Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 6 (777) от 6 февраля 2008  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Вселенная

Без обратного пути

Виктория Рябова

Как создавали спектакль “Город вурдалака”
Каждая театральная премьера - это знаменательное событие. Ведь история прослеживается во взаимосвязи с искусством. Театр молодежи представил на суд зрителя спектакль “Город вурдалака”. Это настоящая трагедия одной отдельно взятой семьи наркомана, это реальность нашей жизни, подобных историй и сломанных судеб десятки тысяч.

Чума бродит и стучится в каждый дом, в каждую квартиру, имя этой заразе - наркомания. Лейтмотив: впустил - умер, прогнал - жив.

Тема, поднятая Театром молодежи актуальна как никогда. Печальные цифры статистики неутешительны, каждый третий подросток современности уже сталкивался с наркотиками, пусть это даже выкуренный косяк. Но ведь все начинается с малого.

Многие утверждают, что бороться с наркоманией нужно коллективно. Краевая администрация разработала целевую программу “Приморье без наркотиков”, в рамках которой разыгрывался тендер среди театральных коллективов на постановку этой пьесы. И его выиграл Театр молодежи. Как рассказали создатели, замысел этого спектакля витал еще три года назад, но как всегда не хватило денег...

Изначально пьеса называется “Семья вурдалака” и написана она екатеринбургским автором Валерием Сигаревым. Спектакль под тем же названием уже шел на сцене Амурского областного театра г. Благовещенска, однако Театр молодежи имеет свой собственный взгляд на постановку.

От замысла к постановке

Спектакль, как ребенок, рождается в муках, но не физических, а творческих, душевных. Его нужно выносить в душе, пронести через внутренние сомнения и противоречия. Именно это можно назвать муками творчества.

О творческих муках, находках и потерях, мы (журналист Виктория Рябова и фотокорр. Галина Смакота) “пытаем” главного художника театра, заведующнго постановочной частью Виктора Шматка.

Корр.: - Какие у вас были ассоциации, связанные с этим материалом. Что удалось из задуманного, а что нет.

Худ.: - Вначале надо сказать о самой пьесе, потому что основное место действия в квартире - комната. Но уже пообщавшись с режиссерами, конкретно с Лидией Михайловной Василенко, мы решили сделать инсценировку. Когда мы читали эту пьесу, сделали вывод, что она очень сильная, тяжелая. Цель была поставлена - выход один. Или ты не прикасаешься к наркотикам, даже не пробуешь и не пытаешься, или ты принял и умер. Нет такого, чтобы ты потом вылечился.

Корр: - Вы обозначили на сцене несколько мест действия.

Худ.: - Это задумка режиссера. Несколько мест действия это: квартира соседей, квартира наркомана, место где он работает и улица.

Корр.: - Т.е., эта шиномонтажка – место виртуальное, но вы его воплотили, а по пьесе его не было?

Худ.: - В пьесе его нет вообще. Первоначальная мысль у меня была такая, что по всей сцене тянется эта шиномонтажка, увешанная колесами и прочими атрибутами, но решили, что это будет чересчур, нужно немножко разбавлять мизансцены, тем более, там место реальных событий, но затем мы возвращаемся к тому, как могло бы быть.

Корр.: - Это тоже домысел?

Худ.: - Да, и я считаю удачный. Вот если бы он не попробовал наркотики, то была бы такая жизнь, вот такая любовь, вот такие друзья, т.е., могло быть все иначе.

Корр.: А бабка-продавщица наркотиков – это вымышленный персонаж?

Худ.: - Это колоритнейший образ, он придуман режиссером, но когда мы читали пьесу, актеры начали говорить: “О, какая тяжелая пьеса и нужна ли нам она?” Тут наша актриса Ирина Васильевна Тарасюк (она и играет старуху) рассказала о настоящей трагедии, которая произошла у нее на этаже. Это случилось во Владивостоке. Она сказала: мне не надо было лепить этот образ, я его видела.

И во время прогона зрители в зале сказали: “О, это тетя Валя!” Тетя Валя, оказывается, где-то существует.

Корр.: - Мы были на вашем прогоне. Вы нас, наверное, помните. Мы с Галиной Григорьевной не поняли сначала – бабка да бабка. Потом, в конце спектакля, выяснилось, что это она продает наркотики.

Худ.: - Да, она торговала наркотиками и пирожками.

Корр.: - Но до нас не дошло, почему она прогнала героя, если торговала наркотой.

