Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 47 (662) от 17 ноября 2005  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Вселенная

Поезд идёт на фронт

Владимир Буряк

Профессию помощника машиниста Степан Ефимович Немчин начал осваивать перед войной в железнодорожном училище на Первой Речке. В ясное июньское утро 1941 года началась война, и вмиг оборвалось безмятежное детство. На практике в Уссурийске ребята заменили ушедших на фронт кочегаров, а те, кому ещё не было 16 лет, и в их числе Немчин, - слесарей в ремонтных цехах.

Через несколько месяцев железнодорожное училище перевели в Сучан. Здесь, в 1942 году, Степан его окончил. Свежеиспечённого выпускника направили в Хабаровск, где формировалась одна из колонн особого резерва – Народного комиссариата путей сообщения, для отправки на дороги, прилегающие к фронтовой полосе. Он попал в бригаду старшего машиниста Михаила Ивановича Пашко.

… Как-то они прибыли на полевую станцию в нескольких километрах от фронта. Поезд остановился. Михаил Иванович обошёл паровоз, осмотрел его, и присел на обложок шпалы. Степан присел рядом. Груз доставлен в пункт назначения – можно передохнуть. Вдруг раздалась команда: «Воздух!». Машинист вмиг вскочил, кинулся к паровозу, махнул рукой помощнику и кочегару, что означало «стоять по местам». Степан увидел, как несколько солдат энергично хлопотали у зенитных спаренных пулемётов. Подбежал дежурный по станции, дал команду: «Уводите состав!». Пошли задним ходом. Миновали входную стрелку, в окно Степан увидел самолет, который ложился на крыло и готовился сбросить бомбы. Машинист прибавил скорость. И тут раздался оглушительный взрыв. Качнуло от резкого торможения. В тот же миг ударило по будке, паровоз содрогнулся от взрывной волны, но продолжал бежать по рельсам. Из котла вырвался пар. «Котёл пробило! Пробоина небольшая! Закроем!», - Степан кинулся к ящику, где лежали чёпики – деревянные пробки, обмотанные тряпками. Схватил один и вышел на узкий открытый мостик, огибающий котёл, за ним последовал молоденький кочегар. Фашистский самолёт летал где-то над головой. Наблюдать за ним некогда. Сжимая пробку клещами, Степан вогнал её в отверстие, крикнул кочегару: «Бей!». Под ударами кувалды пробка входила всё глубже в тело котла, всё меньше и меньше вырывалось пара. Забив пробку, Степан посмотрел в небо: держа курс на запад, сверкая на солнце, шли советские истребители. Вражеский самолёт тоже уходил на запад. Машинист повёл состав к станции. «Рука» семафора была поднята вверх, значит, путь свободен, объявлен отбой воздушной тревоги.

… Степан мечтал о должности машиниста паровоза. Как только появлялось свободное время, он садился за учебник, читал схемы, «грыз» теорию, а практикой были те ремонты, что приходилось делать после очередных рейсов к линии фронта. Приближалась победа. Паровозная бригада вместе со своим паровозом двигалась следом за наступающими войсками. В Катовицах Немчин и его товарищи узнали о разгроме фашистской Германии. Степан Немчин отправился в Сучан сдавать экзамены на машиниста. Экзамены были успешно сданы. С началом войны с Японией, он со своей бригадой перевозил к границе наших солдат и боевую технику. А в мирное время возил мирные грузы. За свою трудовую жизнь ему довелось побывать во всех уголках Приморья, куда только шли рельсовые пути!

Владимир Буряк, бывший труженик Приморской железной дороги, г. Артём.


Другие статьи номера в рубрике Вселенная:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100