Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 39 (915) от 28 сентября 2010  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Посиделки

Белые крылья «Паллады»

Анна Тарабрина, г. Находка

И всё-таки мне не везло. Ни в один из моих визитов во Владивосток мне так и не удалось увидеть, как входит в гавань фрегат под парусами. Говорят, это необыкновенно красиво.

Интерес к паруснику подогревал и Александр Дерябин – парусный мастер с «Паллады», водящий дружбу с находкинскими яхтсменами и пользующийся большим уважением в мире паруса. В один из приездов в Находку он подарил мне значок с изображением «Паллады», заронив в меня мечту когда-нибудь побывать на ней. И вот такой случай представился.

Курсанты Дальневосточного мореходного училища Находки в очередной раз отправлялись на учебную практику на фрегате «Паллада», и я присоединилась к ним. После построения и напутственных речей курсанты сели в автобус и отправилась во Владивосток. Группой из 30 человек руководил заведующий судомеханическим отделением Евгений Геннадьевич Вольных.

Не все, но самые лучшие удостаиваются чести пройтись под парусами «Паллады». Критерии довольно жёсткие: от здоровья до показателей в дисциплине и учёбе. Ведь за границей корабль часто посещают иностранцы, среди которых бывают даже высокопоставленные персоны. Следовательно, «Паллада» – это своего рода «визитка» страны.

Параллельно с мачтами «Паллады» возвышались опоры строящегося моста. Фрегат был пришвартован к одному из пирсов морского порта. Евгений Геннадьевич представил меня легендарному капитану фрегата Николаю Кузьмичу Зорченко, и мы приступили к беседе.

– Николай Кузьмич, что вы можете сказать о предназначении парусника?

– «Паллада» была построена как учебное судно, чтобы курсанты могли получить практические навыки и почувствовать, что такое море. Профессия моряка связана с определёнными трудностями, вот практика и даёт возможность узнать цену морского труда. У нас проходят практику курсанты со всей России и из-за рубежа. На борту помимо курсантов находкинской мореходки находятся курсанты из Архангельска и высших учебных заведений Владивостока.

– Каков ближайший маршрут «Паллады»?

– Предстоящий рейс очень ответственный. Мы будем принимать участие в выставке ЭКСПО – 2010 в Шанхае. Это серьёзный саммит, проходящий на уровне глав государств, имеющий высокий рейтинг в Азиатско-Тихоокеанском регионе. На выставку ожидается визит премьер-министра Владимира Путина. «Палладу» пригласили, чтобы показать, что Россия – это морская держава, в которой флот имеет огромное значение. Все официальные мероприятия начнутся 28 сентября и будут продолжаться несколько дней, а на 2 октября выпадает государственный праздник Китая. Корабль будет открыт для посещения, и не только высокие гости, но и простые жители смогут познакомиться ближе с нашей страной посредством экскурсии на «Палладу». На её борту мы разворачиваем различные выставки, дающие представление о последних достижениях Приморского края и Владивостока в экономике, спорте, культуре. На память о визите на парусник мы дарим значки, календари, различные буклеты.

Интерес к России неистощим, и поток желающих подняться на борт фрегата никогда не иссякает. У «Паллады» много друзей во всём мире, были и такие моменты, когда приходили люди со значками, подаренными в 1992 году.

– А дальше куда?

– После Шанхая мы идём в Далянь, где пополним запасы, и не спеша направимся во Владивосток. Прибытие планируется на 20 октября.

– Как у курсантов проходит процесс адаптации к морю?

– Вначале они, как крабы, ползают по палубе, но постепенно втягиваются, привыкают к качке. Корабль идёт, и независимо от погоды они должны добросовестно выполнять порученную работу. Парусное судно – это особенная специфика. Тут и подъём на мачты, и работа по поднятию и спуску парусов, что требует большой физической выносливости. Море закаляет мальчишек, даёт им возможность испытать себя на прочность.

– Николай Кузьмич, наши восточные соседи Япония и Корея периодически устраивают парусные фестивали. Расскажите о них.

– Я лишь могу выразить соболезнование тем людям, которые никогда этого не видели. Это романтическое зрелище необыкновенно прекрасно. В Европе подобные фестивали проходят даже чаще, чем у нас в АТР. На парусные фестивали, в которых мы участвовали, приходят от семи до двенадцати (!) парусных судов. Два парусника из Владивостока, два из Токио, по одному паруснику из Гонконга и Кореи и т.д.

– Как вы считаете, возможен ли подобный фестиваль во Владивостоке?

– Мне очень понравилась фраза, которую недавно выдал наш президент Дмитрий Медведев: «Что бы мы ни делали, у нас всегда получается автомат Калашникова». Боюсь, что это может произойти и с парусным фестивалем. Увы, все то, что во всём мире решается легко и просто, в России обрастает неимоверными препонами. Здесь много проблем, начиная от стоянки судов и заканчивая отношением некоторых россиян к иностранцам. Печальные инциденты с иностранными моряками, которые были при заходе военных кораблей во Владивосток, лишнее тому подтверждение. У нас красивая акватория и сам город, подчёркиваю – не проблема пригласить во Владивосток с десяток парусных судов, проблема в том, о чём сказано выше.

Мне разрешили пройти в штурманскую рубку, сфотографироваться у штурвала.

У «Паллады» особенная тёплая аура. Стены корабля украшены картинами известных художников, в проходах инсталляции на тему зарубежных событий и встреч. Напоследок я посидела в молчанье у бушприта и вместе со свежим морским ветром вливалась в моё сердце необъяснимая тоска по дальним странствиям. И я пожелала на прощанье семь футов под килем всем тем, кому посчастливится пройти под белыми крыльями «Паллады».

Анна Тарабрина, г. Находка


Другие статьи номера в рубрике Посиделки:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100