Защита прав
Как обратиться в европейский суд?
(без автора)
Убедительно прошу сообщить через газету порядок подачи и оформления жалобы в Европейский суд. От кого может быть подана жалоба?
Т.И. Фролова, п. Терней.
1). Адрес Европейского суда
Официальный адрес Европейского суда по правам человека, по которому направляется жалоба: Monsieur le Greffier de la Cour europeenne des Droits de l’Homme Conseil de l’Europe F – 67075 STRASBOURG Codex, France,
Tel: 33 (0)388 41 20 18, Fax: 33 (0)388 41 27 30? Internet: www.echr.coe.int
2). На каком языке подавать жалобу?
Официальные языки – английский и французский. Несмотря на это, заявителю предоставляется право индивидуально подать жалобу на своём родном языке, который с разрешения суда может быть использован и при дальнейшем рассмотрении дела. После получения жалобы секретариат суда направит заявителю необходимую информацию о его дальнейших действиях. Всю переписку заявителю необходимо вести с судом напрямую, минуя какие-либо государственные органы Российской Федерации.
3). Надо ли платить?
Процесс рассмотрения жалобы Европейским судом не предполагает какой-либо пошлины, так как процедура бесплатная. Не требуется и обязательное участие адвоката, хотя это и рекомендуется. Суд может выделить при определённых условиях финансовую помощь на ведение процесса заявителем, который должен документально подтвердить отсутствие у него необходимых средств.
4). Какие жалобы рассматривает суд?
Обращаться в Европейский суд можно только с жалобой на нарушение тех прав, которые содержатся в Конвенции о защите прав человека и основных свобод (от 3 ноября 1959 года) и Протоколах к ней:
- Право на жизнь (ст. 2 Конвенции);
- Право не подвергаться пыткам, унижающему и бесчеловечному обращению (ст. 3 Конвенции);
- Запрет рабства и принудительного труда (ст.4 Конвенции);
- Право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 5 Конвенции);
- Право на справедливое судебное разбирательство (ст. 6 Конвенции);
- Право на уважение частной и семейной жизни, неприкосновенность жилища и тайна корреспонденции (ст. 8 Конвенции);
- Свобода мысли, совести, религии (ст. 9 Конвенции);
- Свобода выражения мнения (ст. 10 Конвенции);
- Свобода собраний и объединений (ст. 11 Конвенции);
- Право на эффективные средства правовой защиты (ст. 13 Конвенции);
- Право не подвергаться дискриминации при пользовании правами и свободами, закреплёнными в Конвенции (ст. 14 Конвенции);
- Право на беспрепятственное пользование своей собственностью (ст. 1 Протокола 1);
- Право на образование (ст. 2 Протокола 1);
- Право на свободные выборы (ст. 3 Протокола 1);
- Право не подвергаться лишению свободы за долги (ст.1 Протокола 4);
- Право на свободу передвижения (ст. 2 Протокола 4);
- Право не подвергаться высылке с территории государства, гражданином которого лицо является (ст. 3 Протокола 4);
- Право на обжалование приговоров по уголовным делам во второй инстанции (ст. 2 Протокола 7);
- Право на компенсацию в случае судебной ошибки (ст. 3 Протокола 7);
- Право не быть судимым и наказанным дважды за одно и то же преступление (ст. 4 Протокола 7);
- Равноправие супругов (ст. 5 Протокола 7).
5). Чтобы жалоба была принята
Перед подачей жалобы гражданину необходимо убедиться, что соблюдены пять обязательных формальных требований Европейского суда по правам человека:
- Для того чтобы жалоба была признана приемлемой по существу, заявителем должны быть исчерпаны все внутригосударственные средства защиты своего права и, прежде всего, судебные средства такой защиты.
- Жалоба должна быть подана не позднее чем через шесть месяцев после окончательного рассмотрения компетентным государственным органом.
- Предметом жалобы могут быть только права, гарантируемые Конвенцией или её Протоколами.
- Жалоба может исходить только от самого потерпевшего. Даже в том случае, когда жалобу подаёт объединение лиц, каждый должен доказать свои конкретные личные претензии.
- Жаловаться можно только на те нарушения, которые имели место после даты ратификации Конвенции Россией (закон «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней» № 54-ФЗ). То есть жалобы на нарушения, имевшие место до 5 мая 1998, года признаются неприемлемыми до их рассмотрения по существу.
6). Кто истцы и кто ответчики?
Европейский суд принимает жалобы от любого физического лица, любой неправительственной организации или любой группы частных лиц, которые считают, что их права нарушены со стороны государства – участника Конвенции.
Для заявителей практически не установлено ограничений. Это могут быть и взрослые, и дети, и организации, в том числе и законные представители несовершеннолетних детей, но не должностные лица и не официальные органы государства.
Жалоба всегда подаётся против государства – участника Конвенции, которое виновато в нарушении или необеспечении защиты прав и свобод человека. То есть ответчиком в Европейском суде всегда выступает государство.
Суд не рассматривает жалобу, поданную на действия частных лиц или неправительственных организаций.
7). Сроки подачи жалобы
Европейский суд принимает жалобу к рассмотрению в шестимесячный срок с момента вынесения окончательного решения по делу судебной инстанцией России. Окончательным в России Европейский суд считает решения, вынесенные судом второй инстанции (апелляционным или кассационным).
8). Оформление жалобы
Первоначальную жалобу гражданин вправе написать на русском языке и от руки.
Секретариат Европейского суда, получив такую жалобу, заводит предварительное досье и направляет заявителю обязательный для заполнения бланк жалобы с инструкцией (ст. 34 Конвенции). Дата поступления в Секретариат суда первоначальной жалобы считается датой подачи жалобы.
Заполненный бланк жалобы является официальным юридическим документом, и правильность его заполнения может повлиять на весь ход рассмотрения дела в Европейском суде. Несоблюдение условий заполнения бланка может привести к отказу от регистрации жалобы.
В официальном бланке жалобы обязательно необходимо указать:
1. Данные заявителя и представителя.
2. Государство или государства – участники Конвенции, на действия которых подаётся жалоба.
3. Содержание жалобы и конкретные положения Конвенции, о нарушении которых идёт речь.
4. Перечислить в хронологическом порядке факты и доказательства, имеющие отношение к делу.
5. Перечислить все относящиеся к делу документы и, прежде всего, решения внутригосударственных судебных или иных компетентных органов по вопросам, затрагиваемым в жалобе.
6. В заключение указывается, какое решение заявитель ожидает и сумму возмещения, которую он хотел бы получить. Указывая в жалобе сумму ожидаемой (обоснованной) компенсации, заявитель должен осознавать, что необоснованные им суммы судом к возмещению назначены не будут.
Объём жалобы без приложений не должен превышать десяти листов. В случае превышения данного объёма к жалобе необходимо приложить краткое резюме. Заявитель обязан заполнить полученный из Секретариата суда формуляр жалобы и направить его обратно в Секретариат вместе с копиями требуемых документов в течение шести недель, считая с даты отправления формуляра Секретариатом суда. Задержка с ответом трактуется Судом как отказ заявителя поддерживать свою жалобу.
К жалобе необходимо приложить копии решения судов и доверенность, оформленную заявителем на лицо, представляющее его интересы.
Другие статьи номера в рубрике Защита прав: