Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 24 (848) от 17 июня 2009  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Экономика

Не гонялся бы ты, строитель, за дешевизной…

Марина ЗАВАДСКАЯ

Помните замечательный горбачевский лозунг «Каждому – отдельную квартиру к 2000 году»? А ведь Горбачев был уверен, что так и будет, и даже предпринял кой-какие шаги к тому, чтоб так и было.

Почему в Советском Союзе строили медленно? Потому что строили микрорайонами. Коммуникации тянули, чтоб в новом месте в новых домах были электричество, вода, отопление – в общем, все блага цивилизации. А дому еще полагалась придомовая территория – ну, там, зелень, детские площадки, скамеечки и прочее…

А если не тянуть коммуникации? Если не микрорайонами строить, а посадить дом в уже застроенное место, на старые коммуникации? Это будет гораздо быстрее и дешевле! Правда, жители старых домов лишатся какого-нибудь сквера, а жители нового его вообще не получат… Но это же из благих намерений!

То есть Горбачев придумал уплотнительную застройку. Это он автор проблем с сегодняшней уродской точечной застройкой.

Да, первые «точечники», кто построился быстро, огребли немалые денежки. Но потом…

Потом, во-первых, увеличились откаты, а во-вторых, жители стали возмущаться. Возмущаться, защищать свои садики-дворики, обращаться в суд и даже время от времени выигрывать. Строительные нормы ведь никто не отменял!

Да и вообще, времена изменились.

Тут бы строителям остановиться и начать строить по правилам. Понять, что легкая жизнь закончилась. Даже если жители не выиграют суд (что вполне вероятно), любое разбирательство удлиняет время строительства и удорожает его. Лучше не гнаться за мнимой дешевизной (время ушло, опоздали!), зато не создавать себе проблем…

Но связанные с недвижимостью строители почему-то решили, что и мир вокруг них недвижим. Ну разве что сезонные изменения бывают, но потом все равно будет хорошо.

Начало стройки стало походить на боевые действия. Привезти (лучше ночью или в выходные) листы забора и охрану (лучше вооруженную), быстро обнести участок по периметру забором, быстро попилить деревья, быстро выкопать яму – и начать собственно стройку. Все, участок застолблен!

Теперь никто нас отсюда не выгонит!

Увы. Построиться так удалось очень немногим.

Первый звонок прозвенел… Впрочем, что там – звонок! Это был набат! Стройка на Столетии, между улицей Овчинникова и проспектом Столетия. Бывший парк имени Гагарина.

Сначала казалось, что все пойдет, как обычно: строители (Дальневосточная строительная компания, ДВСК) зашли на участок на новогодних праздниках, начальство гуляет, жаловаться жителям некому, а потом уж поздно… Но потом строители дорылись до костей. До кладбища. От этого стройка и получила имя собственное.

У «дома на костях» долгая история: стройка началась в 2004 году, но дома нет. Да, деревья срублены. Да, котлован вырыт. Да, там даже что-то уложено. Забор стоит. Но стройки нет. Прошло более пяти лет…

Я много писала о точечной застройке, потому что это проблема. И сейчас речь о том же. Но не о жителях окружающих стройку домов, не об их победах и поражениях, а о людях, которые поверили строительной компании, заключили с ней договор и заплатили деньги, чтобы через год-два-три въехать в новую квартиру. Улучшенной планировки, естественно.

Вот, например, Владимир Полещук. Решил он купить квартиру. Мать его продала свою 3-комнатную в Чите, переехала во Владивосток. К читинским деньгам добавили семейные накопления – и 25 августа прошлого года Полещук заключил Договор долевого участия в строительстве жилых домов по ул. Зейской (проект «51-й микрорайон. 2-я очередь. Комплекс жилых зданий по ул. Зейской») с ЗАО «Дальневосточная строительная компания».

Собственно говоря, кризис уже начался. То есть кризис начался и во внешнем мире – явно, и внутри страны – пока без видных невооруженным глазом явлений, но наше верхнее начальство уверяло всех, что Россия остается остров-ком стабильности (судя по всему, начальство было в этом уверено), кризис нас не коснется.

