Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 24 (848) от 17 июня 2009  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Экономика

Николаев — тоже человек начальник

Анастасия ПОПОВА

УВД ПК: «Суды не говорят, говорят определённые судьи»
В честь надвигающегося 50-летнего юбилея начальник УВД по Приморскому краю Андрей Николаев отчитался, сколько произошло преступлений за этот год, и ответил на несколько провокационных вопросов.

Итак, итоги: несмотря на предположения, что в связи с глобальным экономическим кризисом преступность скакнёт вверх, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года преступность в крае упала на 18% (в этом году зарегистрировано 23 511 преступлений, в прошлом – 28 838). В частности, на 20% сократилось количество краж (с 13 218 до 10 625), на 38% – случаев мошенничества (с 1743 до 1083), грабежей, убийств и т.д.

Стало меньше преступлений, совершённых в общественных местах, в том числе убийств – на 21%, грабежей – на 14%. Причина – операции «Розыск», «Надзор», «Безопасный дом, подъезд, квартира», «Арсенал». Отчего преступность упала в целом, вопреки прогнозам, генерал-майор чёткого ответа не дал.

– Уменьшение преступности – тенденция по всей России. Не от того, что стало нечего воровать... Возможно, сказалось объединение усилий общественности и правоохранительных органов, – заявил Андрей Николаев.

Помятуя о том, как проходило расследование пожара в редакции «АВ», вспоминая разговор с одним следователем, которая на фразе «краж в этом году стало меньше... ну как, зарегистрировано меньше... по бумагам» изрядно запиналась, смею усомниться, что цифры реальные, а не для отчёта перед вышестоящими органами и журналистами.

А вот прогноз неутешительный – скоро амнистия. В 2007 году освободилось больше пяти тысяч человек, в 2008 – девять тысяч, в этом году ожидается больше. По мнению Андрея Николаева, наверняка две трети отправятся обратно. Что будут делать эти люди в условиях кризиса, когда трудоустроиться сложно даже обычному человеку, неясно даже сотрудникам УВД.

– Реабилитационные центры создаются, но их же всех в центры не загонишь. Там (в колониях) условия лучше, чем у многих гастарбайтеров здесь. Тебя накормят, оденут, магазины к твоим услугам. У меня такое впечатление, что скоро туда добровольно будут идти, – поделился наболевшим генерал-майор.

По сравнению со всей страной у нас очень большие цифры по количеству убийств на бытовой почве, тяжких телесных повреждений и, как ни странно, изнасилований. По России мужчины выпьют и в койку, а наших приморских на подвиги тянет. На 6% увеличилась раскрываемость преступлений, стало больше дел против сотрудников милиции.

На вопрос, наказаны ли сотрудники милиции, которые беспределили на пикете автомобилистов, Андрей Николаев ответил:

– Получил телесные повреждения один человек, дело возбуждено, в вялотекущем варианте расследуется. Фигурант по этому делу скрывается. Но результат... Мы не допустили хаоса, беспорядка. Суды стали выносить более жёсткие санкции за нарушения закона о митингах и демонстрациях. Несколько человек побывало в приёмнике Артёма. Посидели, выспались и нет намерения совершать противоправные действия. Ко мне ни одного заявления не поступало от потерпевших, кроме того, с телесными повреждениями. Но после нашей проверки выяснилось, что он подтасовал факты и взял липовых свидетелей. Всё остальное в прокуратуре расследовали.

Короче, хоть дело и расследуется в вялотекущем режиме, сотрудники милиции опять оказались хорошими. Интересен был ответ на мой вопрос: «Почему после того, как суды выносят оправдательные решения по административным делам за, якобы, нарушения на митингах и пикетах, сотрудники милиции на следующих акциях протеста ведут себя так же? Суды говорят, а милиции всё равно...»

– Многие руководители считают, что мы поступаем чрезмерно мягко. Суды не говорят, говорят определённые судьи. Я не сторонник того, чтобы протестующих законопатить куда-нибудь, и чтобы их больше не было. Каждый волен высказывать свою позицию. Честно говоря, все эти подводные интрижки внутри тех, кто примыкает к коммунистам и ТИГРам, мне понятны и ясны. Народ хочет пропиариться, обратить на себя внимание.

Стоит ли понимать слова Андрея Николаева, что протестующие договариваются с судьями? Если намёк был на это, то генерал-майор не видел судью Лихобабину, которая занималась делом против «владмам». Как она не пускала свидетелей обвиняемых... Как у неё задрожал голос, когда она увидела, что в коридоре есть пресса... Вынесла оправдательный приговор. Хотя... Мы-то понимаем, что говорил Николаев не совсем искренне, и дело всё во мнении «многих руководителей».

Когда Мария Соловьенко продолжила тему и спросила, сделаны ли выводы, ведётся ли среди сотрудников юридическая подготовка, главный милиционер края ответил гениально: «Мне вообще-то задавал вопрос другой человек».

Главная беда Владивостока, по мнению Андрея Николаева, в том, что в городе нет спецприёмника. Как он рассказал, вопрос с землёй решён. Строить будут на Баляева, депутаты законодательного собрания готовы проголосовать и финансировать строительство. Но он сомневается, что в течение следующего года здание будет построено и сдано в эксплуатацию.

– Отсутствие спецприёмника – это боль всех людей Владивостока, они вынуждены смотреть на бомжей, всяких узбеков, таджиков, которые проживают в подвалах на полулегальных основаниях. На сегодня не депортировано ни одного незаконного гастарбайтера ни ближнего, ни дальнего зарубежья, – сказал Николаев.

Я задала вопрос: «Что следует делать тому же китайцу или узбеку, когда его останавливает сотрудник милиции, просит предъявить регистрацию и, когда её нет, милиционер начинает вымогать деньги? Всё-таки отсутствие регистрации – не такое серьёзное нарушение, как вымогательство». Ответ Николаева во всей красе продемонстрировал «порядочность» сотрудников УВД:

– Мы заложники ситуации – спецприёмника нет, в дежурной части содержать их нельзя. Куда он его поведёт? Вот на всякий случай и спрашивает: «Дай денег, я тебя отпущу».

Советы по поводу того, как юридически грамотно действовать приезжему, которого трясут на деньги (и не всегда без применения силы), Андрей Николаев дал следующие:

– Что делать? Пройти регистрацию, за помощью следует обращаться в диаспоры. У нас много незаконно пребывающих здесь граждан ближнего зарубежья, но это не означает, что это не люди или не граждане. Они говорят «вымогают»... Не пойман – не вор. Я знаю об этих случаях. Но в Москве и в Питере их гораздо больше, чем здесь. Если у него нет регистрации и денег, что с ним делают? Отпускают. Надо сказать: «Заработаю и принесу тебе через пару лет, оставь свои данные».

В заключение хотим поздравить Андрея Николаева с 50-летним юбилеем, всё-таки он тоже человек, хоть и не смог объяснить, отчего же на 18% упала преступность, считает, что сотрудники милиции имеют право вымогать деньги и правильно делают, что беспределят на акциях протеста.

Анастасия ПОПОВА, фото автора.


Другие статьи номера в рубрике Экономика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100