Посиделки
Товстоногов, Звеняцкий и... коммерция
Маргарита ЛАРЭН
Академический театр имени М. Горького ставит важный спектакль этого сезона «Сумасшедшая любовь» (театральная авантюра) по пьесе А. Островского “Бесприданница”, который начинает свой отчет в Международный день театра. Пока в зале телевидение, корреспонденты из газет, а напротив — создатели спектакля, режиссер и актеры. И состоялся доверительный разговор.
В общении со СМИ происходили удивительные вещи, когда начинал отвечать на вопрос режиссер, а актеры его подхватывали. Забыли мы хорошее слово «единомышленники», что с единомыслием не соседствует. Чувствовалось, что сложилась настоящая команда в театре, ансамбль, творческая семья. «Почему обратился к Островскому? Сейчас модно ставить по-современному, думаю, возьму и поставлю», - размышляет режиссер-постановщик Ефим Звеняцкий. - «Нет любви, а есть тема - «деньги»...» Это внешний аспект, а есть еще и глубинная причина. Вот в Большом драматическом театре имени Товстоногова (г. Санкт-Петербург), который приезжает к нам летом на гастроли, есть спектакль по пьесе А. Островского «Таланты и поклонники». Там Негина - «маленькая актриса без большого таланта», которую ценят не за дарования — она «просто хорошенькая». А ее поклонники — просто торгаши, они, как современные менеджеры, которые ее, как вещь, покупают и продают.
В спектакле Е. Звеняцкого Лариса проходит путь от первой любви, подарившей ей чудное осознание, что она стала женщиной, к «кукле», которую как дорогую игрушку и покупают и продают. Так что выбор пьес у постановщиков неслучаен. Как говорил Георгий Товстоногов, «встреча с современной пьесой спонтанна, а с классикой — нет». Ефим Звеняцкий, художественный руководитель театра имени М. Горького, полагает, что он не играет на зрителя, а старается ему предложить для откровения и познания самое верное и прошедшее испытание временем — классику русского театра.
О чем пьеса «Бесприданница»? Об обманутой любви, о несбывшихся надеждах, о могущественной власти денег, а еще о смятенной душе, которая пытается вырваться из железных тисков правды жизни. Так заявлено у драматурга. Каково сценическое прочтение? Поживем-увидим.
В спектакле занят звездный состав театра, народные и заслуженные артисты России: А. Славский, С. Салахутдинова, В. Сергияков, В. Запорожец. И в этом, по словам режиссера-постановщика, «чрезвычайно важном спектакле сезона» среди маститых — молодая актриса Ксения Кравец. Сложно режиссеру с ней? Несомненно. Но и легко: она идет за режиссером, «она ему близка и верна».
После общей беседы я уединилась с ней и спросила, что главное для нее, Ксении, в ее героине Ларисе? Ксения: «Главное — это то, что она верна себе, перед собой честна». Если актриса пронесет в своем образе эту чистоту в наш век двойных стандартов — ей успех обеспечен. Важно, что в театре оказалась актриса на главную роль. Мне известно, что Товстоногов не мог поставить долгое время любимый спектакль «На всякого мудреца довольно простоты» по пьесе Островского, ибо не видел в театре исполнителя главной роли. А потом появился актер В. Ивченко, и они начали работать.
Набрасывая эти строчки, я то и дело вспоминаю великого режиссера Георгия Товстоногова. Как оказалось, в творческой лаборатории выдающегося мастера в течение пяти лет взрастал Ефим Звеняцкий. Ничего случайного нет.
А напоследок, вечно актуальный вопрос через пространство времени: театр и коммерция. Е. Звеняцкий: «Никак это не совместимо — театр и коммерция. Общество дожно все делать для того, чтобы театр не бедствовал, а актеры не нищенствовали. Лично меня сегодня ругают таким словом, как «коммерсант», но должность главного режиссера обязывает заботиться о театре, об актерах. Что я придумал в этой ситуации? Репертуар театра нужно оставить классическим, достойным постоянного круга зрителей Владивостока: Тургенев, Чехов, Бабель... В афише обязательно должны быть названия спектаклей для детей, ведь именно они — будущие зрители театра. Но а шоу-программы приносят театру реальные деньги, актерам — удовольствие». Представьте себе, что эта художественная стратегия Ефима Звеняцкого была заявлена еще более 10 лет тому назад! Она и не меняется. Слава Богу!
Что касается коммерции... Частное предпринимательство не спасает. Об искусстве должна быть забота государства. И еще: нет поддержки от Управления культуры. «Может, кто-нибудь из вас об этом сообщит?» - просит Ефим Семенович журналистскую аудиторию.
Театру предстоят гастроли в Москве и Санкт-Петербурге на прославленных сценах в первый раз — событие историческое! - с шестью спектаклями. Счастливого пути!
Маргарита ЛАРЭН (Проект «Пространство культуры»)
Другие статьи номера в рубрике Посиделки: