Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 22 (690) от 7 июня 2006  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Политика

Мечеть в Славянском парке

Надежда Алисимчик

Недавно мы побывали в парке, где 8 лет назад во Владивостоке был заложен первый камень в основание мусульманской мечети. Это место было торжественно освящено 17 сентября 1998 года. На этом строительство мечети завершилось. Почему?

Разрушать храмы мы научились быстро под руководством партии, а под чьим руководством восстанавливаем? Сколько вообще, например, во Владивостоке нужно храмов? Где их строить? Каким религиозным объединениям можно строить церкви, а каким нельзя?

Кто это определяет? Верующие? Все жители Владивостока? Закон? Власть?

Все, кто служит Богу, чувствуют его в своем сердце одинаково, потому что Бог Един. Все, кто служит церкви, думают о Боге по-разному, потому что церкви разнятся своими представлениями о нем.

Государству сам Бог не нужен, но государству очень нужна церковь. Она укрепляет власть, поддерживая у народа порой веру, порой иллюзию веры. Все зависит от того, кто стоит во главе церкви и государства, края, города...

ОКОЛОЦЕРКОВНАЯ ГРЯЗЬ

Когда 8 лет назад закладывали камень в основание мечети в старом заброшенном парке, он хотя и был замусорен и не имел названия, но в нем росло много деревьев. Теперь парк именуется Славянским, но деревьев в нем стало намного меньше, хотя и выросла новая аллея... коттеджей на улице с символическим названием Братская.

Зайдя в этот братско-славянский парк (впрочем, за национальность коттеджей не ручаюсь), мы увидели контейнер для мусора, который стоял в центре освященного под мечеть места. Контейнер был абсолютно пуст. Зато весь остальной славяно-братский парк был по щиколотку завален мусором. Чуть в стороне от мусорного контейнера одинокий бомж пил пиво, а несколько подальше от него, сидя на поваленном дереве, китаянка что-то жарила на костре.

Выход в море, т.е. вид на Золотой Рог, Славянскому парку был закрыт архитектурным шедевром, ростом чуть ниже Эйфелевой башни. Его глухая кирпичная стена с двумя окнами-бойницами в поднебесье была повернута в сторону несостоявшейся мечети (см. фото Галины Смакота в центре). Фасад благочестиво взирал на православную церковь на Махалина, выше которой ничего не должно быть. Кроме братско-славянских хором, разумеется. Но оно, это выше, есть. Выше церкви на Махалина не только весь заваленный мусором Славянский парк. Мусором завалена вся “храмовая” сопка так, что он скользит по ней, и дополз бы до Светланской, не упрись в церковную ограду.

Помнится, при закладке мечети на этой сопке присутствовали верующие разных конфессий и говорили, что вот мусульмане народ непьющий, приведут парк в порядок, и там можно будет гулять. (“ АВ” №39, 1998 г. “Время строить храмы”). Почему этого не случилось?

ЗАКЛАДКА МЕЧЕТИ

В конце лета 1998 года до нашей редакции дошел слух, что во Владивостоке мусульмане готовят акцию самосожжения. Оказалось, что у законно зарегистрированной в 1993 году приморской организации “Ислам” власти пытались отобрать молитвенный дом. Под него был переоборудован бывший ведомственный детсад на Шепеткова, 33, пришедший в полную негодность. По закону религиозной организации должны были вернуть два дореволюционных молитвенных дома (на 1-й Морской, 17, и на Пологой, 40), но оба они были разрушены.

В 1996 году, при и.о. мэра Толстошеине, мусульманам было выделено место под мечеть на Океанской. Организация “Ислам” заказала и оплатила проект, после чего архитектура Владивостока внесла свои коррективы по совмещению мечети с кладбищем, что категорически запрещено Кораном. А ближайшее мусульманское кладбище находится в Средней Азии. Следом за этим мусульман стали выселять и из молитвенного дома, отремонтированного собственными силами. Получалось, что верующим россиянам в лице мусульман негде ни достойно помолиться, ни похоронить по обычаю предков.

Узнав об этом, мы решили прояснить ситуацию в мэрии. Мэром в 1998 году был Черепков, но мы никогда не были в числе тех, кто открывает двери ногой в кабинеты мэров и губернаторов. Пришлось “отлавливать” Черепкова на одном из городских мероприятий. Он страшно удивился и вознегодовал на своих сотрудников, которые ему ничего не сообщили о проблемах россиян в лице мусульман. Как позже выяснилось, все “выселения мусульман “ велись руками милиции, а инициировались белым домом через “пятую колонну” в сером доме. Цель была - натравить верующих на Черепкова и угодить националистически настроенным православным.

Выслушав суть дела, Черепков велел найти муфтия и прибыть вместе с ним назавтра к 8 утра в мэрию. У меня случайно сохранилась фотография этой встречи (фото внизу).

Далее события развивались очень бурно, Черепков провел планерку, отменил все встречи. И во второй половине дня и муфтий приморских мусульман (в ту пору Алимхан Магрупов), и мэр Владивостока (в ту пору Виктор Черепков) выехали для выбора места под мечеть. Мэр был рад радешенек, что город украсится новым архитектурным ансамблем, который не обойдется казне ни в одну копеечку. К тому же, создаст рабочие места для горожан при его возведении.

Дело не откладывали в долгий ящик, и вскоре, 17 сентября, в старом парке (улицы Всеволода Сибирцева и Тюменская, 1998 г.) была торжественно освящена земля и заложен первый камень на месте будущей мечети. При закладке мечети кроме мусульман присутствовали и казаки, и евреи, и православные, и русские, и иудеи. Они от души радовались, поздравляли мусульман и давали интервью. Радовались даже атеисты, понимая, что не казино и не сауна наконец-то закладывается!

Не было при закладке мечети только мэра Владивостока, Виктора Черепкова. Были объявлены выборы мэра, и любое его публичное появление грозило снятием его кандидатуры. Князевско-наздратенковская вакханалия была в самом разгаре, и для интриг экс-губернатора против Черепкова использовался любой повод. Отношения мусульман и православных не стали исключением. И дня не прошло после закладки, а по городу пополз слух: “Черепков превознес мусульман - выше православной церкви мечеть решил строить”. И началось... К нам в редакцию пришли разъяренные “православные”... да и в самом пресс-центре мэрии было не лучше.

Черепков, прослышав об этом, предложил на выбор любое место для православного храма, высоких мест во Владивостоке - пруди-пруди. А при выборе места для мечети руководствовались исключительно тем, чтобы престарелым верующим было удобно добираться, да чтобы место было достойно храма. Вот и все.

Кстати, задолго до закладки мечети мэр Черепков выделил немалую сумму денег на строительство храма в Покровском парке, хотя там уже и была построена часовня Серафима Саровского и даже привезена частица его мощей. Но вскоре выяснилось, что часовня смотрит не “в ту сторону”, службы в ней прекратились и начали строить новый собор рядом.

Теперь там китайцы еще один собор строят. Зачем нужно два собора ниже тюрьмы строить - мне неведомо, вроде высоких мест во Владивостоке после Черепкова не убавилось. Впрочем, курирует строительство нового православного собора в Покровском парке новый мэр, Николаев, ему виднее. Только как-то уж больно суетно православные храмы возводятся в Покровском парке.

Губернатор Дарькин вроде тоже место расчистил для восстановления православного храма. И Копылов на это место метил, но не успел ...

Много за эти годы построено молитвенных домов и церквей различными конфессиями во Владивостоке, даже католики построились. Что касается мечети, то...

КАКОВ МЭР, ТАКОВ И ПРИХОД

Все дальнейшие события вокруг строительства мечети отражают религиозный хаос в головах мэров. Заменив комсомольские и партийные билеты на свечку в кармане, парторги и комсорги стали на охрану православия.

Мэра Черепкова, как известно, осенью 1998 года сняли, купив у кремлян подпись невменяемого в ту пору Ельцина на заготовленном приказе.

Пришедший в мэрию Копылов сослался на протест православной церкви на строительство мечети выше церкви на Махалина. И началась судебная тяжба по аннулированию выделенного места и выселению организации “Ислам” из молитвенного дома на Шепеткова, 33.

На судебном процессе в Арбитражном суде мэрии не удалось выиграть астрономическую сумму по коммунальным платежам за тот период, когда молитвенный дом восстанавливался и там не было ни окон, ни труб. Потому и выселить религиозную организацию “Ислам” не удалось. Председателем Арбитражного суда была в ту пору Татьяна Локтионова, не принимавшая заказов на обслуживание исков от мэра и губернатора. После неудачи в Арбитражном суде стали заезжать с другой стороны. В молитвенный дом зачастила Ленинская милиция искать оружие и наркотики, а непокорного муфтия ПКРПО “Ислам” хаджи Алимхана Магрупова, пытавшегося отстоять права верующих, провоцировали прямо в молитвенном доме, выясняя его национальность и заявляя, что “нерусские не могут быть гражданами РФ”( “АВ” №40,1999 г.)

Татьяну Локтионову стараниями Евгения Наздратенко сняли с должности председателя Приморского краевого Арбитражного суда. Она была последним препятствием на его пути.

В последний раз мы встретились с Алимханом Магруповым в аэропорту, где он вручал протест прибывшим во Владивосток представителям Совета Европы. Через некоторое время мне стало известно, что в ПКРПО “Ислам” сменился муфтий, и там наладились отношения с властью.

Отношения вроде, действительно, хорошие - за помощью в нашу газету с тех пор никто не обращается. А мы сами вообще никогда во внутрицерковные дела не лезем, за исключением тех случаев, когда к нам обращаются за помощью сами верующие. Или если возникают экстремальные ситуации, как это было со слухами о самосожжении мусульман в 1998 году.

Лично я вообще никогда не была ни “за”, ни “против” мусульман или православных. Как не “за” и не “против” какой-либо веры вообще и атеизма, как ее частного случая. Другое дело, когда власть в сторону одной группы верующих дает такой большой крен, что он способен погрести под собою основы нашей Конституции. Вот это - наша тема, и мы о ней не умолчим и впредь. Мы за конституционные права россиян любой веры и национальности. Кто приписывает мне иную точку зрения, то, как говорится: “Неверно понятое - есть ложь”.

Было время, когда к нам обращались за помощью мусульмане, мы писали об этом. Приходилось ходить с ними в суды по защите их конституционных прав. Они, в свою очередь, звонили нам и говорили, что молятся за нас, когда шли гонения на нашу газету и ее арестовывали.

Побудили меня написать эту статью разговоры о том, что вот пришел Камиль Исхаков, и теперь будет исламизация Дальнего Востока, поскольку он мусульманин. И вроде уже начал красить папки с бумагами в зеленый цвет в полпредстве.

Что можно по этому поводу сказать? Разве что съездить в Казань, где Камиль Шамильевич был мэром, чтобы своими глазами посмотреть, в каком состоянии и на каких местах там православные церкви. А более всего хотелось бы увидеть, как там поживает одна из главных святынь России - икона Казанской Божией Матери, с таким трудом стараниями бывшего мэра туда доставленная. Не стоит ли она там, голубушка, по уши мусором заваленная? Будь наша газета побогаче, самолично туда бы съездила, воспользовавшись таким предлогом, чтобы постоять пусть даже пару минут у этой святыни.

Может, мэр наш туда съездит и нам расскажет по телевизору, коль такое опасение у православных возникло. Ему и поверят больше, коль он сам православный, да и мэрия, небось, побогаче нашей газеты.

СКОЛЬКО БОГУ НУЖНО ХРАМОВ?

Почему для верующих россиян в лице православных можно сколько угодно церквей строить в любом месте, а, например, для верующих россиян в лице других конфессий даже одна церковь - много?

Для чего Бог собрал нас вместе в одном государстве - России? Чтобы устраивать разборки, кто русский, кто украинец, кто татарин, кто мусульманин, кто иудей или адвентист? Или, может быть, он собрал нас, чтобы мы все вместе, атеисты и верующие, евреи, казахи и русские стали единым народом - россиянами? И в этой цельности жить, строя вместе общий храм - Россию. А на личном плане – отдавать дань уважения языку, обычаям или религии предков по выбору собственного сердца каждого россиянина.

Или пойдем другим путем?

Недавно мы споткнулись, строя СССР и объединяя всех на общегосударственной идее коммунистического атеизма в единый советский народ. И где он, этот советский народ? Теперь наступим на те же грабли в попытке возродить имперско-православную Россию? Как-то очень тихо, подобрав рясу, рядом с националистическим кличем “Россия для русских” подспудно прорисовывается другой лозунг: “Россия для православных”. Не хотелось бы, чтобы народ, особенно молодежь, ориентировали искать еще и “врагов бога”. Вместо поиска истины.

“Нет религии выше истины”, - сказано много тысячелетий назад. “Познайте истину, истина сделает вас свободными” - эхом откликнулось напоминание об этой мудрости два тысячелетия назад.

А кто ищет истину, тот и строит храм: Веры, Искусства, Науки, Свободы ... Истина многолика, как и лики Единого Бога у разных народов.

Надежда Алисимчик.


Другие статьи номера в рубрике Политика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100