Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 5 (829) от 4 февраля 2009  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Экономика

Лучше умереть стоя, чем жить на коленях

Е.А. Щебенькова

«Вставай страна огромная, вставай на смертный бой...» Слова из этой песни лучше всего говорят о том, какой патриотический порыв был в обществе, чтобы отстоять свою Родину, государство, землю от жестокости и разрушения.

Мемориал труженикам тыла

22 июня 1941 г. по радио выступил нарком иностранных дел В.М. Молотов и объявил о том, что Германия напала на СССР. Его первыми словами было обращение к советскому народу: «Граждане и гражданки, соотечественники и соотечественницы, коварный враг напал на нашу страну, все как один поднимемся на защиту своего Отечества от мала до велика. Поэтому война получила название «Отечественная». От детей и до стариков все поднялись на защиту Отечества.

Огромную роль в этом сыграл тыл. Люди тыла, чем могли, помогали фронту. Вот пример: в начале войны немцы превосходили нашу армию по количеству военной авиации, а в 1943 г. перевес в самолетах и военной технике был на стороне нашей армии. Появились не только новые типы самолетов, но и танков, самоходные артиллерийские установки «Катюша». Это все создавали труженики Дальнего Востока, Сибири, Урала, Москвы.

На границе с Приморьем стояла Квантунская армия, готовая выступить, если немцы возьмут Сталинград. Владивосток и Приморье укреплялись, а мы, школьники, должны были строить бомбоубежища. Начался военный всеобуч с 16 лет. Создавались курсы медсестер и сандружинниц. В помещении средней школы № 28 было создано училище для обучения мореходов огненных рейсов на судах дальнего плавания, которые везли военные грузы и продовольствие к нам в страну из США, Канады, Австралии, Новой Зеландии. Неувядаемой славой покрыли себя железнодорожники и докеры Владивостокского порта, которым было вручено знамя государственного комитета обороны за самоотверженный труд по быстрой разгрузке судов и погрузке этой продукции в железнодорожные вагоны с пометкой: «На фронт!»

Ввиду блокады Балтийского и Черного морей, у нашей страны оставался только один портовый город на Тихом океане — Владивосток.

На заводах «Металлист» и Дальзавод мужчин заменяли женщины и подростки. ФЗО готовили кадры. В начале войны к станкам пришло 50 тысяч женщин.

В деревне сельскохозяйственные работы легли в основном на школьников и женщин, мужское население было на фронте. Нормы перевыполнялись, люди работали за себя и за товарища, ушедшего на фронт. Был создан фонд обороны страны, куда население сдавало все имеющиеся средства. На эти средства были созданы танковые колонны «Рыбак Приморья», «Приморский комсомолец», эскадрилья военных самолетов «Советское Приморье».

Приморцы взяли шефство над защитниками Ленинграда и отправили два железнодорожных состава с теплыми вещами, сушеной ягодой, рыбой и т. д. Люди отдавали последнее, хотя сами жили впроголодь. Окна магазинов были забиты фанерой. Мы на 5 лет забыли вкус масла, сахара, мяса. Каждому по карточкам давали 400 граммов хлеба, рабочим по 800 граммов.

Рыбу ловить запрещалось, кто ловил, того под суд. Рыба шла на фронт, а нам удавалось на базаре, в районе стадиона «Авангард», покупать китовое сало, которое приносили моряки с китобойной флотилии «Алеут». Это был противный на вкус рыбий жир. Но мы и этому были рады. А в столовой ИТР Дальзавода мы получали «цек» и «силос».

В школах старались поддержать детей: им варили кашу на сухом молоке разбавленном водой, и только когда американцы в 1943 году дали помощь в виде белой муки, то из нее стали варить галушки на воде. Мы стояли по 6 часов в очереди на улице Светланской или Алеутской, чтобы получить в котлопунктах тарелку этих галушек.

У многих людей не было постельного белья: все поизносилось, спали на кроватях с железными панцирными сетками, а подушки и мешки (матрацы) наполняли сухой морской травой на станции «Весенняя» (в прошлом 28 километр). Одежды не было, одевались во все перешитое и старое. Помню, на Дальзавод поступили вещи от американцев, они были залежалые и рвались. Война, видимо, дала возможность американцам избавиться от очередного кризиса, но мы были и этому благодарны.

Перенеся мужественно голод, холод, разруху мы до конца стремились защитить страну. Считали, лучше умереть стоя, чем жить на коленях. Вот какую непростую жизнь прожили мы, чья молодость пришлась на начало 40-х годов прошлого века. Прошу вас люди, стоящие у власти, повернуться лицом к труженикам тыла. Это они внесли решающий вклад в победу над коварным и жестоким врагом наряду с теми, кто воевал на фронте.

Е.А. Щебенькова. Труженик тыла, учитель истории с 56-летним стажем


Другие статьи номера в рубрике Экономика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100