Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 40 (655) от 29 сентября 2005  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Политика

Ждем ответа, как соловей лета

Валерий КУЦЫЙ

Напомню три исконно российских вопроса: «Кто виноват?», «Что делать?» и «Ты меня уважаешь?».
Начну сразу со второго. Чтобы узнать, как прекратить дальнейшее ухудшение и усилить дальнейшее улучшение, надо провести заседание правительства или совместное заседание Государственного совета и представителей Законодательного собрания под председательством президента.

Там будут даны толковые ответы по всем направлениям, после чего участники заседания разойдутся по своим кабинетам, и все пойдет по-старому.

Ответ на третий вопрос, по моему мнению, тоже не заставит себя ждать, хотя тут многое зависит от количества выпитого. При этом важно избежать недоразумений, как случилось в одной давней истории, о которой я обязан доложить не знающим ее читателям.

В один прекрасный солнечный день, примостившись в тени деревьев неподалеку от колхозного поля, трое мужиков предавались отдыху, о характере которого нетрудно догадаться. Разговор шел оживленный, как на картине Василия Перова «Охотники на привале», и вдобавок не всухую, а с бутылками.

Когда дело незаметно дошло до третьей, над полем принялся летать самолет сельхозавиации, в просторечии – кукурузник. Летал он очень низко, на высоте нескольких десятков метров, и чего-то там не то разбрасывал, не то распылял. Жужжание мотора заглушало голоса собеседников, вызывая в их душах чувство раздражения. Наконец один из троицы не выдержал, вскочил на ноги, схватил бутылку и изо всех сил запустил ее в летательный аппарат.

По всей видимости, метатель мог бы стать отличным гранатометчиком. Во время срочной службы в армии у него, видимо, был такой же непосредственный начальник, как мой командир отделения младший сержант Бербеницкий, человек большого ума и высокой требовательности. В частности, будучи сочинителем многочисленных афоризмов, младший сержант Бербеницкий говаривал: «Даже опорожняя мочевой пузырь, солдат должен думать о повышении своего воинского мастерства».

Поэтому, надо полагать, наш герой не промахнулся. Эффект оказался поразительным. Хотя бутылка не содержала знаменитой смеси – «коктейля Молотова», которым во время войны наши бойцы поджигали вражеские танки, она угодила в пропеллер, в результате чего аэроплан плюхнулся на брюхо. А поскольку произошло это еще тогда, когда страной правил гений человечества, любитель тихих застольных бесед получил на всю катушку за диверсионный акт в отношении государственного имущества.

И вот тут мы как раз подошли к проклятому вопросу «Кто виноват?» Разве можно поставить в вину сталинскому соколу, что он, самоотверженно выполняя приказ командования, своим нелегким трудом повышал урожайность сельскохозяйственных культур? С другой стороны, у меня нет твердой уверенности в злом умысле несчастного метателя бутылок. Возможно, он хотел использовать дарованное ему сталинской же конституцией право на отдых, только и всего. Так зачем же обрушивать гнев на голову человека, добившегося определенных успехов в швырянии бутылок по воздушным целям?

Нечто подобное происходит и в других областях окружающей нас действительности. Оказывается, ответить на коренной вопрос «Кто виноват?» невозможно без того, чтобы сперва не получить однозначный ответ на некоторые другие вопросы.

Но жизнь – не задачник арифметики, заглянув в конец которого, можно узнать правильное решение. В жизни все гораздо сложнее, и если хорошенько разобраться, то впору схватиться за голову от мысли, что мы буквально тонем в неизвестности, словно топор, брошенный в воду. Вот небольшой, далеко не полный перечень фактов, которые повергают меня в категорическое недоумение.

Мы не знаем, во что обошелся краю ничего нам не давший пресловутый форум стран Азиатско-Тихоокеанского региона, какова цена проводимых в Приморье кинофестивалей, сколько было взято с налогоплательщиков на празднование 145-летия Владивостока.

