Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 26 (954) от 28 июня 2011  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Экономика

Принят Федеральный закон

Дмитрий Катаев

Принят Федеральный закон, изменяющий примерно треть Жилищного кодекса (ЖК), касающуюся управления домами.

Дмитрий Катаев (движение «Жилищная солидарность») рассказывает историю принятия поправок и анализирует новеллы ЖК в последней редакции. Желающие могут прочитать всю статью, которая появилась 21.06.2011 в 17:10 на сайте радиостанции «Эхо Москвы».

Весьма существенная поправка в ЖК – о Совете многоквартирного дома. Катаев считает, что эта новация требует безотлагательных действий общественности.

Как изменяли Жилищный кодекс, и почему надо срочно избрать Совет многоквартирного дома.

В раздел ЖК «Управление многоквартирными домами» добавлена статья 161.1 «Совет многоквартирного дома» (далее – совет), которая ЗАСТАВЛЯЕТ избрать такой совет в тех домах, где нет ТСЖ или ЖСК.

Суть дела в том, что существует противоречие.

Одна из двух сторон договора управления – заказчики. Это собственники и наниматели. Они никак не организованы, у каждого своя работа и прочие дела. Рядовой собственник – не специалист в управлении домами и в юриспруденции.

Другая же сторона договора – исполнитель.

Это УО со специалистами, для которых управление домом – источник заработка, а иногда и, мягко говоря, немалых «левых» доходов. К тому же, в любом конфликте УО с жителями, как правило, власти – на стороне УО. В общем, неравенство сторон и, следовательно, проигрыш заказчиков в любом конфликте заложен в природу этого договора. Конкурентная борьба за заказчика отчасти могла бы выровнять положение сторон, но до этого пока далеко. Чтобы стать реальным и полноправным заказчиком жилищных услуг, собственники в доме должны сорганизоваться. Это так же объективно нужно, как и управление общим имуществом в доме.

Так что с идеей совета никто не спорит.

Более того, во многих материалах «Жилищной солидарности» (движение, предлагавшее поправки в ЖК – прим. «АВ») рекомендовалось в тех домах, где нет ТСЖ или ЖСК, избрать домкомы или хотя бы создать инициативные группы, чтобы представлять собственников (и жителей!) в отношениях с УО и с властями. Эту проблему законодатели и пытаются решить в статье 161.1. Но текст статьи – недопустимо сырой, а поправки, внесенные «Жилищной солидарностью», не удостоились внимания разработчиков.

Вот смысл некоторых из наших поправок.

Вызывает недоумение положение закона «Регистрация совета многоквартирного дома в органах местного самоуправления или иных органах не осуществляется».

Оно буквально подталкивает к созданию параллельного совета, если существующий кого-то не устраивает. Регистрация нужна обязательно, но она должна быть заявительной – например, по входящему номеру протокола общего собрания, представленного в муниципалитет.

В совет избираются собственники.

А члены их семей, хотя бы по доверенности, почему в стороне?

По тексту статьи права «рядовых» собственников как бы передаются совету, а уж это – полный абсурд. Вот уж будет раздолье для липового совета!

Казалось бы, одним из главных дел совета должно быть – получить отчет УО, проанализировать и представить заключение общему собранию. Например, даже с предложением сменить УО. Но об отчетах УО нет ни слова в статье 161.1.

Если собственники не изберут совет по своей инициативе, то через год и три месяца после вступления в силу закона (т.е. в сентябре 2012 года) орган местного самоуправления обязан организовать общее собрание для выборов совета.

Что делать, если и тогда совет не будет избран, – закон не говорит. Видимо, разработчики рассчитывают на опыт органов местного самоуправления, в «создании» липовых ТСЖ. Уж они-то не подведут. И вот – спрашивается, зачем толкать людей на фальсификации? Не честнее ли было бы в таких домах открыто назначить управдома от УО, предоставив собственникам какие-то права по его утверждению, отстранению и т.д.?

Закон, какой есть, стал юридическим фактом.

И теперь, ЕСЛИ МЫ НЕ ИЗБЕРЕМ СОВЕТ ИЛИ ВМЕСТО НЕГО ИЗБЕРЕМ, НАПРИМЕР, ДОМКОМ, ТО СОВЕТ НАМ НАВЯЖУТ, ВОЗМОЖНО, – ЛИПОВЫЙ. И, возможно, гораздо раньше, чем через год и три месяца, потому что, если город является одним из собственников, то он вправе проявить инициативу хоть завтра. И будет уважаемый председатель совета от вашего имени подписывать договор управления, принимать ремонтные работы, представлять вас в суде…

А «вас здесь не стояло!» Поэтому, если нам нужно НАШЕ представительство, а не подставное лицо УО, то СОВЕТ НАДО СОЗДАВАТЬ САМИМ И СРОЧНО. Одновременно надо принять Положение о совете, чтобы по возможности амортизировать перечисленные погрешности закона.

Дмитрий Катаев


Другие статьи номера в рубрике Экономика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100