Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 12 (680) от 29 марта 2006  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Политика

Кто такой олигарх и что такое прожиточный минимум

Валерий КУЦЫЙ

В редакции “Арсеньевских вестей” мне передали записку с вопросами, на которые читатели, звонившие по телефону, хотели бы получить от меня ответ. Этих вопросов три: кто такие олигархи, как понимать выражение “потребительская корзина” и что такое “прожиточный минимум”.

Мне казалось, в позапрошлом номере “АВ” в публикации “Бюрократ или бизнесмен - кто хуже?” я уже вел разговор обо всем этом, но, видимо, сказанного было недостаточно. Что ж, попробую более детально изложить свои соображения.

Итак, что такое олигархия? Это - государственный режим, при котором политическое и экономическое господство в стране принадлежит узкой группе лиц, например, финансистам. Но не только. Олигархия может быть аристократической, какой она была в свое время в феодальной Европе (в том числе и в России), или, к примеру, военной, как в Древней Спарте.

В таком понимании типично олигархическим было правление Политбюро ЦК КПСС, которое своим узким составом осуществляло неограниченную власть при решении любых политических, экономических и военных вопросов.

Так правильно ли мы употребляем выражение “олигарх” сегодня? Нет, на мой взгляд, абсолютно неправильно.

Власть нынешних, пусть даже очень богатых людей, в России крайне ограничена. Предприниматель, финансист может обладать сколь угодно крупным состоянием, еще и еще увеличивать его, применяя для этого весьма сомнительные способы, он может подкупать важных сановников и парламентариев, чтобы они принимали выгодные для него решения, но ему недоступно играть первую скрипку в большой политике, диктовать свою волю президенту и правительству, ставить их по стойке “смирно”, словно старшина солдат своей роты. Попытки такого рода, правда, предпринимались, однако мы хорошо знаем, чем они заканчивались.

В общем, наши олигархи никакие не олигархи, потому что режим в стране не олигархический, а бюрократический, определяемый главенствующей ролью чиновничества, которое осуществляет свое всевластие непосредственно и через силовые структуры, через зависимые от него суды, через партию “Единая Россия”, имеющую, так сказать, “контрольный пакет” в представительных органах и органах управления всех уровней. Вот ему-то, чиновничеству, главным образом выгодно, чтобы мы на всех углах кляли людей, имеющих свой бизнес, а не тех, кто, пользуясь своими властными полномочиями, вытворяет с нами черт знает что.

Я терпеть не могу, например, Бориса Березовского, но отдаю себе отчет, что не он проводит судебную реформу, не он реформирует образование и здравоохранение, не он устанавливает грабительские тарифы на коммунальные услуги, не он назначает нищенские пенсии, хотя у государства сейчас за счет выгодной торговли природными ресурсами накопились такие огромные финансовые средства, каких еще не было никогда.

Впрочем, не только пропагандистские ухищрения бюрократии и состоящих у нее на службе средств массовой информации являются основной причиной того, что очень и очень многие наши соотечественники крайне отрицательно относятся к обладателям крупных состояний. Большая доля вины лежит на самих сверхбогачах, значительная часть которых приобрела и продолжает увеличивать свои капиталы за счет обмана, умения находить лазейки в законе, подкупать охочих до наживы чиновников, депутатов, правоохранителей.

Они мозолят малообеспеченным людям глаза бесстыдной роскошью, нежеланием поделиться частью своих богатств с теми, кто не может из-за преклонного возраста или плохого здоровья самостоятельно обеспечить себе сносное существование, кто выполняет необходимую для общества работу, но получает за нее зарплату, явно недостаточную, чтобы создать сколько-нибудь терпимые условия для семьи.

А как не вспомнить о покровителях искусства и литературы, меценатах досоветского времени, оставивших нам все, чем и поныне славится великая русская культура, - великолепные театры, картинные галереи, музеи, коллекции. Расскажите мне о чем-либо подобном, но появившемся сегодня - и я сниму шляпу перед российскими нуворишами.