Нам хотелось бы надеяться, что с приходом Валерия Василенко на пост вице-губернатора борьба с коррупцией в Приморье сдвинется с мертвой точки, но кто ответит на вопрос, почему коррупция процветала, когда тот же Василенко сидел в кресле прокурора края?

Мы не знаем, почему только сейчас правоохранительные органы занялись расследованием махинаций, которыми в течение нескольких лет увлекалась прежняя администрация Владивостока. И еще не знаем, будет ли доведено дело в отношении этих махинаций до логического конца или его спустят на тормозах, как это, по моему мнению, произошло в истории с Приморским продовольственным благотворительным фондом. Осталось неизвестным, почему бывший губернатор края Евгений Наздратенко, выступая по телевидению, в красочных тонах рекламировал этот жульнический фонд, почему губернаторская супруга Галина Наздратенко, возглавлявшая Приморский детский фонд, одновременно состояла в председателях наблюдательного совета того же ППБФ. Кстати, и с деятельностью Приморского детского фонда в те годы недурно бы разобраться подетальней.

Мы не знаем, почему энергетикам в нарушение закона разрешено требовать, чтобы население досрочно, до оказания услуги, платило за отопление и горячую воду. И почему прокуратура не обращается в суд с иском, требуя запретить это безобразие? Разве исключено, что кто-то прокручивает с выгодой лично для се6я досрочно изымаемые у нас деньги?

Загадкой века представляются мне проводимые во Владивостоке по несколько раз в год гидравлические испытания системы горячего водоснабжения. Ну что это такое – совсем недавно 20-дневные испытания уже были, и вот – пожалуйста, их организуют опять, да не просто так, а с неким кандибобером: отключают горячую воду 25 августа, объявляя, что это до 5 сентября, а когда приближается срок, оглоушивают нас новым сообщением: испытаний не было, они начнутся только 12 сентября и продлятся пока не известно сколько.

Какого же рожна спрашивается мы сидели не купаны все это время? Ребус, кроссворд… За такие штучки в порядочных домах бьют подсвечниками, и в основном по голове.

Справедливости ради надо заметить, что завеса таинственности имеет место быть не только в богатом туманами Приморье, она наблюдается и в других регионах, и даже – можете себе представить – на федеральном уровне. Министр культуры Александр Соколов сильно поссорился с главой подчиненного ему агентства Михаилом Швыдким, высказав по адресу руководимого им аппарата обвинения во взяточничестве. Разразился всероссийский скандал, глава агентства обратился уже было в суд, но неожиданно противоборствующие стороны помирились, и – тишина… Бесспорно, худой мир лучше доброй ссоры, однако остался невыясненным главный вопрос: брали все-таки взятки или не брали?

Финансовые отношения довольно часто вообще носят таинственный характер. Кто мне скажет, откуда берутся сотенные купюры, которые раздает электорату под будущие выборы лидер ЛДПР и вице-спикер Государственной думы Владимир Жириновский? Может, он проведал вход в пещеру, где хранят свои сокровища сорок разбойников, и время от времени произносит: «Сезам, отворись!» Или все-таки расходует средства, некогда полученные от лучшего друга российских либеральных демократов Саддама Хусейна?

Еще вопрос: почему жители грузинского города Напараули, расположенного в Кахетии с ее прославленными винами, набили морду ребятам из съемочной группы НТВ за то, что депутат Госдумы и заместитель Жириновского по партии Алексей Митрофанов снял фильм, оскорбительный, как считают напараульцы, для их президента? Разве не правильней было прислать делегацию в Москву, чтобы она дружески побеседовала с самим Митрофановым, благо формат его ухоженной физиономии вполне пригоден для обмена мнениями. Зачем же бить ни в чем не повинных телевизионщиков, да еще ломать их дорогостоящую аппаратуру?

