Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 40 (864) от 7 октября 2009  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Защита прав

Богодулы, бомжи — не граждане?

Виктория ВАСИЛЕНКО

ДЕНЬ ПОЖИЛОГО БОГОДУЛА
Прохладный октябрьский вечер. Площадь Луговая. На скамейке автобусной остановки спит неопрятная пожилая женщина. Мимо, стараясь не задеть спящую, чтобы не испачкаться, проносятся прохожие. «Кто она, откуда и почему здесь?» – таким вопросом уже никто не заморачивается.

Если родным наплевать на судьбу матери, бабушки, сестры, то и государству тоже. Мало ли таких, и что, всем теперь помогать?

В первых числах октября оказывает особое внимание старшему поколению. Однако праздником назвать День пожилого человека язык не поворачивается. Кому придет в голову радоваться старости и периодически задумываться: «А сколько жить-то осталось?»

Мэрия Владивостока традиционно озадачилась проведением мероприятий в рамках декады. Приготовила продуктовые наборы, пакетики с предметами личной гигиены. Будут организованы концерты и застолья.

Но все это для «домашних» стариков. А тем, кто волею судьбы оказался на улице, никакие подарки цивилизации не предназначены. И та бездомная пожилая женщина, что спала на Луговой, выпала из поля зрения государства. Можно, конечно, говорить разное: мол, сама виновата, что довела себя до такого... Но вспомним поговорку: «В России от тюрьмы и от сумы не зарекайся»...

Если государство отвернулось от человека без определенного места жительства, то верующие наоборот – протягивают богодулам руку помощи и дают последнюю возможность вернуться к нормальной жизни. Нередко на той же площади Луговой приезжие волонтеры кормят бомжей. Представители церкви хритистиан-евангилистов взяли под свою опеку бродяг, обитающих на железнодорожном вокзале города Владивостока. Два раза в неделю они приезжают на вокзал и кормят бездомных.

Кроме этого, хритстиане-евангилисты приглашают поселиться в их специализированном приюте, если богодул откажется от выпивки, курева и крепких словечек. По словам волонтера Татьяны Анатольевны Лысенковой, они принимают всех, независимо от вероисповедания.

С именем Господа на устах

Центр социальной помощи «Росток» – так назвали верующие свой приют.

Во Фрузенском районе верущие нашли три старых дома, предназначеных под снос. В них они и разместили своих подопечных. Всего около шестидесяти человек. В одном из помещений поселились вчерашние наркоманы, их около двадцати человек.

– Вы не поверите, но с именем Господа, с верой наркоманы исцеляются, – сказала волонтер.

Отдельная комната для мужчин, отдельная для женщин. В целях экономии пространства днем спальные места убираются. Везде порядок и чистота. Из кухни доносился запах горохового супа. Это одна из обитательниц приюта готовила товарищам по несчастью обед.

В другом домике разместились разновозрастные бродяги. Спальня здесь обширная – полати в два яруса. Везде ковры. Один из обитателей, сидя за швейной машинкой, подшивал брюки. В приюте днем остаются только инвалиды и пожилые люди. У многих нет рук, ног. И у каждого своя история, но один финал. Нет семьи. Нет дома. Они – вне общества. На скамейке, во дворе приюта отдыхали человек шесть вчерашних бездомных. Один из них, казалось, дремал.

– Что с ним? – поинтересовалась я у Татьяны Анатольевны.

– Он пережил инсульт. Геннадий, ему 54 года. Он пил, и семья от него отвернулась, они разменяли квартиру, и ему досталась однокомнатная квартира. У себя в квартире он не жил, бродяжничал по подвалам. Семья не желает за ним ухаживать, говорят, что Геннадий часто был жестоким. Вот уже четыре месяца мы занимаемся его проблемами. Он не ходит самостоятельно и опорожняется под себя. Моем, ухаживаем.

– Как вас зовут? Судя по «моряцким» знакам отличия, вы наверное моряк? – обратилась я к пожилому мужчине с обветренным лицом, в кепке с якорями. Человек улыбался. На месте кистей рук из под рукавов выглядывали культяпки. На ногах отсутствуют пальцы.

– Владимир Анатольевич, – представился мужчина и смутился. Его краткую биографию поведала Татьяна Анатольевна:

– Он действительно морячил. Ему 60 лет. Назвал нам адрес, но его семья больше там не живет. Где искать, пока не знаем.

– Скитался несколько лет по подвалам, заработал «тубик» (туберкулез – авт.), – рассказывает Владимир. – Подобрали верующие, и жизнь моя изменилась.

Теперь Владимир работает помощником в приюте, занимается восстановлением документов вчерашних богодулов.

Старосте по имени Сергей около сорока лет. Но он уже без рук, отморозил во время скитаний. Это случилось в Хабаровске четыре года назад.

– Я выпил 150 грамм водки и таблетку фенозепама. Очнулся уже в больнице и без рук.

Он рассказал о режиме дня в приюте:

– Подъем в 7 утра. Затем завтрак. Час духовного общения, где мы читаем молитвы, общаемся. Затем кто-то едет по делам: оформлять документы или в поликлинику, кто-то на работу, а кто-то остается на хозяйстве.

Приют был организован по инициативе христиан-евангелистов почти три года назад. Помимо филиала на Эгершельде подобный приют есть и в пригороде Владивостока. Там нашли убежище около сотни бомжей.

Больных бомжей часто обнаруживают на улице сердобольные прохожие, которые звонят в скорую. Бродяг там принимают на несколько дней.

– Как правило, – рассказывает Татьяна Анатольевна, – «новеньких» мы в начале моем (на территории приюта есть несколько бань), затем выдаем чистую одежду, расспрашиваем: кто, откуда. Кормим и, по мере необходимости, отправляем в больницу. Обязательно каждый вновь прибывший проходит флюорографию и врача-инфекциониста.

Наша цель, конечно же, вернуть человека к нормальной жизни, и мы очень радуемся, если это удается. Однако, когда звонят и просят содействия только в восстановлении документов, то, как правило, мы отказываем. Это не наша функция.

Конечно же, приют нуждается в одежде, постельном белье, в продуктах питания. Если у кого-то есть возможность помочь, то верующие с благодарностью примут эту помощь.

Верните к жизни «богодульник»

Между тем, во Владивостоке когда-то был спецприемник. В народе его называют «богодульником». Четырехэтажное здание на Змеинке забросили по причине протекающей крыши. Деньги на ремонт были выделены, но реконструкция началась почему-то в холода. Разломали перекрытия, а до крыши так и не дошли. Поговаривают, что из выделенных 30 млн рублей «освоили» только миллион, а остальные деньги где-то растворились. Теперь на восстановление необходимо уже около 80 миллионов рублей. И с каждым годом эта сумма увеличивается, т.к. здание разрушается.

– Такой спецприемник нужен краевому центру. В преддверии саммита АТЭС нужно думать и о такой немаловажной части жизни, как безопасность горожан. Поэтому в первую очередь необходимо восстановить работу спецприемника, создать нормальные условия и для сотрудников УВД, которые работают с данным контингентом, – говорит депутат краевого парламента Галина Медведева.

Быть может, государство вспомнит о конституционном праве граждан без определенного места жительства, ведь они такие же люди. И кровь у них красная, и жизнь одна. Неужели вам безразлична судьба вашего родственника, пусть непутевого, но такого же человека?..

Виктория ВАСИЛЕНКО, фото автора и Галины Смакота.


Другие статьи номера в рубрике Защита прав:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100