Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 20 (688) от 24 мая 2006  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Экономика

Дом на костях как реализация национального проекта

Марина ЗАВАДСКАЯ

Отдавая молодые силы
Городам, дорогам и полям,
Я узнал, что старая могила
Для постройки лучшая земля.
Михаил Светлов.

Да, это снова о строительстве того самого дома на Столетии, на улице Овчинникова, между домами 18 и 20. На прошлой неделе ряд информагентств выдал новость: «Во Владивостоке найдено массовое захоронение». Ну, открыли Америку! Массовое захоронение, а точнее – старое кладбище, было раскопано здесь год назад, причем его тоже очень долго пытались выдать за массовое захоронение.

История эта тянется не первый год. Разрешение на строительство «дома повышенной комфортности» на месте сквера между хрущовками на Столетии было выдано еще прежней горадминистрацией «Дальневосточной строительной компании» (ЗАО ДВСК). Само строительство началось уже при нынешней администрации: перед новым 2005 годом в сквере спилили деревья, огородили участок забором и начали рыть котлован. К концу марта дорылись до костей.

Причем старожилы предупреждали: не стройте здесь, здесь кладбище! Куда там. Старожилы нам не указ, тем более что горархитектор сказал, что никакого кладбища тут нет!

Увы. Сколько ни кричи «халва! халва!», она во рту не появится. Сколько ни говори «кладбища здесь нет», оно не исчезнет.

Говорят у нас много. Говорили, что строители, дорывшись до костей, хотели прекратить строительство, но некий мэр (не будем показывать пальцем) велел продолжать.

Когда наличие человеческих костей в строительном котловане стало общеизвестным фактом, мэр Владивостока Николаев говорил по телику: «Я остановил строительство!» Он говорил, а строительство продолжалось.

Жильцы говорили: «Строители жгут человеческие кости, черный дым лезет в наши окна!» Милиция говорила: «Да что вы говорите! Где?»

СУД ДА ДЕЛО

Жильцы окружающих домов начали судиться сразу, как только узнали о будущем строительстве. Все суды они проигрывали. Судьи говорили, что жильцы зря беспокоятся: строительство вполне законно. В принципе, конечно, в законе предусмотрена норма, что до начала строительства следует спрашивать местных жителей, согласны ли они на стройку, но процедуру «спрашивания» должна была прописать местная власть – которая, естественно, этого не сделала, так что и спрашивать незачем.

В процессе строительства, когда строители докопались до человеческих останков, суды заколебались. Виктор Потапейко («Трудовое Приморье») добыл в архиве данные, что в 1920-37 годах вся территория от станции «Моргородок» до Второй Речки между железной дорогой и трассой была городским кладбищем. И в конце концов было принято судебное решение: стройку прекратить.

Здесь я процитирую себя, любимую. Вот что было опубликовано в «АВ» пять номеров назад: «В пятницу, 14 апреля, после окончательного решения суда, у ворот котлована, в присутствии наиболее активных и несдающихся жильцов, под присмотром депутата Александра Приходько, заведующим отделом инспекции Госархстройнадзора Алексеем Бучумовым строителям было выдано предписание: ПРЕКРАТИТЬ!

Предписание было выдано с величайшими предосторожностями. Имеются в виду не только подписи под документом всех заинтересованных лиц. Жильцам было подробно разъяснено, что предписание выдано только на засыпку траншеи перед домом 20, но отнюдь не на засыпку самого котлована: чтобы засыпать котлован, исправить порубленный кабель и т.п., строителям надо будет получить разрешение, поскольку их разрешение на строительство закончилось в феврале. До получения разрешения жильцам было велено бдить, чтобы в котловане не проводились никакие работы, а если что-то зашевелится, немедленно сообщать в ближайшее отделение РОВД (представитель РОВД был предъявлен жильцам лично)».

Так что «во Владивостоке нашли массовое захоронение» уже после того, как «находить» что бы то ни было запретил суд. Но, сами понимаете, суд не для всех авторитет, бывают авторитеты и покруче.

А ВАСЬКА СЛУШАЕТ, ДА… СТРОИТ

Так что же строители делали в котловане, если производить работы в нем было запрещено? А они стенку подпорную пытались поставить! Им, типа, МЧС велело. Зачем? Зачем подпорная стенка, если котлован надо просто засыпать? А вот…

Ну и, как говорится, вчера стенку поставили, а сегодня она рухнула, грунт осыпался, и обнажились очередные могилы. Прибыла милиция, эксперт сфотографировал кости (см. фото), на том всё и закончилось. Мы, говорят менты, можем остановить только руководителей стройки, а их нет на месте. Рабочих остановить не можем.

