Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 24 (952) от 14 июня 2011  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Политика

Буданов: спектр мнений

Газета «Подробности», Радио «Свобода», «Липецкие региональные новости», «КоммерсантЪ»

Одна из наиболее обсуждаемых тем последних дней – убийство в Москве полковника Юрия Буданова. Оно произошло в пятницу, 10 июня. На след убийц оперативникам пока выйти не удалось. Известно лишь, что киллеров подвозил человек славянской внешности. Ведется следствие. А тем временем, 13 июня, Буданова похоронили в Химках. Признанного в 2003 году виновным в убийстве чеченской девушки, отсидевшего несколько лет в колонии, лишённого званий и наград, в последний путь его проводили с воинскими почестями.

Буданов – герой или каратель?

Произошедшее вокруг Буданова не могло остаться незамеченным в обществе, в том числе и в блогосфере. Новые сообщения в блогах появляются каждые 5-10 минут. Кто-то скорбит о нём, кто-то злорадствует, а некоторые строят свои версии этого преступления. Мнения блогеров о Буданове и об оказанных ему почестях при похоронах разделились кардинальным образом.

Пользователь Живого журнала Juga1 заявил, что не понимает, что происходит: «Сегодня СМИ объявили о похоронах полковника Буданова. Думаю, все помнят эту эпопею с судом, отбыванием наказания и последующим УДО. Ну, вдруг кто не знает, напомню: он был признан виновным в убийстве девушки. А тут вдруг в качестве подробностей те же СМИ сообщили, что он был отпет в церкви и предан земле под автоматные залпы военнослужащих(!). То есть с воинскими почестями. Вопрос: что вообще происходит?», – недоумевает Juga1.

Диаметрально противоположной точки зрения относительно личности Буданова придерживается блогер Thoreks: «Он был простым русским офицером, который, как и тысячи других его собратьев по оружию, просто исполнял свой воинский долг. Исполнял по инерции совести, поскольку по-другому он не мог жить, поскольку так был воспитан, поскольку не впитал душевного распада постсоветского периода. Если Родина послала его против горных рабовладельцев, то враг должен быть разбит и победа должна быть за нами! Чего бы это не стоило! Несмотря на то, что большая часть полка – всего лишь двадцатилетние мальчишки, несмотря на отвратительное снабжение и «замиренные» села, стреляющие в спину. Ведь если две роты разведчиков попали в окружение, то своих надо спасать, даже нарушая приказы командования; а вражеского снайпера, застрелившего восемнадцать парней, необходимо достать любой ценой! Это непреложные правила офицерской чести, по ту сторону армейского формализма и безразличия, которые разят не хуже противника... «Мирные чеченские жители» либо сами были бандитами и рабовладельцами, либо их пособниками, покрывавшими преступления соплеменников. Эти простые вещи на той войне доходили до сознания очень быстро и конкретно. Может быть, в качестве наказания за спасение русских солдат, а может быть, просто так, полковника решили принести в жертву вайнахской гордости, плюнув в лицо всем тем, кто рисковал своей жизнью и проливал кровь, защищая нас от коварного и жестокого врага. Но ни унижения, ни тюрьма, ни гибель от рук врагов не отменяют высокой оценки той воинской работы, которую честно и решительно выполнял полковник Юрий Дмитриевич Буданов. Мы будем о нем помнить. Покойся с миром», – написал Thoreks.

Газета «Подробности».

Стране нужны мифы

Блоггер Олег Кусов: «Юрия Буданова похоронили с воинскими почестями. Присутствовал караул Комендантского полка Москвы, был произведен троекратный залп. Прощались с героем. Герой, правда, получил широкую известность не благодаря воинским подвигам, а после убийства чеченской девушки в своём кунге, под музыку, в плавках (все эти и многие другие факты доказаны судом).

В период второй военной чеченской кампании я хоть и работал «с федеральной» стороны, но Буданова не встречал. Зато других известных «героев чеченской войны» видел в самых разных ситуациях. Вот, например, эпизод лета 2000 года, когда вовсю ещё шли бои в блокированной военными республике. Коллеги с НТВ приехали во Владикавказ, чтобы взять интервью у очень известного генерала – командующего одной из армейских воинских группировок. Как раз в Чечне тогда проходила очередная крупная воинская операция под его командованием. В штабе тележурналистам посоветовали ждать – занят, мол, генерал серьёзными делами, не до вас. Тележурналисты просидели в гостинице весь день чуть ли не с включенной камерой, ожидая срочного вызова.

Ко мне в тот день приехал гость из Тбилиси, с которым мы пошли поужинать в уютный и полузакрытый сад-ресторан «Империал» в самом центре города. Поздно вечером в нём появился тот самый генерал в сопровождении двух человек. Проведя два-три часа в беседке, генерал вышел в центр сада-ресторана, на сцену, схватил микрофон и завыл какую-то песню. Было заметно, что в беседке он пил что-то покрепче чая с кофе. Это было бы, конечно, смешно, если бы не было так грустно. Воинская операция в Чечне, возможно, гибли его подчиненные, тележурналисты, дремавшие в гостинице… а командующий веселиться во владикавказском ресторане, еле удерживая равновесие во время кривляния на подиуме.

Мне тогда подумалось, а царский генерал-лейтенант Алексей Ермолов, на кого хотят походить нынешние «покорители Кавказа», мог себе позволить во время серьёзного сражения напиваться и орать песни в каком-либо кавказском духане? А генерал-аншеф Александр Суворов, послав войска на штурм Измаила, мог ли куролесить (несмотря на тягу к чудачествам) в одесском или кишинёвском ресторане?

