Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 24 (795) от 11 июня 2008  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Защита прав

Маму в психушку

Дарья ПАВЛОВА

Из заявления уполномоченному по правам человека в Приморском крае от Мосензовой Екатерины Ивановны: «13 марта 2007 года моя дочь Люмила 50 лет, насильно отправила меня в психиатрическую больницу за то, что я не переписываю на нее квартиру и гараж...»

Когда Екатерина Ивановна писала эти строки она уже была лишена дееспособности, после обращения к уполномоченному по правам человека оказалась на лечении в психиатрической больнице на Шепеткова.

Обстоятельства дела таковы. Отношения у женщины с дочерью и ее мужем не сложились. Но жить приходилось вместе в одной квартире.

В один прекрасный день в феврале 2007 года Екатерина Ивановна сидела спокойно в своей квартире и обедала. Пришла ее дочь Людмила с двумя знакомыми женщинами. Женщины не представились, справились о здоровье, через некоторое время откланялись и ушли. Впоследствии оказалось, что это были врачи-психиатры, которые по результатам такого «осмотра» поставили ее на учет, как лицо с психическим заболеванием.

Всего этого Екатерина Ивановна не знала до тех пор, пока через два месяца в апреле 2007 года за ней ни приехала машина «Скорой помощи», и Екатерина Ивановна была недобровольно госпитализирована.

В материалах судебных дел, которые последовали за этими событиями, имеются документы, из которых следовало, что при поступлении в феврале 2007 года направление на госпитализацию дала врач ПНД ГУЗ «ККПБ» Хегай Е.Е.. Там же указано:

«При поступлении и осмотре

- ориентирована во всех вещах верно;

- в беседу вступает охотно, подробно дает анамнестические сведения, путается в некоторых событиях и датах;

- держится уверенно, негативно настроена к дочери и зятю, подозревает, что они отравили ее мужа и собаку, к которой была привязана;

- критики к своему состоянию нет».

На добровольную госпитализацию женщина согласия не дала, однако врачи Коломиец, Репа, Новикова заключили: нужно лечить принудительно.

Через неделю Ленинский районный суд (судья Шевчук Г.Ю.) принял решение: «Заявление главного врача ККПБ о принудительной госпитализации Мосензовой Е.И. удовлетворить. Подвергнуть ее принудительной госпитализации в краевую клиническую больницу г. Владивостока. Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Ленинский районный суд г. Владивостока в течение 10 дней».

Учтем, что в ни в каком суде Е.И. никогда не была. Где и когда происходило судебное заседание, она не знает. О принятом решении ее не известили. Она узнала об этом только в августе 2007 года и обжаловать его не смогла.

Никогда ничем ранее не болевшая Екатерина Ивановна пробыла в психиатрической больнице некоторое время, таблетки не пила, но от уколов отвертеться не смогла.

Выписавшись из больницы в августе 2007 года она написала заявление Уполномоченному по правам человека в Приморском крае С.В. Жекову о незаконном принудительном лечении. Просила проверить законность и принять меры к виновным, то есть к тем кто принудительно ее лечил. Юристы аппарата уполномоченного, разбираясь с заявлением к своему удивлению обнаружили, что Мосензова с июня 2007 года является по решению Советского суда (судья Ченцова) недееспособной. Заявление в суд о признании ее недееспособной написала опять же ее родная дочка.

В решении указано, что «степень имеющихся нарушений со стороны психики столь значительна, что лишает Мосензову Е.И. возможности понимать значение своих действий и руководить ими. По своему психическому состоянию нуждается в установлении над ней опеки».

Оказалось, что Мосензова Е.И. уже догадывалась об этом с тех пор, как ей перестали выдавать пенсию, которую получала дочка-опекун, но не представляет, как из этого состояния выйти. Заметим в скобках, что оголить все накопления Е.И. Мосензовой Сбербанк опекунше не позволил.

Екатерина Ивановна просила уполномоченного вернуть ее в «число людей».

Анализ гражданского судебного дела по рассмотрению заявления дочери о признании матери недееспособной показал, что права Мосензовой были грубейшим образом нарушены.

Уполномоченный по права человека в Приморском крае данными ему законом полномочиями содействовал подаче Мосензовой ходатайства в суд о восстановлении пропущенного срока на обжалование решения в кассационном порядке. Дочь об этом естественно узнала и пришла к юристам аппарата уполномоченного с претензиями: «С какой стати вы взялись оказывать моей матери юридическую помощь, почему вы лезете в нашу семью?». Опекунше разъяснили права и обязанности уполномоченного, предусмотренные краевым законом №110 КЗ.

В суде перед началом судебного заседания по рассмотрению заявления о восстановлении пропущенного срока на обжалование дочка зашла в кабинет судьи Ченцовой и имела с ней следующий разговор, который слышали находившиеся за приоткрытой дверью стороны — сама Мосензова и ее представитель из аппарата уполномоченного. Ченцова: «Ну ты ходила к этому депутатишке? И что же?». Дочка: «Ходила и ничего». Ченцова: «Ну тогда мы ему откажем».

Услышав этот разговор представитель Мосензовой вошел и возмущенно потребовал объяснений по поводу одностороннего ведения разговоров по делу в непредусмотренной протоколом форме.

Судья, изменившись в лице, пригласила всех в кабинет и отложила заседание в связи с ходатайством дочки о вызове в суд врача Новиковой. Через неделю состоялось следующее заседание, где в ходатайстве о восстановлении срока на кассационное обжалование было отказано. Причем юриста аппарата уполномоченного, которого пренебрежительно судья назвала депутатишкой, к участию в процесс Ченцова не допустила.

Сейчас стороны продолжают действовать, каждая - по своему. Мосензова не оставляет попыток обжаловать незаконные решения судов, она пишет жалобы в краевой суд. Ее родная дочка всячески этому препятствует - запирает мать дома.

А 7 июня женщина была опять госпитализирована по старой проторенной дорожке на Шепеткова.

Уполномоченным по правам человека в Приморском крае направлены обращения к прокурору Советского района, в Департамент здравоохранения края. Будут ли защищены права Екатерины Ивановны в дальнейшем, зависит от государственных, правоохранительных и судебных органов. Редакция внимательно следит за этой ситуацией.

Дарья ПАВЛОВА.


Другие статьи номера в рубрике Защита прав:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100