Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 51 (875) от 22 декабря 2009  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Защита прав

Постоянно временное жильё

Анастасия ПОПОВА

Начиная с 1984 года в семье Радченко на Новый год было принято говорить об одном: «Дай бог, в этом году нам, наконец, дадут квартиру». Но время шло, скончалась мать Зинаида Яковлевна, а 81-летний Николай Степанович и 37-летняя Ольга Николаевна уже даже не ждут, а собираются требовать увеличения жилплощади через суд.

Семья Радченко встала в льготную очередь в 1984 году. Николай Степанович приравнен к участнику войны, а его супруга имела черепно-мозговую травму, оба инвалиды второй группы. В квартире на проспекте 100-лет Владивостока семья живёт с 72 года. Ольга Николаевна родилась в том же году. Свою однокомнатную квартиру семья считает и считала времянкой – жильём, которое есть, пока не выдали нормальное.

– Мы жили на Матросской, 4. Наш дом шёл под снос. Бывших жильцов разбросали по всему Владивостоку. Я позже с бывшими соседями встречался, все получили квартиры согласно количеству жильцов – кто двух-, кто трёх-комнатную, одинокие – однокомнатную. У нас в семье было три человека – я, дочь и жена, нам полагалась трёхкомнатная квартира, – говорит Николай Степанович.

Сейчас в этой странной квартире больше половины места занимают кровать, кресло, стол, шкаф для одежды, выпуклость от мусоропровода, коридор очень узкий – мешает шахта лифта. Два человека не разойдутся. Когда я пришла в семью Радченко, для Ольги Николаевны не хватило места – один стул заняла я, второй – пожилой отец, а третий стул попросту некуда поставить.

– Жилая площадь нашей квартиры всегда была 16 м2. Сейчас стала 32,8 м2. Они посчитали и то пространство, которое занимают шахта лифта и мусоропровод, посчитали лоджию. По нормативу, который нам предоставил наш юрист, на человека полагается 22 квадратных метра, а по нормативу, на который ссылается администрация города – 13 квадратных метров на человека, – говорит Ольга Николаевна.

Таким образом, отец и дочь Радченко ещё и должны остались администрации Владивостока. По этой причине в 2007 году семью сняли с очереди на квартиру. Даже если учесть, что супруга Николая Степановича ушла в мир иной в 98 году, 16 м2 для двоих человек – это мало, учитывая, что норма – 13 м2 на человека, если верить администрации. После смерти Зинаиды Яковлевны, Николай Степанович и Ольга Николаевна стали претендовать на двухкомнатную квартиру.

– В администрации города нам сначала пообещали 30 000 рублей как компенсацию за то, что не увеличат нам жилплощадь. Сказали: «Вы выставите квартиру на продажу, добавите 30 000 и купите жильё». На эти 30 000 я разве увеличу квартиру? Этого хватит только, чтобы пластиковые окна поставить! – возмущается Ольга Николаевна.

Пытались оспорить это решение, писали в администрацию Владивостока. Пришёл отказ. 30000, кстати, они также не получили.

– Отцу говорят: «Вы с дочкой живёте?» – «С дочкой», – отвечает. «Дочь выйдет замуж и пойдёт жить к мужу». Какое они имеют право решать, как должна сложиться моя жизнь? Выйду я замуж или нет? – удивляется Ольга Николаевна.

Естественно, взрослой женщине и пожилому мужчине в одной комнате не очень комфортно.

– Бывает, отец приболел, а мне хочется посмотреть телевизор, уже не посмотришь, перегородку поставить невозможно, – говорит Ольга Николаевна.

Поскольку в квартире узенькая полосочка места, где можно пройти, а другого нет, постоянно возникают проблемы:

– Если я вызываю скорую отцу, обязательно перекладываю его на кровать. Иначе врачи не пройдут. Ко мне элементарно не могут зайти знакомые! Если кто-то приходит, я обычно сама выхожу, а принимать гостей нет возможности, – говорит Ольга Николаевна.

Самое удивительное, что исполнитель, который ведёт переписку с семьёй, Людмила Сахута, работающая в администрации района – соседка отца и дочери Радченко. Она проживает в соседнем доме. Ольгу Николаевну аж завидки берут, когда та проезжает на крутой машине, а соседи поговаривают, что дама недавно приобрела квартиру своему сыну. Поговорка «сапожник без сапог» явно не про сотрудников администрации…

Всё это время Ольга Николаевна и Николай Степанович ходили к уполномоченному по правам человека Жекову. Его реакция – ни «нет», ни «да» – что-то неопределённое. Ушаков же и слушать их не стал. Он сказал: «Что вы, не могли раньше прийти? Идите, регистрируйте своё требование, узнайте, кто будет вести ваше дело». Этот специалист прислал бумагу, что их обращение отправлено в соцзащиту края. Оттуда – ни слуху, ни духу.

И ведь не нужно отцу и дочери две квартиры. Они готовы отдать маленькую и получить побольше. Я понимаю, что во Владивостоке жилья не хватает. Для меня, например, было бы счастье жить хотя бы в такой, зато своей квартире. Но ведь у государства есть какие-то обязательства перед гражданами, и если оно однажды пообещало, наверное, не имеет права забирать это обещание назад. А пока семья Радченко готова продолжать отношения с администрацией Владивостока вплоть до Страсбургского суда.

Анастасия ПОПОВА


Другие статьи номера в рубрике Защита прав:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100