Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 9 (885) от 3 марта 2010  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Защита прав

Элитная коммуналка

Анастасия ПОПОВА

Хвалёные «Два капитана». Элитное жильё на Эгершельде. Администрация края, брызжа слюной, рассказывает, какие они хорошие, что переселяют сюда людей из ветхого жилья. Забывая, однако, что коренных владивостокцев хотят переселить из хотя и ветхих, но квартир с услугами и неплохой квадратурой, в… коммуналки.

Я своими глазами видела это «элитное жильё» «Два капитана». Красиво? Да. Новые обои, пластиковые окна, прекрасный вид на море… Туалетов в такой квартире два, вместо ванной какая-то непонятная штука – нечто среднее между душем и большим напольным умывальником. Кухня без окон. Реально ли там поставить печь, не знаю. Но плита точно влезет. Видимо, изначально то, что стало кухней в коммуналке, задумывалось как уголок для дорогущей декоративной собачки в шикарной пятикомнатной квартире.

Однако миллиардеров, подобных градоначальнику, оказалось немного. Кто знает, возможно, квартиры реализовать не удалось. К строителям, правда, остался вопрос: зачем в одной из комнат сделали небольшую перегородку? Теперь это типа двухкомнатная комната (не знаю, реально ли сюда поставить дверь)…

Артур Готлиб, ныне житель Шилкинской, просто в шоке от того, что его 3-летнюю дочь, жену и тётю собираются разместить в одной комнате, сходной по квадратам с его практически двухкомнтаной квартирой. Дело в том, что Артур и его семья проживают в квартире, которая называется коммунальной. Однако он сам провёл в своё жильё все услуги. Так получилось, что комната по соседству оказалась свободной, и он решил её занять, но… В 1988 году дом признали аварийным. Настолько аварийным, что электрики даже отказывались ремонтировать проводку. Только в том случае, если случится внештатная ситуация.

Так вот, когда Артур пытался оформить договор социального найма на обе свои комнаты, и присоеденить освободившуюся третью, поскольку стоял в очереди, как нуждающийся в жилье, 30 декабря 2008 года ему отказала администрация Владивостока, сославшись на то, что незаконно.

Жилищный кодекс, гл. 8 ст. 60.
«Договор социального найма жилого помещения:

1. По договору социального найма жилого помещения одна сторона – собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне – гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом».

Впрочем, несмотря на то, что с 1988 года дом был признан непригодным для проживания, в 1993 году администрация Владивостока поставила его на баланс. Как утверждает Артур Готлиб, вместе с его домом в 1993 году на баланс было поставлено пять домов – ветхих и вовсе не существующих. То есть, когда-то это были дома, а к 1993 году на их месте уже стояли гаражи и другие постройки.

Около трёх лет назад, когда Артур Готлиб только начал пытаться что-то разрулить со своим жильём, в администрации Владивостока ему то говорили: «Живите, ваш дом ещё долго не снесут», то говорили: «Скоро вас расселят». И в январе 2009 года администрация города потребовала составить договоры социального найма для того, чтобы дом расселить. То есть, оформить договор социального найма и присоединить ещё одну комнату – незаконно, потому что дом аварийный, а оформить просто договор социального найма на тот же самый аварийный дом законно. Артур Михайлович подал в суд с требованием выдать ему нормальное жильё, указав, что сомневается в законности договора социального найма.

11 июня был суд, решение такое: выдать Готлибу жильё 38,8 кв.м. Однако постановление главы администрации Владивостока, в котором говорилось, что если человек имеет две и больше комнаты в коммуналке, ему положена двухкомнатная квартира было отменено только в конце июля. Несмотря на это, Готлибу выдали коммуналку.

Когда мы были в «элитном жилье», рабочие показали Артуру Михайловичу его комнату. Оказалось, что на комнату большей площади претендует его соседка, у которой комната меньшей площади.

– Вот видите, мы ещё не въехали, а уже конфликт. А что будет дальше – общая кухня, общий туалет… – говорит Артур Готлиб.

У Александра Бернацкого ситуация не лучше. В очереди на жильё его семья стоит 38-й год. Он живёт в ветхом доме в центре Владивостока (дом был признан ветхим в 2002 году). Вода проведена, туалет на веранде. За эти годы семья разрослась. Взрослые сын и дочь имеют свои семьи. Сын дочери ночует у дедушки и бабушки, потому что школа рядом. Когда приезжает дочь, они с сыном спят на кухне. И сын и дочь снимают жильё.

У Бернацкого почти 26 кв.м. Это без веранды. Её как жилое помещение не посчитали. Странное дело, в позапрошлом номере мы писали о том, что ветеран ВОВ не может, с точки зрения администрации Владивостока, претендовать на новую квартиру, потому что у него слишком много квадратов – 60 с лишним, так как посчитали веранду, а тут удобнее веранду не посчитать за жилые квадраты – меньше квартиру придётся выделять.

А ведь когда приезжает сын, он спит на веранде. Администрация края согласилась предоставить Бернацкому жильё, но… сопоставимое по квадратам. Сколько человек прописано в его квартире и, соответственно, нуждаются в жилье, никого не волнует. Бернацкий подал в суд. Он требовал, чтобы жильё ему предоставили в соответствии с нормами – сколько полагается метров на человека. Суд отказал. Ему пояснили: «Вы можете узбеков каких-нибудь прописать, что ж всем квартиры давать?» Но это ведь не узбеки – это коренные владивостоцы, сын, дочь, жена и внуки (6 и 15 лет)!

Изначально администрация предлагала семье смешные квартиры – то 9, то 14 квадратов и всё в каких-то отдалённых районах – на острове Русском, пригороде и т.д. Теперь вообще осчастливили. Элитным жильём! Бернацкому ещё повезло – не коммуналку выдали. Да, туалет, душ в квартире. Но, если посчитать жилую площадь, получится 12 м2… Допустим, 3 м2. на кухню. Как семьи Бернацких, их дочери и сына, которые всю жизнь ждали квартиры, уживутся на 9 м2? Дочь и сын по-прежнему будут снимать жильё, а если они приедут, им негде будет переночевать, потому что лишнее кресло поставить некуда. Да что там, все вещи Бернацкого в эту комнатёнку не влезут. При таком раскладе ветхий, но обжитый барак – не самый худший вариант.

– После того, как я увидел, что мне предлагают, я согласен здесь жить. А здесь жить не получится – кто не согласен, обещали выселять с судебными приставами, – говорит Александр Бернацкий.

Анастасия ПОПОВА, фото автора


Другие статьи номера в рубрике Защита прав:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100