Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 15 (786) от 9 апреля 2008  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Защита прав

«Удэгейская легенда» может стать кошмаром удэге

Вероника Малинина

В одном из прошлых номеров “АВ” мы публиковали мнение директора национального парка Ф. Крониковского о создании в Приморрье национального парка со звучным названием”Удэгейская легенда”. Однако благие намерения ученого идут вразрез с мнением местного населения.

Русские бизнесмены и ученые придумали заманчивое название национальному парку - «Удэгейская легенда». Они планируют строительство кемпингов, зон отдыха для туристов, разрабатывают маршрутные тропы, словом, создают привлекательные и комфортные условия для отдыхающих. Мнение хозяев – удэгейцев, похоже, никого не волнует.

Между тем, удэгейцы (их осталось не более 500 человек), представители национальной общины села Дальний Кут, продолжают «бить во все колокола», чтобы остановить этот варварский захват земли, где тысячи лет жили их предки и теперь выживают они. Глава общины - 85-летний ветеран ВОВ Александр Догдович Кялундзига - пытается остановить реализацию проекта.

Несмотря на свой преклонный возраст, этот человек лихо водит автомобиль. Он находится за рулем весь путь из Красноармейского района до Владивостока, умудряется вписываться в бешеный режим на дорогах Тихоокенской столицы Приморья, что удается не каждому молодому человеку.

Александр Догдович - человек непростой судьбы. Ниже мы приводим его воспоминания и размышления о настоящем и будущем его народа.

Я тоже люблю свой маленький народ

«Протянулась тоненькая ниточка на ураганном ветру. Ниточка, связывающая прошлое с будущим, не дающая умереть, пропасть, исчезнуть навсегда нашему народу. Помню, еще в Советские времена, когда я был совсем маленьким, мы ехали на телеге. А вез нас с Кертуна (Вострецов) Жуков Михаил в город Иман (Дальнереченск). Это был голодный 1932 год.

В городе нас встречали наши учителя. Остановились на квартире у Бориса Георгиевича. На следующее утро нас повезли на станцию Иман. Мы отправлялись на экскурсию в город Бикин. В здание вокзала вслед за нами вошла компания выпивших иностранцев. Они сели впереди.

Долго смотрели на нас и что-то бормотали на своем языке. Потом один из них повернулся в нашу сторону, пристально уставился на нас, черноголовых, узкоглазых ребятишек, и громко сказал по русски: «Я очень люблю свою Родину и народ».

Еще запомнился его взгляд – внимательный, пытающийся что-то передать нам: мне тогда показалось, что я понял его. Обращаясь мысленно к тому незнакомому иностранцу из моего детства, шепчу ему: «Я тоже люблю свою маленькую Родину, и свой народ - маленький народ».

А кто я?

И еще помню, как в школе Санчихеза на вопрос учителя географии: кто я по национальности, я ответил: “удэгеец”. «Александр, - всплеснула она руками, - нет такой национальности, Господи. Я изучала этнографию в институте. Народы СССР как свои пять пальцев знаю. Нет такой национальности».

«А кто я?» - спрашиваю растерянно.

Еще вспоминаю, как в армии небритый, уставший комбат на ответ о моей национальности надолго погрузился в раздумье и потом философски заметил: «Чего только в жизни не бывает. Ты у меня такой – первый, непонятно…» И действительно, непонятно.

Посмотрите, мы есть!

Но очень хочется сказать миру: мы есть, мы живем. Посмотрите, люди, как парит орел над нашей тайгой. Полюбуйтесь нашими могучими кедрами, испейте чистую ледяную воду из наших быстрых речек. Затаив дыхание, понаблюдайте, как серебряным солнцем играя, плещутся на перекатах рек могучие таймень и хариус.

Посидите на стане у костра, послушайте легенды и сказки черной тайги и не поленитесь поднять голову, чтобы увидеть среди лохматых ветвей кедра острую мордочку соболя. Может быть, тогда вам станет понятно, кто такие удэгейцы и как они живут на нашей планете Земля.

Мы такие как и прежде, со времен заселения родовых сел. Родные места компактного проживания удэге нисколько не изменились, только за годы уродливого капиталистического строя мы практически исчезли с лица земли. Опустели, заросли буйной травой огороды и покосы, а вместе с ними зарастает наша память.