Только, думаю, этого не произойдет, ибо наши доморощенные рокфеллеры еще не доросли до понимания того, что в основе у слова “богатство” лежит слово “Бог”, и это с точки зрения христианской морали означает: ты располагаешь благополучием, ниспосланным тебе Всевышним, и, следовательно, на тебе лежит обязанность творить добрые дела.

Вот как я рассуждал бы, если бы был религиозным человеком, и как рассуждаю, не будучи таковым. Хочется надеяться, что со временем каждый, кому выпала удача достичь высот в бизнесе, дорастет до понимания столь простых истин.

Порой мы удивляемся: ну что этому дельцу еще надо, ведь все у него есть - процветающие фирмы, прекрасные дома, роскошные автомобили, яхты и т.д., и т.п. Остановился бы, ушел бы на покой и отдыхал в своё удовольствие, ведь все равно в три глотки есть и пить не будешь, и даже если у тебя тысяча брюк, на одну задницу их не натянешь.

Тут вот какая штука. Людям малого и среднего достатка трудно постичь логику сверхбогачей, она у них совсем не такая, как у нас. Пусть мое утверждение кому-то покажется спорным, но с моей точки зрения, дело совсем не в количестве денег, которыми располагает человек, если только бизнес - истинное его призвание, а не способ зарабатывать себе на жизнь.

Лорд Байрон писал свои поэмы, равно как граф Лев Николаевич Толстой свои романы, совсем не ради заработка. Когда-то я прочел биографическую книгу об Альберте Эйнштейне. Нам он известен главным образом как автор теории относительности, но, оказывается, он и до этого сделал такие открытия, что даже не став создателем этой теории, все равно по праву считался бы одним из величайших физиков в мире. Причем, замечу, в пору расцвета своего дарования после эмиграции в США Эйнштейн отнюдь не прозябал в бедности.

И таких примеров можно найти сколько угодно. К чему это? А к тому, что многие деловые люди, работающие в начале своего пути действительно для того, чтобы иметь средства к существованию, со временем выходят на тот уровень, при котором деньги перестают быть целью и становятся средством, инструментом, таким же, как перо для писателя, голос для певца, скрипка для музыканта, станок для токаря, синхрофазотрон для ученого-ядерщика.

Одни с помощью своих инструментов создают произведения искусства, другие развивают науку, третьи производят товарную продукцию или приколачивают к ботинкам отлетевшие каблуки. Предприниматель, вроде самого богатого человека в мире Билла Гейтса, продолжает развивать свое производство, расширять банковское, страховое или торговое дело, чтобы добыть еще больше денег и снова вложить их в бизнес. Это такая же работа, как и всякая другая.

А что касается размеров вознаграждения, то здесь, по-моему, есть проблема. Оно, бесспорно, должно зависеть от количества и качества затраченного труда, его масштабности, той пользы, которую он принес обществу. Однако такого, как у нас, непомерного, ничем не оправданного разрыва в материальном положении самых богатых и самых бедных не должно быть. Он создает социальную напряженность, чреватую непредсказуемыми последствиями, да и просто безнравственен с любой точки зрения.

К тому же непонятно, по каким критериям можно сравнивать общественную необходимость труда предпринимателя и, скажем, фрезеровщика или библиотекаря. А раз таких критериев не существует, раз все определяется субъективно, в зависимости от убеждений каждого из нас, то неправомерно и допускать, чтобы плата за пусть даже выдающийся вклад бизнесмена в отечественную экономику оценивалась в тысячи раз дороже, чем вклад учителя в образовательное и духовное развитие народа.

