Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 13 (784) от 26 марта 2008  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Посиделки

Товстоногов, Звеняцкий и... коммерция

Маргарита ЛАРЭН

Академический театр имени М. Горького ставит важный спектакль этого сезона «Сумасшедшая любовь» (театральная авантюра) по пьесе А. Островского “Бесприданница”, который начинает свой отчет в Международный день театра. Пока в зале телевидение, корреспонденты из газет, а напротив — создатели спектакля, режиссер и актеры. И состоялся доверительный разговор.

В общении со СМИ происходили удивительные вещи, когда начинал отвечать на вопрос режиссер, а актеры его подхватывали. Забыли мы хорошее слово «единомышленники», что с единомыслием не соседствует. Чувствовалось, что сложилась настоящая команда в театре, ансамбль, творческая семья. «Почему обратился к Островскому? Сейчас модно ставить по-современному, думаю, возьму и поставлю», - размышляет режиссер-постановщик Ефим Звеняцкий. - «Нет любви, а есть тема - «деньги»...» Это внешний аспект, а есть еще и глубинная причина. Вот в Большом драматическом театре имени Товстоногова (г. Санкт-Петербург), который приезжает к нам летом на гастроли, есть спектакль по пьесе А. Островского «Таланты и поклонники». Там Негина - «маленькая актриса без большого таланта», которую ценят не за дарования — она «просто хорошенькая». А ее поклонники — просто торгаши, они, как современные менеджеры, которые ее, как вещь, покупают и продают.

В спектакле Е. Звеняцкого Лариса проходит путь от первой любви, подарившей ей чудное осознание, что она стала женщиной, к «кукле», которую как дорогую игрушку и покупают и продают. Так что выбор пьес у постановщиков неслучаен. Как говорил Георгий Товстоногов, «встреча с современной пьесой спонтанна, а с классикой — нет». Ефим Звеняцкий, художественный руководитель театра имени М. Горького, полагает, что он не играет на зрителя, а старается ему предложить для откровения и познания самое верное и прошедшее испытание временем — классику русского театра.

О чем пьеса «Бесприданница»? Об обманутой любви, о несбывшихся надеждах, о могущественной власти денег, а еще о смятенной душе, которая пытается вырваться из железных тисков правды жизни. Так заявлено у драматурга. Каково сценическое прочтение? Поживем-увидим.

В спектакле занят звездный состав театра, народные и заслуженные артисты России: А. Славский, С. Салахутдинова, В. Сергияков, В. Запорожец. И в этом, по словам режиссера-постановщика, «чрезвычайно важном спектакле сезона» среди маститых — молодая актриса Ксения Кравец. Сложно режиссеру с ней? Несомненно. Но и легко: она идет за режиссером, «она ему близка и верна».

После общей беседы я уединилась с ней и спросила, что главное для нее, Ксении, в ее героине Ларисе? Ксения: «Главное — это то, что она верна себе, перед собой честна». Если актриса пронесет в своем образе эту чистоту в наш век двойных стандартов — ей успех обеспечен. Важно, что в театре оказалась актриса на главную роль. Мне известно, что Товстоногов не мог поставить долгое время любимый спектакль «На всякого мудреца довольно простоты» по пьесе Островского, ибо не видел в театре исполнителя главной роли. А потом появился актер В. Ивченко, и они начали работать.

Набрасывая эти строчки, я то и дело вспоминаю великого режиссера Георгия Товстоногова. Как оказалось, в творческой лаборатории выдающегося мастера в течение пяти лет взрастал Ефим Звеняцкий. Ничего случайного нет.

А напоследок, вечно актуальный вопрос через пространство времени: театр и коммерция. Е. Звеняцкий: «Никак это не совместимо — театр и коммерция. Общество дожно все делать для того, чтобы театр не бедствовал, а актеры не нищенствовали. Лично меня сегодня ругают таким словом, как «коммерсант», но должность главного режиссера обязывает заботиться о театре, об актерах. Что я придумал в этой ситуации? Репертуар театра нужно оставить классическим, достойным постоянного круга зрителей Владивостока: Тургенев, Чехов, Бабель... В афише обязательно должны быть названия спектаклей для детей, ведь именно они — будущие зрители театра. Но а шоу-программы приносят театру реальные деньги, актерам — удовольствие». Представьте себе, что эта художественная стратегия Ефима Звеняцкого была заявлена еще более 10 лет тому назад! Она и не меняется. Слава Богу!

Что касается коммерции... Частное предпринимательство не спасает. Об искусстве должна быть забота государства. И еще: нет поддержки от Управления культуры. «Может, кто-нибудь из вас об этом сообщит?» - просит Ефим Семенович журналистскую аудиторию.

Театру предстоят гастроли в Москве и Санкт-Петербурге на прославленных сценах в первый раз — событие историческое! - с шестью спектаклями. Счастливого пути!

Маргарита ЛАРЭН (Проект «Пространство культуры»)


Другие статьи номера в рубрике Посиделки:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100