Тоньше становится ниточка, уходит все дальше в сумрак времени что-то необъяснимое, до боли щемящее сердце и душу. Остались лишь одни названия, но и они скоро забудутся.

«Все победы начинаются с победы над самим собой»

Иногда задумываешься, что ты значишь для этого мира? Человек во вселенной – это песчинка в океане. С другой стороны, как много добра и как много зла может совершить человек на протяжении своей такой короткой жизни?

Анализируя то положение, в котором оказалось Приморье, размышляя над тем, каким ему быть в 21 веке, я все больше убеждаюсь в одном: чтобы жить достаточно долго, нужно начать, прежде всего, с себя. Недаром наш шаман говорил: «Все победы начинаются с победы над самим собой».

Вот когда неплохо стать эгоистом, полюбить себя каждому человеку, живущему на этой земле. Необходимо позаботиться о себе, о своем здоровье, здоровье своих детей. Надеяться на кого-то ни в коем случае нельзя, это может стать в дальнейшем очень сильным разочарованием.

Мы - наследники своих отцов и дедов, мы в ответе перед теми, кто в числе первых осваивал Приморье, кто отдал лучшие годы на благо этой земли. И разве мы имеем право стремиться лишь к житейскому благополучию? Уверен, что будущее у Приморья будет светлым и счастливым для тех, кто здесь живет. Надо только много трудиться, воспитывать детей в духе традиционной культуры, не забывать заветы предков».

Заветы предков

«Вот на этой земле, где сейчас планируют строительство зоны отдыха для туристов «Удегейская легенда», наши предки жили 1500 лет и похоронены тоже здесь. К этой нации отношусь я, участник Великой Отечественной войны, гвардии лейтенант запаса Кялундзига Александр Догдович, председатель коренных малочисленных народов, родовой краевой общины удэге Красноармейского района Приморского края.

Я воевал за счастье, а получил на старости лет боль и разочарование.

Началась моя боевая биография с учебы. В 1942 году окончил полковую школу при 154 запасном стрелковом полку г.Спасска. Экзамен сдал на “отлично”, а потому мне было присвоено звание сержанта. После окончания полковой школы в 1943 году меня отправили в г. Благовещенск, в военное пехотное училище. Выпуск училища пришелся на 1944 год. Все дисциплины были сданы мною на “отлично”.

Закончил службу в Маньчжурии 30 декабря 1945 г. Дважды ранен в боях с японским империализмом. За пять лет на фронтах отечественной войны я потерял четверых братьев, отдавших жизни во имя Родины. На душе скорбно.

Голый расчет под знаком легенды

Когда узнал, что правительство своим необдуманным решением дало распоряжение создать национальный парк «Удэгейская легенда» на земле моих предков, пришел в ужас и расстроился безмерно. Вот, что я заслужил за семь лет службы Отечеству на 85-м году жизни.

Бюрократическое полукапиталистическое правительство написало Федеральный Закон о гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ. Общепризнанными принципами и нормами Международного права, Международными договорами РФ устанавливает правовые основы гарантий самобытного социально-экономического и культурного развития коренных малочисленных народов Р.Ф., их исконной среды обитания, традиционный образ жизни, хозяйствования и промыслов. В чем же дело, дорогие господа правители? Что же вас побудило нарушить Конституцию по ст. 69?

Еще 6 марта 1999 года протоколом общего собрания Красноармейского района Приморского края общины удэге с. Дальний Кут (126 чел), община высказалась против размещения национального парка на ее территории. 30 человек - жители села Дальний Кут, члены общины - послали письмо о том, что они против национального парка. Однако все делается вопреки нашей воле. Предки завещали нам нашу землю, и мы здесь живем, но бандитская власть оккупировала ее и не желает отступать».

У медали две стороны, впрочем, как и у проблемы тоже. Что хорошо для бизнесменов и ученых - плохо для удэге, и наоборот. Но надо находить общие решения, которые устроили бы и тех, и других: сохранить природу и ее богатсва, туризм не должен никому мешать. Наоборот, необходимо создать благоприятные условия для проживания и сохранения своей самобытной культуры, обычаев и традиций коренным малочисленным народам, к которым относятся и удэге.

Вероника Малинина.


Другие статьи номера в рубрике Защита прав:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100