Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 24 (795) от 11 июня 2008  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Защита прав

Удэге! Так и слышится звон монет!

Ирина ГРЕБНЕВА

А НАС НЕ КИНУТ В ОЧЕРЕДНОЙ РАЗ?
“Я очень внимательно изучила все статьи о создании национального парка «Удэгейская легенда». В феврале этого года я была в поселке Рощино, где встречалась и с руководством национального парка, и с руководителями национальных общин удэге, поскольку и сама возглавляю национальную общину «Кедр».

Встречалась и с простыми удэгейцами, жителями села. И у меня сложилось мнение, что национальный парк — это очередной обман: самим удэге не будет места в парке под громким заголовком «Удэгейская легенда».

Руководитель этого парка господин Крониковский не скупился на обещания предоставить работу руководителям общин и членам их семей. Причем количество обещаний явно превысило количество рабочих мест. Обещая одну и ту же должность разным лицам, вы, господин Крониковский, посеяли вражду среди удэгейцев. Вы преследовали именно эту цель?

Повторяя, словно заклинания, громкие слова, Вы на деле ничего не сделали для их осуществления. А самое главное — не заключили договор с руководителями общин, на чью территорию Вы вторглись с национальным парком. А хотелось бы на бумаге закрепить приоритетные права удэге и на землю, и на охоту, и на рабочие места в парке «Удэгейская легенда».

Я настаиваю на таком договоре, который мог бы стать гарантией, что нас не «кинут» в очередной раз.

А разве мало нас уже «кидали»? Вы и Вам подобные деятели строчите многочисленные гранты и проекты для возрождения культуры удэге, международные сообщества да и наши предприятия выделяют огромные финансовые средства на их осуществление, но до удэгейцев они не доходят.

Зато настоящие сообщества удэгейцев, не могут добиться ни рубля на свои программы развития культуры удэге и на сохранение нашей природы, на создание рабочих мест для представителей умирающего народа. Например, проект строительства этно-национального центра «Анига», разработанный ассоциацией коренных малочисленных народов «Кедр», вот уже 10 лет не может добиться финансирования”.

Председатель ПКОО КМН «Кедр» Раиса Андрейцева.

СТИМУЛИРОВАТЬ РАЗВИТИЕ

Раиса Максимовна Андрейцева — уникальная личность. Она сочетает в себе две совершенно противоположные профессии — исследователь и шаман. Причем, потомственный шаман.

Настоящая дочь своего народа, она сразу, ещё в перестроечные времена, включилась в общественную деятельность по спасению народа удэге и его культуры, а позже стала одной из ближайших помощниц Павла Суляндзиги. Он создал ассоциацию КМНС края и стал её президентом. А «Фонд развития малочисленных народов севера Приморского края» они создали вместе в марте 2004 года. Самой первой задачей Фонда стояло: «Стимулировать развитие предпринимательства и малого бизнеса среди КМНС», то есть среди коренных малочисленных народов севера.

Другие задачи выглядели ещё более прекрасно и заманчиво. Здесь и защита прав народов, и развитие культуры, и экология — ничто не забыто.

А главное — в этот фонд была заложена прекрасная финансовая поддержка — от ОАО «Тернейлес». И это вполне здраво и справедливо, потому что «Тернейлес» заготавливает древесину на площадях обитания малочисленных народов, кому же, как не ему, и возмещать потери аборигенам от своей промышленной деятельности?

Под этот Фонд были и программы разработаны, одной из которых и являлся вышеупомянутый проект строительства этно-национального центра «Анига». Вот только денег удэгейцы так и не дождались...

ВСЕ ПОТОКИ ТЕКУТ В МОСКВУ

Павел Суляндзига прочно поселился в Москве, и достучаться до него не было никакой возможности: то он в Лондоне, то в другой стране на международном симпозиуме, и везде радеет о малочисленных народах. Но где же деньги? Неужто все его труды и речи совершенно напрасны, всего лишь пустой звук?

Послали запрос в “Тернейлес” и получили документ о бешеных суммах, отправленных Фонду. Где же эти деньги?!

И вдруг на одной из конференций Раиса Максимовна Андрейцева наткнулась на красочный журнал, рассказывающий о деятельности Международного (!) Фонда развития народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ «БАТАНИ».

В Попечительский Совет этого Фонда входят пять человек:

1. С.Н. Харючи, Председатель Госдумы Ямало-Ненецкого автономного округа, Президент Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ;

2. Г.Д. Олейник, Председатель Комитета Государственной Думы по проблемам Севера и Дальнего Востока;

3. В.И. Усольцев, заместитель председателя Комитета Государственной Думы по проблемам Севера и Дальнего Востока;

4. В.Ф. Щербаков, Генеральный директор ОАО «Тернейлес»;

5. Уилтон Литтлчайлд, Член Постоянного Форума ООН по вопросам коренных народов.

Президентом Фонда стал всё тот же Павел Суляндзига, наш незаменимый и единственный удэгеец!

Но самое главное — в этом журнале был Финансовый отчет о деятельности Фонда «Батани» в 2005 году, из которого стало ясно, что все деньги “Тернейлеса” утекали в Москву.

За один только 2005 год Фондом получено из разных источников 7 млн 850 тыс. 373 рубля и 9 компьютеров.

Большая часть этих средств — 4 млн рублей — получена от «Тернейлеса» и, соответственно, должна быть израсходована на развитие малых народностей Приморского края. Но из семи общин Приморского края деньги достались, как следовало из отчета в том же журнале, только общине «Тигр». Им даже дважды выделялись деньги, всего - 600 тысяч рублей. Причем, большую часть этих денег они брали взаймы.

Остальные деньги как-то странно израсходованы, без вложения в полезное дело, будто решили сесть и вкусно покушать: праздник провели, в Москву на съезд делегацию отправили, туда же человека отправили для участия в концерте в честь Дня Победы. В общем, прокатали и прокутили... Ни одной программе с серьёзной перспективой развития культуры, бизнеса, создания рабочих мест - денег не дали. Да и кто их спрашивал, этих удэгейцев?

ВСПОМНИТЕ О НАС!

Там, в Москве, где сидит давно оторвавшийся от своего народа Павел Суляндзига в окружении чиновников, никакого отношения к малым народностям не имеющим, деньги быстро определяются. Судите сами: только в центральный офис Москвы на скрепки-булавки-офисное оборудование убежало 180 тысяч рублей. Эти бы деньги да общине! Хотя бы на строительство этнического центра... Кстати, деньги ещё оставались, но москвичи их цепко держали в своих руках.

Тогда Раиса Максимовна Андрейцева пишет письмо члену попечительского Совета этого международного Фонда, депутату Госдумы от Приморского края Василию Усольцеву:

“Уважаемыи Василий Иванович!

ПКОО коренных малочисленных народов «Кедр» много лет занимается возрождением и сохранением уникальной культуры удэгейцев, все эти годы наша организация по крупицам собирает старинные экспонаты, знания и опыт у наших стариков, которых осталось так мало, о наших обычаях, традициях. У нас накоплен большой опыт по проведению культурных мероприятиях как на уровне края так и районов края.

Мы обращались во все органы власти Приморского края и России об оказании материальной помощи в строительстве зтно-национального центра «АНИГА» (МАМА) в Приморском крае. Проект готов, собраны все документы, в том числе и научное обоснование института истории и этнографии.

В 2004 году был создам «Фонд экономического и социального развития коренных народов Приморского края» - АКМНС по Приморскому краю, - президентом которого является Суляндзига П.В., при финансовой поддержке ОАО «Тернейлес». Мы надеялись, что этот Фонд будет оказывать реальную помощь в области сохранения и возрождения удэгейской культуры. Я лично обращалась письменно и звонила много раз Суляндзиге П.В. об оказании помощи нашей организации в создании национальной мастерской, об оказании содействия выделения пиломатериала для строительства этно-национального центра, но ни одного ответа мы не получили.

Ведь не хлебом единым сыт человек! Наша культура уникальна и интересна людям любой национальности и молодежи - это еще раз подтвердила наша выставка, проведенная с 09 по 20 августа 2007 года в музее заповедника п. Терней. В средствах массовой информации первыми лицами страны много говорится об оказании государственной поддержки организациям коренных малочисленных народностей в их работе, и мы надеемся, что будем услышаны Вами.

С уважением, Председатель ПКОО кмн «Кедр», . Председатель ревизионной комиссии АКМНС Р.Андрейцева.
20.08.2007 г.”

Но они так и не услышаны, звон монет раздается в Москве, не доходит до Удэге.

УЗДЕЧКА ДЛЯ УДЭГЕ

Теперь вернемся к вопросу, с которого начали - создание национального парка “Удэгейская Легенда”. Противником создания “Легенды” стал председатель удэгейской общины, на землю которой влез этот парк, Александр Догдович Кялунзига.

Но великий мастер создания легенд начальник парка Федор Крониковский провел огромную работу. Обещаниями рабочих мест склонил на свою сторону другую общину удэгейцев и организовал “письма несогласия” против Кялунзиги. А в прессе вдруг посыпались обвинения в контрабанде и браконьерстве на Александра Догдовича.

Когда и это не помогло унять старого удэгейца, Федор Крониковский пришел пить чай к нему, да не просто так, а с фотографом, чтобы запечатлеть это действо. Видимо, для создания очередной легенды, будто Кялунзига уже смирился с национальным парком на территории своей общины.

