Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 8 (936) от 22 февраля 2011  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Экономика

«Зов тигра»: «медведь» посреди дороги

Анна Селезнева

Судьба крупнейшего российского государственного национального парка «Зов тигра» зависит от дороги, движение по которой разрешает частное лицо: хочу – пущу, не хочу – не пущу!

Национальный парк жить без посетителей не может! Суть его такая – создан для посещения гостями из Приморья и Хабаровска, из Москвы и Сибири…

Парк «ЗОВ ТИГРА» – огромный, на территории трёх районов – Лазовского, Ольгинского и Чугуевского. Он может стать крупнейшей частью экономики трёх таёжных районов, привлечь сюда туристов, исследователей, путешественников, тех, кто создаст инфраструктуру и кто будет обслуживать гостей национального парка и исследователей, детей и взрослых, да и тех, кто будет охотиться рядом. Может…

Хотя эти – которые охотятся – уже рядом. Для них и создавать ничего не надо, да и гостей – чем меньше, тем лучше! Недаром назвали себя «медведями». А тигр с медведем уживаются неважно. Как и здесь – у «Зова тигра».

Потому что именно «медведи» перекрывают дорогу к «Тигру». И объединил этот охотничий «Медведь» высокопоставленный чиновный люд и из краевого центра, и из местных, что определяет и судьбу старой дороги, и саму возможность работы федерального государственного национального парка.

Охота «на овсах»

Любой национальный парк (как и заповедник) – это огромный родильный дом, спасение для звериного населения Земли и, естественно, лакомый кусок для всех охотников и приближённых к ним. Недаром СМИ переполнены историями о бравых высокопоставленных охотничках, что с ружьями, машинами и вертолётами рвутся в заповедные леса. Здесь-то попроще будет: вот – национальный парк с любым зверьём, вот – рядом овсы посеем, чтоб дичь привлечь, дорожку перекроем, чтоб чужие не шастали…

И овсы посеяли, и пасеки построили, и дорожку перекрыли…

Но оказалось, что дорожка та – практически единственная, чтобы вглубь нацпарка зайти и туристам, и путешественникам, и сотрудникам – дороги расчистить, стоянки оборудовать, провести гостей по тропам парка, лес проверить, пожары потушить… Территория «Зова тигра» так и задумывалась – с расчетом именно на этот единственный старый путь вглубь национального парка и к дороге из Чугуевского района.

Дорожка та, единственная, оказалась в какой-то момент перекрытой: «пасечник» появился, Александр Федоренко (ульев, правда, незаметно, зато овсы и площадки для охоты видны хорошо).

Словом, плотно обосновался рядом с национальным парком главный, по его словам, инженер-энергетик Александр Федоренко на единственной дороге к нацпарку. И представляет он охотобщество «Медведь», что объединил чиновников высших рангов края и района.

Кто ж двадцать лет назад мог думать, что на единственной приемлемой дороге в национальный парк расположатся такие «медведи»?

«Хоть стреляйте, шлагбаум не открою!»

Вот и ткнулись туристы вместе с сотрудниками национального парка в закрытый шлагбаум. Сторож категорически отказался поднимать его, позвонил хозяину, доложил обстановку. Громкая связь хорошо донесла запрет Федоренки: «Хоть стреляйте! Шлагбаум не открою!». И не открыл!

Хотите посетить нацпарк – всего 510 км вкруговую, по лесам и бурной реке Милоградовке – с её бродами, наводнениями, затопленными машинами. Так уже было: туристам из реки выбраться удалось, машине – нет. Порядок в лесу наводить – всего 510 км вкруговую. Пожары тушить: пожалте, всего 510 км!

А речка Милоградовка с её шестью бродами на единственной официально выделенной дороге часто вообще никого пропускать в леса не желает. Так что, если заполыхает лес, как прошлым летом в России, никто не доберется, чтобы спасти его.

«Пасечник» не пропустит!