Худ.: - Вы видели, там на подъездной двери было 4 звонка, он перепутал звонок.

Корр.: - Кому звонил?

Худ.: - Он звонил своему соседу, его впоследствии сбила машина. Этот парень распространял наркотики в этом подъезде, только квартира другая совсем, а Ирина Васильевна даже один раз называет номер квартиры (там где жила реальная торговка наркотой) хотя в пьесе этого не было, вероятно, она помнит ее. Наркоман просто перепутал, тогда бабка выскочила и закричала, и он спрятался, а потом, когда он приходит уже опять, она выходит из квартиры и говорит: “Может быть, ты дозу желаешь?”

Для нее важно продать и получить деньги, ей все равно, что торгует она смертью. У правой груди прячет деньги, а у левой, где сердце, хранит наркотики. За свое здоровье переживает, она говорит: “Болею диабетом.” Ей не важно, сосед это или кто другой, ведь спектакль еще и о равнодушии. О том, что мы, по большому счету боимся, может не сколько за себя, сколько за своих детей. Наркомания и алкоголизм - пороки. Взять того же алкоголика: и у него ломки. Люди говорят, что нужна программа, и бороться с этими пороками нужно коллективно. Поэтому театр и взялся за эту тему.

Корр.: - Почему вы решили, что в этой квартире стены будут серыми?

Худ.: - Мы сделали переход от черного к светлому, с левой стороны черное, сетка, шиномонтажка, затем идет переход к серому до кухни, до ванной.

Корр.: - Словом контраст. Я понимаю, что черное есть черное, а белое есть белое, но между ними-то...

Худ.: - Это вот грань, если бы мы сделали черное и белое, тогда нам нужно было ставить первоначальный вариант пьесы, в том виде как она написана. Но так как мы сделали инсценировку, сделали эти полутона. Добавили шиномонтжку, соседок, сцену катания с горки.

Корр.: - Мне очень понравился этот ход, который вы придумали, для показа кайфа наркомана.

Худ.: - Идея не новая, мы просто использовали такой прием. У нас нет возможностей, все усложняется нагромождениями. Я не люблю это. Режиссер требовала от меня место действия, и я его создал. Я считаю, что стенография должна помогать актеру. В этой постановке актерские работы очень хорошие

Корр.: - Еще один маленький элемент, но мне он показался очень значимым, мерцающие огни многоэтажек, это как обозначение...

Худ.: - Это конкретное место. Я сфотографировал наш город с путепровода, это проспект Красного знамени,133 и 134. То есть гостинки. Я считаю, что это рассадник пороков.

Создание образа и его восприятие завист от того, как его оденут, ведь одежда несет очень большую смысловую нагрузку. И я не могла пройти мимо художника по костюмам Натальи Васильевны Стороженко.

- От режиссера много шло, она сказала, мы ничего шить не будем. Мы купим все готовое. Шли по принципу одеть в то, что сейчас носит молодежь. Единственное, отталкивались от того, что вся цветовая гамма должна быть выдержана в черно-белых тонах. Иногда, делается какой-то акцент: красное пятно, галстук или майка. Красная куртка у него (главного героя), т.е., красное на черном - это самое яркое, и еще красное - это цвет крови.

Корр.: - Почему у соседки такой костюм?

Худ.: - Ирина Васлиьевна Тарасюк такую соседку видела в реальности, она мне сразу ее обрисовала.

В финальной сцене мы надеваем на главного героя балахон. Это - репер. Мы его переодеваем в куртку на несколько размеров больше, чтобы было впечатление, что он совсем высох и одежда на нем болтается. Что касается хозяйки шиномонтажки - это современная вульгарная особа и одежда у нее соответствующая.

Общаться с театральными работниками безумно интересно – это свой особый мир, мир закулисья. Разговор получается только тогда, когда владеешь хоть немного этим миром, хоть немного знаешь предмет. Мы идем в храм Мельпомены для того, чтобы встретиться с искусством. Мы внимательно следим за актерской игрой, и вместе с ними погружаемся в мир, созаданный ими на сцене. Мы отмечаем для себя все: костюмы, декорации, реквизит, но мало задумываемся о том кто создает вместе с артистами все это.

Театр - это не только актерская труппа. Это большой единый механизм: художник-постановщик, художник по костюмам, реквизиторский и пастижерный цеха, а также монтеры сцены. Над созданием спектакля трудятся десятки людей, каждый из которых вносит свою лепту.

Виктория Рябова.


Другие статьи номера в рубрике Вселенная:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100