Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 47 (871) от 25 ноября 2009  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Вселенная

Мать мира

Ю. Филатов.

30 ноября – День матери в России
Первые семьи появились на южной окраине края в 1860 году. Три унтер-офицерские семьи прибыли вместе с ротой майора Черкавского поселились в посту Новгородском.

А в 1861 г. в пост Владивосток прибыл на компанейском судне «Святой Феодосий» 2 гильдии купец Николаевского торгового общества Яков Лазаревич Семёнов с женой и ребёнком. Начальнику поста лейтенанту Е. Бурачеку пришлось поместить первую в посту семью в офицерском флигеле, а самому перебираться в казарму к стрелкам.

С января 1863 г. в пост стала приходить почта. А через год младший боцман корвета «Гридень» получал с далекой родины письмо. В нем мать рассказывала, что каждый день молится за сына и посылает ему свое благословение. И просила мать: «А ты, сынок, мое благословение храни и помни, что материнская молитва со дна моря спасает».

В те же годы через непроходимую Уссурийскую тайгу пробиралась маленькая экспедиция штабс-капитана Николая Пржевальского. Не раз оказывался отряд на краю гибели. Спасала выносливость людей, находчивость начальника и, наверное, она, материнская молитва о странствующих. И первая же книга-отчет «Путешествие в Уссурийском крае» принесла автору известность. На ее титульном листе Пржевальский написал: «Посвящается моей любимой матери».

А Владивосток рос и уже стал именоваться портом. Новые переселенцы приезжали целыми семьями. А в 1863 году город зарегистрировал своих первых уроженок. В метрической книге владивостокской Успенской церкви внесена запись о том, что в сентябре у Евдокии Горелко родилась дочь Надежда, а у Екатерины Сметаниной – дочь Ефросинья.

И, наверное, трудно пришлось бы молодым мамам, не возьми их под свое покровительство жена подпоручика Рейтера. Эта знаменитая в жизни Владивостока женщина была поилицей и кормилицей офицеров гарнизона, посаженной матерью на первых свадьбах.

Но когда порт стал городом, а его население исчисляться тысячами, усилий госпожи Рейтер стало не хватать. Основную часть забот о матерях и детях приняли на себя городская управа и владивостокское Благотворительное общество. Его руководителем была жена военного губернатора Владивостока Александра Александровна Фельдгаузен.

Общество построило начальную школу, убежище для бездомных и работный дом при нём. Оказывало денежную помощь многодетным и одиноким матерям, собирало для них детскую и женскую одежду. На рождественские праздники для детворы Первой Речки и Матросской слободки устраивались елки и развозились по домам подарки.

В 1897 г. под патронажем благотворителей на Первой Речке было организовано общество «Ясли». В дом, арендованный обществом, приносили на целый день своих малышей одинокие матери-работницы. Такие же ясли открыл при своей спичечной фабрике на Седанке Михаил Иванович Суворов. И сделал он это по настояниям Конде-Рентгартен, первой в городе женщины-врача.

Не оставалась в стороне и городская управа. Городской комиссией по призрению бедных на ее средства и деньги меценатов был открыт общественный Детский сад. Это был небольшой парк, но детей в него могли приводить на целый день. Под присмотром воспитанниц педагогических классов женской Министерской гимназии они играли, им читали интересные книги. Интересно то, что должность заведующей этим Детским садом называлась – «садовница».

На далекой окраине понимали, что слишком от многого привычного приходилось отказываться выросшим в европейской части России женщинам, когда ехали они с мужьями в Приморье. Им старались облегчить жизнь, развлекали, как могли. В Офицерском и Морском собраниях еженедельно по субботам устраивали театральные, музыкальные и литературные вечера. Командующий Сибирской флотилией приглашал по праздникам дам на «чашку чая».

Первым учебным заведением Владивостока стало открытое в 1873 г. женское училище. Оно сразу же стало культурным центром порта. В нём читались лекции для взрослых и проводились детские ёлки и утренники. Его начальнице Татьяне Николаевне Урядовой пришлось принимать даже Великого князя Алексея, прибывшего во Владивосток в 1873 г. на корвете «Витязь». Его Высочество передал училищу большую часть своей коллекции, собранной во время путешествия.

Губернатор Манакин в Морском собрании рассказал об участии женщин в жизни города: о китаянке Марии Купер, отдавшей свою просторную фанзу первому во Владивостоке любительскому театру, об Ирине Ирской, положившей начало женскому спорту, о Павле Николаевне Конде-Рентгартен, первом частно-практикующем враче, заведующей женским отделением и преподавательнице в женских гимназиях и школе сестёр милосердия. Не забыл генерал и о начальнице городской женской гимназии Теляковской, удостоенной за спасение при погромах документации и денег гимназии офицерского ордена Св. Анны IV класса.

Когда ребенку плохо, он зовет маму. В храме божьем человек обращался с мольбой о прощении не к Христу, с его требовательностью, а к Божьей Матери, зная ее всепрощающий характер. Даже наивные русские пьяницы давали зарок не пить с праздника её Покрова. Грешники были уверены: «Ежели согрешу, Богородица простит». Наверное, потому из 118 городских и сельских приморских храмов и церквей почти что половина, построена во имя Божьей Матери.

В первореченской слободке ранним утром вышли посидеть на лавочке два друга – отставной матрос Степан и Тен Лаоцзю, которого матрос для удобства общения называл Тимофеем. В рассветной заре ярко сияла Венера.

«Слышь, Тимош, – обратился Степан к другу, – когда нас привезли сюда, то меня определили в портовые мастерские. И стали мы какую-то башню строить. Для лейтенанта, что в порт приехал. Прислало его начальство смотреть, как через солнце эта звезда проходить будет. Венерой называется».

Китаец молча полюбовался на голубую красавицу и ответил русскому другу: «Это звезда Матери Мира!»

Ю. Филатов.


Другие статьи номера в рубрике Вселенная:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100