Глядя, как работают наше родное федеральное правительство и еще более родная Государственная дума, я не возьму в толк, почему они не примут на вооружение метод, рекомендованный Михаилом Жванецким. Прежде, говорил Михаил Михайлович, чем распространять принятое законодательное решение по всей стране, сначала надо испытать его на животных, затем на добровольцах, потом на себе самих, а уж после этого… Пусть кто-нибудь из депутатов во всеуслышание заявит: вот я целый год обходился обычной средней пенсией, и видите – еще живой. Лишь после этого можно считать, что эксперимент удался, и пенсии, лишь слегка их корректируя, следует оставлять в том виде, в каком они сейчас существуют.

А недавно, передавая обзор прессы, «Российское радио» донесло до нас следующую информацию:

«Как пишут «Новые известия», цены на потребительском рынке России продолжают расти. С начала этого года они повысились почти на 9 процентов. Такие данные приводит Росстат. Поднялись цены на бензин более чем на 2 процента. Выросли и тарифы на услуги населению, в том числе и на услуги ЖКХ. Специалисты считают, что повышение цен продолжится, и связывают это с фактором, на который теперь можно списать всё – с высокими ценами на нефть. Во всем виноват все тот же ураган «Катрина», взвинтивший спрос на «черное золото».

Если к этому добавить, что с 1 января 2006 г. плата за коммунальные услуги в среднем по стране возрастет более чем на 30 процентов, то вызывает недоумение одна фраза, которую произнес президент Путин на встрече с членами Государственного совета и представителями Законодательного собрания. Он сказал: «Пора создавать у людей хорошее настроение».

Спасибо, Владимир Владимирович, уже создали, куда же еще!

Ну и под конец. До сих пор мы получали сведения о том, как выявляются многочисленные «оборотни» в милицейских мундирах и немногочисленные – в судейских мантиях. В этом плане у меня вызвало вопросы следующее сообщение того же «Российского радио»:

«Зам. главы Росприроднадзора Олег Митволь заявил, что в его ведомстве уже имеются «оборотни в пиджаках». По его словам, факты недобросовестной работы сотрудников агентства были выявлены в ходе проверок подмосковных яхт-клубов. И как стало известно, Росприроднадзор выявил нарушения при строительстве подмосковной дачи бывшего премьера Михаила Касьянова. По словам Митволя, строители ремонтировали дачу Касьянова без соответствующих документов».

Ай-яй-яй! Это же с ума сойдешь! Никогда бы не подумал, что дачи больших начальников в ряде отдельных случаев ремонтируются без соответствующего оформления. Считал, у нас, как в Америке, где суд наложил на губернатора одного из штатов штраф в 4 тысячи долларов за то, что он принимал бесплатные билеты на спортивные соревнования.

Теперь же у меня возникло подозрение: раз уж главе правительства могли устроить ремонт дачи без всяких хлопот, то, может, наши VIP-персоны и футбольные матчи посещают на халяву, сидят, понимаешь, не платя ни копейки, на своих элитных трибунах? С другой стороны, довольно странно, что Михаила Касьянова принялись кушать лишь после того, как он был смещен со своего высокого поста и встал в оппозицию к нынешней власти.

Вопросы, вопросы… Можно задавать их сколько угодно, даже упоминая о праве гражданина России на информацию, записанном в Конституции. Я считаю большим достижением уже то, что нам теперь разрешено хотя бы спрашивать, а то ведь помните старый анекдот: «Я не спрашиваю, куда исчезло мясо с прилавков, я спрашиваю, куда девался Рабинович, который об этом спрашивал».

Другое дело – ожидание ответов. Ждать их приходится долго-долго, гораздо дольше, чем соловей ждет лета.

Валерий КУЦЫЙ.

P.S. Работая над этими заметками, автор нечаянно сочинил афоризм, который и предлагаетсЯя вниманию читателей. Итак: лживость, беспринципность, невежество нисколько не вредят политической карьере, скорее наоборот – помогают; политик кончается тогда, когда становится всеобщим посмешищем.

В.К.


Другие статьи номера в рубрике Политика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100