сказал, что узнал много нового о жизни и творчестве деда. И вот снова сентябрь и день рождения большого дальневосточного поэта, которому в будущем году исполнилось бы 70 лет.

Парадоксально – в Приморье есть поэт, творчество которого называют классикой дальневосточной ветви русской поэзии, но вы не найдёте упоминания о нем ни в одном учебнике литературы.

Лично мне отраден тот факт, что в школьную программу для изучения включены книги писателя-эколога Владимира Тройнина. Точно так же с младых ногтей дети могли бы знакомиться и с творчеством нашего земляка Геннадия Лысенко – поэта-самородка. Я надеюсь, что рано или поздно это всё-таки произойдёт.

Готовя к изданию фотоальбом о красотах Приморья, я включила в него подборку стихов Геннадия Лысенко. Когда изданный совместно с фотохудожниками альбом «Колыбель Солнца» вышел в свет, я позвонила из Находки Алле Георгиевне и попросила забрать подарочные экземпляры.

Мы долго говорили по телефону, и Алла Георгиевна сказала, что поэт очень трепетно относился к природе. Он, выросший на её лоне, буквально сливался с ней, тонко чувствовал все её проявления, попадая в лес, замирал, вслушиваясь в его звуки.

Вот некоторые стихи из подборки.

* * *

Природа готовит заранее
С талантом ты явлен иль без.
Листок подорожника к ране.
К разладу душевному лес.

В котором растенье любое
Имеет законченность черт.
Всё это зовется любовью,
Хотя и не требует жертв.

* * *

Мы грубеем при железном деле
Потому-то попадая в лес,
Чувствуем окалину на теле,
Как спортсмены чуют лишний вес.

Чувствуем, как ломится наружу
От толчка неведомых пружин
Всё, что возвышает нашу душу
Над холодным разумом машин.

* * *

Этот мир,
где шумел каждый лист,
где рябины цветастые
мокли,
вдруг утих,
стал контрастен и чист –
хоть сквозь пальцы
смотреть,
хоть в бинокли.
Но нельзя ещё наверняка,
угадавши,
назвать поименно,
ни звезды,
что упала в снега,
ни деревьев,
над речкой склонённых.
Ибо выдохнув «ох»
или «ах»,
что, как облако,
зримыми стали,
счастье чувствуешь
в общих чертах,
не желая вдаваться
в детали.

* * *

Не грибник я –
пуста корзина.
Не отгадчик:
Пускай строка –
«где береза
там и осина» –
восклицаньем звучит пока.
Я задумаюсь,
но попозже,
а сегодня лишь
рассмотрю:
солнце всходит,
как будто дрожжи,
подмешали с росой
в зарю.
Солнце всходит.
И это – плата
за сомненья минувших лет;
как я мог полюбить
закаты,
если есть вот такой
рассвет?
Так доверчиво,
так подобно
начинается летний день –
даже чуточку неудобно
оттого,
что имеешь тень.

Последний летний день 1978 года стал последним и в жизни поэта.

Но не закончился интерес к его творческому наследию. Он продолжает волновать своей пронзительной, утончённо-возвышенной строкой души людей.

Есть у приморских поэтов Ивана Шепеты, Татьяны Прудкогляд, Александра Киреева и других стихи, посвящённые памяти поэта. Вот одно из них, автором которого является поэт Олег ВОРОНОЙ.

* * *

И Есенин, и Рубцов,
и Маяковский –
все в нем есть.
И не его вина…
Так же музыку писал
Чайковский,
так же за зимою
шла весна…
Жаль! Душе его
не отыскать покоя
ни в огне заката, ни в заре.
Просто небо он узнал
такое,
Что не захотел быть
на земле.

Проходит время, меняя лицо города. В преддверии саммита Владивосток обновляет свой облик, это уже не тот «город нашенский», по улицам которого когда-то ходил поэт Геннадий Лысенко.

И хочется верить, что Владивостоку будут нужны не только мосты, дороги и обновлённые фасады, но и память о замечательных людях, живших и творивших в городе.

Пусть эта мысль кому-то покажется идеалистической, но я знаю, что ничего невозможного нет. И не так уж много нужно на это средств, по сравнению с финансовыми масштабами реконструкции города и строек.

У Владивостока интеллигентное лицо. Оно может быть выражено не только в духовном наследии, которое оставили люди культуры, но и увековечено в камне.

Я уверена, не за горами тот день, когда на одной из площадок города будет стоять памятник поэту Геннадию Лысенко, на постаменте которого будут начертаны строки его стихотворения.

* * *

И у меня есть город,
весною, рано-рано,
распахнутый, как ворот,
на горле океана.
Он стал моей судьбою,
поскольку ненароком
всей линией прибоя
прибит я к этим сопкам.

Анна ТАРАБРИНА, г. Находка.


Другие статьи номера в рубрике Вселенная:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100