Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 32 (700) от 16 августа 2006  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Экономика

Россия против рейдеров

Марина ЗАВАДСКАЯ

НИКОГДА ПИРАТ НЕ БУДЕТ ЗЕМЛЕПАШЦЕМ
В Приморье мало говорится о рейдерстве: большинство крупных предприятий поменяли хозяев раньше, во время Перестрелки (вскоре после Перестройки) со всеми вытекающими из Перестрелки последствиями. Часть из этих предприятий, особенно имеющие преимущественно движимое имущество, исчезли бесследно. Кто теперь помнит, например, о ВРХФ?

Рейдерство, в отличие от Перестрелки, более цивилизованный отъем собственности: без стрельбы обычно обходится. Поэтому частенько это не считается преступлением, а называется спором хозяйствующих субъектов. Даже при наличии административного ресурса, или взяток, или подложных документов, или людей с автоматами, или всего этого вместе взятого.

Смысл рейдерства прост: работающему предприятию создаются некие препятствия (искусственное банкротство, подлог документов, распродажа муниципальной собственности, прямой захват), в результате чего оно переходит к другому собственнику. Дальше – варианты. Либо оно просто перепродается, либо перепрофилируется во что-нибудь коммерчески более выгодное. Например, в торговый комплекс.

Почему рейдерство возникло и получило столь широкое распространение? Вот что говорит Юрий Крупнов, председатель общественного ДВИЖЕНИЯ РАЗВИТИЯ: «В основе рейдерства лежит отсутствие четкой и ясной позиции у государства. Если для государства все кошки серы, все предприниматели являются одинаковыми, то тот, который взял фактически пустую территорию и на ней создал эффективно работающий на страну завод, и тот, который просто что-то купил и перепродал — это одинаковые предприниматели, одинаковые бизнесы, с них берут одинаковые налоги, им одинаково помогают. Уже этого достаточно. Даже если нет коррупции и административного ресурса, то «купи-продай» сделать на порядок легче, получить большую прибыль, безусловно, этим можно достичь больших эффектов в данный краткий момент времени. Поэтому на сегодня рейдерство — это всего лишь обозначение отсутствия у государства позиции, какое общество оно хочет, и делает ли оно промышленное развитие. Мой ответ — не делает. Если бы государство четко обозначало приоритеты, то проблема рейдерства фактически не существовала бы».

Чем опасно рейдерство для России, объясняет на одном из примеров Георгий Самодуров, президент Российской Ассоциации производителей станкоинструментальной продукции «СТАНКОИНСТРУМЕНТ»: «Системы наведения, гироскопы, ракетная техника, подводная техника, танковая техника, где используются системы наведения — там используются приборные подшипники. Это очень маленькие подшипники. Посадочное место у этого подшипника 1,5 мм, это внутреннее кольцо, а там шарик, сепаратор, наружное кольцо. В мире всего два завода, которые выпускают это оборудование. До этого года был Санкт-Петербургский станкостроительный завод прецензионного станкостроения и американская фирма «Браянд».

В прошлом году фирма «Чайка Плаза» приобрела этот завод под маркой прихода эффективного собственника. За половину года распродано все технологическое оборудование. Термоконстантный цех, который призван изготовливать это оборудование. Промышленные корпуса разрушены, сносят их бульдозером, на этом месте планируется строить гостиничный комплекс. Страна потеряла технологическую и оборонную безопасность».

Правительство не то чтобы не понимает вреда рейдерства. В начале года министр экономического развития Греф сказал, что рейдерство – зло, и с ним надо бороться. Но слова министра забылись, а рейдерство осталось. Потому что причины, по мнению Игоря Николаева, директора департамента стратегического анализа компании «ФБК», заложены в самой нашей экономике:

«Существуют фундаментальные причины, почему это происходит. У нас с прошлого года достаточно активно формировалась и сейчас существует модель экономики, которую я склонен называть спекулятивной экономикой. Действительно, финансовые вложения — это вложения в скупку акций. Они в прошлом году выросли почти в 2 раза. А вложений в инвестиции почти в 2 раза меньше. Спекуляция — это только скупка акций с целью их дальнейшей продажи.

Государство, к сожалению, не увидело вовремя эту опасность формирования спекулятивной модели экономики, а во многом стимулировало то, что происходит.

Сейчас бизнес стал во многом захватываться не ради того, чтобы активный бизнес дальше продолжать, а для того, чтобы выгодно перепродать здания, землю. В этом большая опасность. У нас в сознание прочно вошло, что можно купить, перепродать и заработать гораздо больше. Пока будет поддерживаться эта спекулятивная модель, пока мы будем стимулировать наполнение пузырей самого разного рода: недвижимости, акций и так далее, - эта проблема будет.

Если мы хотим, чтобы не было фундаментальной основы для процветания рейдерства в таком виде, надо уходить от спекулятивной модели экономики к инвестиционной модели».

То есть само собой рейдерство не исчезнет. И сама собой модель экономики не изменится – для этого нужны активные действия… Чьи? Государства, конечно. Но чтобы государство осознало проблему во всей полноте и начало принимать меры, необходим заказ общества. Настойчивый заказ.

В Москве этот заказ уже начал формироваться: в середине июля состоялось первое заседание Коалиции промышленного развития, организованное ИА АКС-реальный сектор при поддержке ИА Росбалт, «Рейдерство против промышленного развития России», из стенограммы которого и взяты приведенные в этой статье цитаты.

Не следует думать, что проблема рейдерства касается только бизнеса. Если исчезает предприятие, производящее нужную нам продукцию, это касается и нас. И это не все. Вот какую перспективу нарисовал Алексей Душутин, генеральный директор ООО «Рязанский конный завод»: «Атакам подвергаются те компании, которые не входят в крупные холдинги. Обычно это очень эффективно работающие предприятия, приносящие стабильную прибыль стране. Сейчас таким образом отбираются средние предприятия - крупные уже отобраны. Но недалеко время, когда дело дойдет до мелких. Таким же способом начнут переписывать и отбирать квартиры, дома, — и этот процесс уже идет. Захваты будут исчисляться не десятками ежедневно, как сейчас, а десятками тысяч. Само понятие собственности станет условным, и единственной формой защиты станет стрельба».

Вам не нравится такая перспектива? Тогда новый проект «Арсеньевских вестей» - для вас.

Мы будем отслеживать проявления рейдерства в России и прежде всего в Приморье в недавнем прошлом и настоящем, исследовать рейдерские способы захвата и способы сопротивления им.

Марина ЗАВАДСКАЯ.

ПИВА НЕТ… И НЕ БУДЕТ?

Благовещенский завод по производству пива со 113-летней историей прекратил выпуск пенного напитка.

Как сообщает «Альфа канал», в магазинах Благовещенска уже нет разливного пива местного производства. По прогнозам, примерно через неделю исчезнет и бутылочное - сейчас торгуют остатками продукции. Благовещенский пивзавод («Дальневосточная продовольственная компания») прекратил производство продукции еще в конце прошлой недели.

Связано это с реорганизацией предприятия. Есть еще информация из неофициальных источников: завод продали, и сейчас идет оформление документов на нового собственника предприятия. В ближайшее время оборудование хотят заменить, чтобы производить иностранное (конкретно – китайское) пиво.

Primamedia, 2 августа


Другие статьи номера в рубрике Экономика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100