Тем не менее, наблюдательные и думающие граждане в островок не верили и прикидывали, куда бы вложить деньги, чтоб не пропали. А недвижимость – лучший способ хранения денег – так все говорят! Тем более, что квартира действительно нужна, и лучше новострой, чем б/у.

Компанию рекомендовали знакомые, которые уже некоторое время назад заключили с ней договор долевого строительства, время от времени наблюдали, как растут этажи (на Кипарисовой), и претензий к компании не имели.

То, что на Зейской жители соседнего дома протестовали против строительства, не остановило Полещука. Жители везде протестуют, потому что застройка у нас в городе исключительно точечная.

А между тем, жильцы протестуют не только из-за ухудшения окружающей среды (исчезновение дет-ских, спортивных площадок, скамеек, деревьев и т.д.), но и из-за опасности для дома. Мало ли каких чудовищ выкопают строители из-под земли! Это могут быть подземные воды (вот уж чего во Владивостоке хоть залейся!), это может быть насыпной грунт, песок, а то и вовсе Арсенал! И все это грозит неприятностями и соседним домам, и, в большинстве случаев, новострою.

В общем, обстоятельства сошлись так, что 25 августа Владимир Полещук заключил договор с ДВСК, а ровно за месяц до этого, 25 июля, прокурор города вынес протест против стройки. Компания не спешила известить об этом клиентов: мало ли что, не всякий протест исполняется… Поэтому для Полещука стало сюрпризом постановление главы города от 17 сентября.

В постановлении говорится: «Во исполнение протеста прокурора Владивостока от 25.07.2008 г…. Отменить разрешение на строительство № 171/3 от 31.12.2003 г., выданное ООО «Строитель» по объекту «2-я очередь 51 микрорайона»…

Не удивляйтесь, что разрешение выдано «Строителю», а строит ДВСК. Одна компания хапнула участок, потом (когда власть в городе переменилась) в добровольно-принудительном порядке отдала его другой компании – таких историй у местных строителей вагон и маленькая тележка. И дата выдачи документа, 31 января, тоже вас пусть не смущает: и не такие приколы случаются. Это хоть рабочий день, а бывает и 8 марта… И что разрешение старое, еще третьегодошнее, тоже ничего особенного: самый пик.

При Копылове раздавали своим людям земельные участки под строительство, при Николаеве – муниципальную собственность.

Итак, сберечь деньги с помощью недвижимости не получилось. 29 октября Владимир Полещук направил ДВСК заявления о расторжении договора – согласно п. 4.1 договора: «Дольщик вправе во внесудебном порядке досрочно расторгнуть настоящий Договор. Намерение Дольщика досрочно расторгнуть настоящий Договор должно быть выражено им в письменном уведомлении… Дата получения Обществом указанного уведомления считается датой расторжения настоящего Договора.

При этом Общество обязуется в течение 45 банковских дней с момента расторжения Договора возвратить Дольщику фактически внесенные им денежные средства в рублях».

Через 45 банковских дней Полещук денег не получил. Он написал второе заявление – с тем же результатом. Тогда он подал иск в суд.

На суд представитель ДВСК не является. А что он может сказать? Что денег нет? Это не аргумент.

В центрах, особенно в Москве, обманутых дольщиков полным-полно. Они даже общество организовали: «Союз заемщиков и вкладчиков России». В центрах в основном, конечно, обычный обман со стороны «строителей». Кидалово. Во Владивостоке тоже простой обман присутствует, но у нас все-таки масштабы не те.

Но сейчас, в связи с подобными отказами в разрешениях на строительство, обманутых прибавится. Не только ведь ДВСК в такую ситуйню вляпалась, есть и другие. А уж сколько они дольщиков в эту ситуйню втянули…

Про что это там Путин говорил в Пикалево? А, про жадность…

Соответствует.

Марина ЗАВАДСКАЯ.


Другие статьи номера в рубрике Экономика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100