Напомню нашим читателям, что мы уже давали слово Федору Крониковскому в нашей газете. Прекрасные слова он говорил в защиту идеи создания парка! Вот только проблему сосуществования парка и общины Удэге не обзначил. Зато теперь он прислал Александру Догдовичу уведомление, где весьма резко и четко выразил свое решение этой проблемы:

“Председателю Совета ООКЛЛН (РКО) «Удэге» Кялунзига А.Д.

УВЕДОМЛЕНИЕ

ФГУ «Национальный парк «Удэгейская легенда» сообщает следующее:

1. В “соответствии с Положением о ФГУ «Национальный парк «Удэгейская легенда» (далее Учреждение) (Утв. Приказом МПР РФ от 30.04.2008г. №108), охотпользование на территории Учреждения осуществляется им самостоятельно, в соответствии с функциональным зонированием территории, с соблюдением действующих Правил охоты в Приморском крае и с учетом рекомендаций научно-технического совета Учреждения.

Дирекция Учреждения на основе данных о состоянии популяций и экосистем может самостоятельно ограничивать сроки охоты, перечень видов охотничьих животных, подлежащих добыче на территории Учреждения, а также ограничивать и запрещать осуществление охоты на определенных участках территории Учреждения.

Бассейн р. Беглянки и кл. Громова выделен, как зона традиционного экстенсивного природопользования.

В пределах зоны экстенсивного традиционного природопользования запрещается любая хозяйственная деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе:

• деятельность, влекущая за собой нарушение почвенного покрова;

• деятельность, влекущая за собой изменение гидрологического режима;

• деятельность влекущая за собой нарушение условий обитания объектов растительного и животного мира;

• строительство и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов, не связанных с функционированием национального парка;

• движение и стоянка механизированных транспортных средств, не связанных с функционированием национального парка;

• уничтожение и повреждение аншлагов, шлагбаумов, граничных столбов и других информационных знаков и стендов, оборудованных мест отдыха, строений и имущества национального парка, нанесение надписей и знаков на деревьях, валунах, обнажениях горных пород и историко-культурных объектах;

• отдых и ночлег за пределами предусмотренных для этого мест;

• проведение экскурсий без разрешения дирекции национального парка;

• промысловая охота и рыболовство;

• спортивная и любительская охота.

В зоне экстенсивного традиционного природопользования, при наличии разрешений дирекции Учреждения и в объемах им установленных разрешается:

• охота традиционная для местного населения, при условии сохранения естественной численности объектов охоты;

• сенокошение, любительское рыболовство, сбор ягод, грибов, орехов и иных дикоросов.

Принимая во внимание вышеизложенное, предлагаю Вам:

1. Принять меры по демонтажу имеющихся на территории Учреждения аншлагов ООКМН (РКО) «Удэге».

2. Исключить возможность охоты в зоне экстенсивного традиционного природопользования без согласования с дирекцией Учреждения.

3. Принять действенные меры по изменению Договора №6701 аренды с Администрацией Приморского края о ведении на данной территории охотпользования в соответствии с п.3.1.г)

Напоминаю Вам, что нарушение установленного режима особой охраны территории НП «Удэгейская легенда» влечет ответственность, предусмотренную ст. 8.39 КоАП РФ (Штраф на должностных лиц - от двух тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на юридических лиц - от тридцати тысяч до шестидесяти тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой.)

Директор ФГУ «Национальный парк «Удэгейская легенда» Ф.В. Крониковский”

Итак, “Удэгейская легенда” ставит удэгейцев “на место” и ясно дает понять, кто здесь отныне хозяин. Сначала забрали деньги, а потом и землю. Кстати, и работу обещанную тоже не дали: все вакантные места отданы русским женщинам.

КРОНИКОВСКИЙ РОДИЛ... ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО

Однажды только Раисе Максимовне предложили контролировать некий денежный поток из-за рубежа, но она отказалась. Она поняла, что под прикрытием её нацинальности, хотят расходовать деньги, предназначенные, очевидно, для её народа. “Буду контролировать только те деньги, в распределении которых сама и участвовала” - гордо ответила дочь народа удэге.

Когда, наконец, разобрались удэгейцы, что их только хотят использовать, но ни до чего не допускать, даже до собственных охотугодий, как ясно сказано в уведомлении Федора Крониковского, они решили и подписали собственный документ. В нём они назначили уполномоченного по защите прав каждого удэгейца и всего народа удэге. Этим уполномоченным стала Раиса Максимовна Андрейцева.

А чтобы не было у неё соблазна свернуть на ту же дорожку, что и Павел Суляндзига, все её решения должны быть подтверждены Советом, в состав которого вошли председатели удэгейских общин.

В нашем Приморском крае осталось лишь около 400 коренных чистокровных удэгейцев. Им надо держаться вместе, единым “кулаком”. Они уже поняли, что никому доверять нельзя, особенно власти.

Ирина ГРЕБНЕВА.


Другие статьи номера в рубрике Защита прав:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100