Это уже было, когда сотрудники парка увидели три пожара, но потушить смогли лишь один – проезда не было. Перекрыта была единственная доступная дорога, как 8 августа 2009 года или 24 апреля 2010 года. А если нет опущенного шлагбаума, то сойдёт и бульдозер, который может на дороге «застрять»! Но если поедет проверять официальная комиссия, шлагбаума нет как нет! Как и было в августе 2009 г.! А на «нет» и суда нет! И официальные бумаги это подтвердят.

6 заседаний суда

Районная прокуратура не заметила нарушений и даже самозахвата земли (установленного краевыми прокурорами) и отправила в суды. Шесть раз уже судьи разбирались в деле о дороге, которая то есть, то её нет, то она закрыта «пасечником», то, пожалуйста, – проезд дозволен. То она не стоит на балансе поселения (и её, значит, вроде как и нет), то, оказывается, что она всё-таки есть, хоть и старая, заброшенная.

Что же за ерунда с этой дорогой, которую то дорогой признают, то не признают, то сообщают, что сам Федоренко её, дескать, построил своими руками и за свои деньги, то выясняется, что на всех картах эта заброшенная дорога давным-давно обозначена?

То говорится о самозахвате земли, что установлено краевой прокуратурой, то местные власти глаза на это плотно зажмуривают. То мировой судья Самойленко почему-то превышает свою компетенцию, решая вопрос не по своей подсудности, то районный судья, который вроде бы должен отменить по этой причине решение мирового, этого не делает и оставляет его в силе, потому эти судейские действия могут стать рассмотрением квалификационной комиссии.

Считаем, что мировой судья Самойленко умудрилась превысить свои полномочия. Может, по незнанию? Или из пиетета, попросту – зависимости от власти, тоже может быть… Но самое интересное, что и районный суд не заметил этого нарушения закона, иначе судья должна была бы просто отменить решение мирового судьи… Но – не заметила!… Интересно, почему? Низкая квалификация? Или желание угодить районному начальству? А, может, не районному?

Из справки дирекции парка

«Судом установлено, что по землям сельхозназначения, находящимся в собственности и на праве аренды Федоренко А.Ф., проходит автомобильная колея… и используется правообладателем земельных участков исключительно для собственных нужд. Однако судом не принято во внимание, что наряду с правом собственности и аренды имел место самовольный захват земельного участка ориентировочной площадью 570 м2, в связи с чем 10.09.2010 г. в отношении Федоренко А.Ф. возбуждено дело об административном правонарушении.

Кроме того, в ходе судебного заседания не опровергнуто, что дорога, начинающаяся как полевая и идущая вдоль земель ответчика, выходит за пределы Лазовского района и пересекает территорию Ольгинского района (земли национального парка), выходя в Чугуевский район (земли национального парка) и соединяется в пос. Ясное с дорогой общего пользования. Из показаний свидетелей установлено, что дорога используется туристами (с 70-х годов XX века) и сотрудниками парка, а не «исключительно для собственных нужд» ответчика.

(Из справки Национального парка «Зов тигра»).

Хоть и дорога, но… без сервитута

А судьи упорно утверждают, что если директор национального парка – не владелец земли и не официальный арендатор, то и прав никаких не имеет. Кстати, по поводу арендатора… Попытался директор нацпарка поучаствовать в официально объявленном аукционе на право аренды этого участка с дорогой – куда ж там! Аукцион состоялся из одного претендента – Федоренко.

И отдали ему землю с дорогой без «наложения сервитута», как это называется на юридическом языке, – то есть без права проезда! Частный интерес «медведя» оказался выше интереса государственного федерального парка и выше интересов всех его гостей.

* * *

1 марта – заседание арбитражного суда: вопрос о возможности проезда по старой дороге, о праве государственного национального парка на сервитут, иначе говоря – право на работу. Иначе федеральный государственный национальный парк «Зов тигра» работать не может – гостей не провезёшь!

«ЗОВ ТИГРА»: «МЕДВЕДЬ» ПОСРЕДИ ДОРОГИ


Другие статьи номера в рубрике Экономика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100