В конце концов ведь именно люди, получившие первоначальные знания от того же учителя, придут к бизнесмену, чтобы работать на его предприятии и, следовательно, способствовать его обогащению. Иными словами, мы все в этом мире зависим один от другого, и потому не могу согласиться с теми предпринимателями, которые считают, что, уплатив налоги, они могут спать спокойно. Не помогая нуждающимся, не делясь с ними частью своих прибылей, они рискуют в один далеко не прекрасный день потерять все, что имеют.

Говоря о так называемых олигархах, я не собираюсь рисовать их этакими пай-мальчиками, кристально-честными, бесконечно добрыми, предельно участливыми к ближним. Много среди них, к сожалению, людей жестких, если не жестоких, не считающих порядочность существенной добродетелью, не брезгающих никакими средствами в погоне за наживой. Есть, однако же, и другие, относительно честные, талантливые, своим трудом и умом достигшие высот в деловом мире.

Мне завидовать им все равно, что провинциальному стихоплету завидовать самому высокооплачиваемому русскому поэту Александру Сергеевичу Пушкину, который в лучшие годы за каждую строчку своих стихов получал 25 рублей (это в то время!). Признаюсь по секрету, я вывел для себя правило: не умеешь много зарабатывать - умей мало тратить.

О “потребительской корзине” скажу кратко: это набор товаров и услуг, необходимых для нормальной жизни в нашей стране. Туда входит все - продукты питания, обувь, одежда, туалетные принадлежности, белье, книги, посещение кинотеатра и т.д., и т.п. Стоимость этой корзины, по мнению правительства и Государственной думы, тянет на 2653 рубля в месяц.

Глупость, с моей точки зрения, несусветная. При таком расчете малооплачиваемые работающие граждане и большинство пенсионеров постоянно будут стоять перед выбором: наполнять свою “потребительскую корзину” или оплачивать коммунальные услуги. Делать и то, и другое не получается. А ремонт квартиры? А если вышел из строя холодильник или телевизор? Это же катастрофа!

Меня тешит надежда, что когда-нибудь за разработку таких «корзин» при наших доходах будут судить как за тяжкое уголовное преступление, а после выхода на свободу определят зарплату в пределах прожиточного минимума.

Прожиточный минимум - это самая низкая денежная сумма, на которую человеку предписывается более или менее достойно существовать в данный отрезок времени. Сумма эта постоянно растет вместе с ростом инфляции, от которой она все больше отстает.

Но самое поразительное даже не в этом. Прожиточный минимум определяется и утверждается официально, а пенсии и зарплата бюджетников, которые тоже устанавливаются государством, во многих случаях не достигают контрольной цифры. Как же так? Согласно словарю иностранных слов, минимум – это самое малое, меньше ничего быть не может, а моя пенсия меньше, и ничего, никто еще за это не покраснел.

Наверное, у нашего государства с его бюрократическим строем своя арифметика, особая, которая распространяется на тех, кто находится где-то внизу, и не касается более благополучных граждан, обретающихся на вершине социальной пирамиды. Уразуметь это невозможно, не зря мой командир отделения младший сержант Бербеницкий говорил: «Хочешь быть умным – стань начальником».

Валерий КУЦЫЙ.

P.S. Два года подряд приморским пенсионерам с большой помпой единовременно выдавалось по 600 рублей на душу. Как уверяли благонамеренные средства массовой информации – чуть ли не лично от губернатора Сергея Дарькина. Сумма, конечно, невелика, Юрий Лужков по отношению к своим москвичам куда щедрее, но Москва вообще живет иначе, нежели остальная Россия. Исходя из этого, мы были благодарны губернатору даже за такую поддержку падающих штанов и не претендовали на большее.

Однако на носу уже первое апреля, а Белый дом и преданные ему СМИ относительно очередной раздачи денег хранят гробовое молчание, хотя до этого не раз звучало обещание осчастливливать пенсионеров ежегодно.

Сергей Михайлович, где мои 600? Если у вас нет российских рублей, согласен взять долларами США или монгольскими тугриками.

В.К.


Другие статьи номера в рубрике Политика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100