Какая интересная постановка вопроса! Помнится, когда месяца два назад в Москве строители вбили сваи прямо в тоннель метро, повредив и тоннель, и следовавший по тоннелю поезд, милиционеры остановили именно рабочих, а потом уж стали разбираться, кто тут начальник. Но то ж Москва, а это Владивосток. У нас, надо полагать, другие законы.

Депутат Гордумы Приходько разводит руками.

- Куда мы только ни писали! – говорит он. – Послали всё, что можно, всем, кому можно. Всё исчерпано, все способы и инстанции. А результата никакого: строительство не прекращается.

Кто же эти все?

О судьях мы знаем: суд постановил, что стройки быть не должно.

Приезжала комиссия от губернатора: стройки не должно быть!

Уполномоченный по правам человека Жеков высказался: мнение людей превыше всего, стройки не будет.

Мэр Николаев неоднократно обещал, что стройки не будет.

После вторичного обнаружения человеческих останков послали заявление представителю президента Исхакову.

Обращались в Генеральную прокуратуру, министру ЧС Шойгу. Телеграмму президенту послали.

- От президента никакого ответа нет, - уточняет Александр Приходько и странно кривится при этом.

В чем дело?

- Еще при Ельцине это было, - объясняет депутат, усмехаясь. – Был такой Углов в Первореченской прокуратуре. Я написал про него письмо Ельцину. Оттуда спустили письмо в Генеральную прокуратуру, оттуда – в краевую… В общем, вызывает меня заместитель Углова и говорит: «Александр, напиши ты сам ответ, какой хочешь». Ну, я сел, написал. Через месяц получил его из аппарата президента.

Ах вот как… Интересно, интересно… Ну, если все ответы на обращения граждан так пишутся, то чего ж удивляться, что строительство продолжается!

НАЦПРОЕКТ НА КОСТЯХ

Впрочем, что ж это мы так абстрактно: строители, строители… Они не анонимны! В течение месяца информагентство PrimaMedia писало о ДВСК, какая это прекрасная компания. Второй раз – 19 мая, на следующий день посте вторичного обнажения в котловане человеческих костей. Это было интервью с руководителем ДВСК, председателем совета директоров Виктором Кривулиным.

Кривулин, Кривулин… А не тот ли это Кривулин, который был некоторое время назад главой Хасанского района? Еще проблемы какие-то вокруг него были. В общем, как говорят: то ли он украл, то ли у него украли, но была там какая-то неприятная история.

Ныне Кривулин – строитель, он говорит о реализации национального проекта по строительству доступного жилья в Приморье. И говорит вот что: «Что могу сделать я? Если просто не мешать строить Виктору Серафимовичу, мы сдадим 100 тысяч квадратных метров в год, если помогать - 200 тысяч. Наше жилье на 30% дешевле, чем у других застройщиков, строим мы на 30% быстрее. Если себестоимость обычного многоквартирного дома - 5 миллионов долларов, то возведенного по технологии “КУБ-2,5” - 3,2 миллиона. Но ведь кто-то должен начать финансирование массового строительства. Кому из госчиновников это нужно?»

Уповает он в своей благородной деятельности на президента: «Мне кажется, есть опасность, что доступное жилье так и останется в области проектов. Только настойчивость президента, который постоянно напоминает чиновникам, что планы нужно претворять в жизнь, внушает определенный оптимизм».

Так-так… Может, из-за этих упований президент и не отвечает жителям Столетия? Может, потому и не реагирует на их жалобы? Может, потому продолжается стройка, несмотря на все решения стройку прекратить? Президент-то у нас главнее всех!

Но доступное жилье на человеческих костях – это что-то уж очень запредельное. Даже Баба Яга поставила свою избушку на куриные ножки, а не на человеческие. Уважала она все-таки людей, хотя и служила ее избушка переходником для желающих из мира живых в мир мертвых (см. В. Пропп, «Исторические корни русской волшебной сказки»).

Так куда ж нас заведет нацпроект на человеческих костях?

Марина ЗАВАДСКАЯ.

Фото предоставлено А. ПРИХОДЬКО.


Другие статьи номера в рубрике Экономика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100