Или другой эпизод, произошедший со мной на хорошо известном в годы второй чеченской кампании как местным жителям, так и журналистам, блок-посту «Кавказ». Им командовал другой полковник, позже ставший большим воинским начальником в Северо-Кавказском военном округе. По его приказу меня, пробиравшегося в Чечню, задержали и бросили в «вагончик для арестантов», где сидели пойманные солдаты, продавшие местным жителям солярку, и боевики из соседних Самашек. Когда вечером того дня мои коллеги потребовали от полковника моего освобождения, он уже с красным лицом (очевидно, много выпил за день кофе или чая в своём вагончике) спокойно ответил: «Привезите мне проститутку, и забираете его себе на здоровье». Кстати, в то время, как и в дни августовской войны в Южной Осетии, в некоторых репортажах на государственных телеканалах, полковника называли героем и отважным воином.

Уверен, что у многих журналистов и поколоритнее найдутся примеры общения с «чеченскими героями» в те годы. Как и примеры общения с настоящими воинами, нравственными людьми, способными отличить бандита от мирной девушки. И таких я встречал немало на чеченской войне, рассказывая о них в эфире радио «Свобода». Но вот признанными властью героями войны, орденоносцами и губернаторами они, как правило, не становились.

Становились ими другие. Но меня эти люди убедили, что подчас дистанция между мифом и реальным образом настолько велика, что образ в итоге превращается в свою полную противоположность».

Радио «Свобода».

Жириновский за реабилитацию Буданова

Церемония похорон полковника Буданова завершилась без происшествий. Несмотря на то что за военные преступления в Чечне он был лишен воинского звания и всех наград, в последний путь его провожали со всеми положенными действующему офицеру воинскими почестями. Во время похорон почетный эcкорт военной комендатуры Москвы произвел три залпа в воздух.

На церемонию прощания с Будановым в храм Косьмы и Дамиана в Химках пришли около 350 человек. На кладбище похороны российского офицера превратились в импровизированный митинг. Батюшка, проводивший христианские обряды над гробом, сказал, что полковник Буданов – дважды мученик. В первый раз – когда был осужден судом. Второй раз – когда был злодейски убит.

Владимир Жириновский, также пришедший на похороны, пообещал, что будет добиваться посмертного восстановления для Буданова звания полковника и возвращения ему ордена Мужества.

Лидеру ЛДПР Владимиру Жириновскому не дали закончить речь, из толпы раздавались крики «Дай выступить солдатам» и «Пусть офицеры говорят».

«Липецкие региональные новости».

А как сейчас в Чечне?

Заместитель председателя комитета по обороне Госдумы РФ Михаил Бабич обратился в Генпрокуратуру с требованием разобраться в порядке предоставления высокопоставленным сотрудникам МВД статусов ветеранов боевых действий. Как выяснил депутат, в свое время являвшийся премьером Чечни, за день командировки на совещание в эту республику первый заместитель начальника департамента экономической безопасности (ДЭБ) МВД РФ генерал Андрей Хорев и руководитель управления МВД РФ по обеспечению безопасности лиц, подлежащих госзащите, полковник Виталий Белинский стали ветеранами войны, получив соответствующие льготы. В действиях офицеров и тех, кто «участвовал в фальсификации документов», депутат усмотрел шесть статей УУК РФ. Источники в МВД говорят, что подобный «военный туризм» является обычной практикой.

Иными словами, Михаил Бабич обвинил руководство МВД в аморальном явлении, презрительно называемом среди ветеранов боевых действий «военным туризмом». «Недопустимо, когда удостоверение ветерана боевых действий выдается при направлении сотрудника МВД в командировку на территорию Северного Кавказа для участия в течение часа в совещаниях по экономическим и хозяйственным вопросам, проведения благотворительных акций и т.д.», – написал генпрокурору депутат.

В своем письме Михаил Бабич обвинил в незаконном получении статуса ветерана боевых действий первого замначальника ДЭБ МВД РФ Андрея Хорева и экс-начальника центра обеспечения оперативно-служебной деятельности ДЭБа Виталия Белинского, который ныне возглавляет управление МВД РФ по обеспечению безопасности лиц, подлежащих госзащите.

По информации депутата, 31 июля 2008 года эти офицеры всего один день находились в Чечне, куда были направлены в служебную командировку для участия в совещании по вопросам обеспечения целевого расходования бюджетных средств. Но затем, утверждает Михаил Бабич, «путем фальсификации служебных документов» срок командировки им на бумаге был увеличен до 45 суток, хотя в реальности офицеры Хорев и Белинский сразу после совещания вернулись в Москву.

Приказом № 1242 л/с руководителя временной группировки органов внутренних дел и подразделений МВД на Северном Кавказе генерала Михаила Шепилова офицеры Хорев и Белинский после командировки были награждены нагрудными знаками «Участник боевых действий». Причем знаки были вручены с формулировкой «за смелость, самоотверженность и высокий профессионализм, проявленные при исполнении служебного долга в период проведения контртеррористической операции в регионе Северного Кавказа». При этом приказ о награждении был датирован 28 июля, то есть за три дня до поездки офицеров в Чечню. В то же время рапорт об участии в КТО, на основе которого и появился приказ о награждении, был написан только 3 сентября.

Необходимо пресечь порочную практику признания участниками боевых действий людей, прилетающих на один день на Северный Кавказ, поскольку это нивелирует в глазах граждан заслуги тех, кто действительно выполняет боевые задачи, рискуя своей жизнью».

«КоммерсантЪ», в сокращении.


Другие статьи номера в рубрике Политика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100