Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 33 (648) от 11 августа 2005  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Политика

Что немцу здорово, то русскому карачун

Марина ЗАВАДСКАЯ

4 августа во Владивостоке в Доме журналистов состоялся международный круглый стол “СМИ как четвертая власть в демократическом государстве”.

Международный - потому что в организации и проведении круглого стола приняли участие и российский Союз журналистов, и германский Фонд имени Конрада Аденауэра.

Открыли мероприятие Сергей Булах, председатель Приморского отделения Союза журналистов, и д-р Томас Кунце, руководитель Московского представительства Фонда Аденауэра. И в дальнейшем этот паритет сохранялся: д-р Петер Шиви, профессор, адвокат в области права СМИ, - Анна Селезнева, представитель Фонда защиты гласности; д-р Беате Шнайдер, профессор Института журналистики и исследований в области коммуникации, - Петр Самойленко, местный представитель Росохранкультуры, и Николай Кочетков от Школы публичной политики.

СВОБОДА СМИ - ЭТО СЧАСТЬЕ, НО КАК БЫ ЕГО ОГРАНИЧИТЬ

Петер Шиви начал свой доклад пафосно:

- Свобода СМИ - одна из экзистенциальных основ нашего общества. Она - краеугольный камень, она принесла счастье Германии!

То есть, по мнению Петера Шиви, именно свобода СМИ позволила Германии - разгромленной фашистской Германии - стать развитой демократической страной. Обязанность СМИ - дать информацию по требованию общественности, обязанность органов власти - предоставить СМИ эту информацию. Каждый человек, по немецкой конституции 49 года, имеет право на свободу выражения, и каждый имеет право издавать газету, которую, в отличие от России, не нужно регистрировать.

Но и у свободы есть границы, и указаны они в той же конституции: запрещены призывы к насилию, распространение порнографии, развращение молодежи.

Это понятно и разумно. По закону. А как определить эти границы в реальной жизни? Карикатура в СМИ на политика - это оскорбление или свобода выражения?

В этом месте доклада оживилась Ирина Гребнева, редактор “АВ”. Ведь именно за карикатуру-коллаж в одном из номеров “АВ” оскорбленный бывший краевой прокурор Василенко высудил с редактора Гребневой и журналистки Алисимчик по 30 тысяч (рублей)! И карикатура-то не была подписана, что на ней Василенко, и фотомордочка-то его была приставлена к совсем другой фигуре, и челочка-то была пририсована - мог бы и сделать вид, что не узнал себя, любимого, никто его за язык не тянул. Но получилось прямо по Пушкину:

Приятно дерзкой эпиграммой
Взбесить оплошного врага;
Приятно зреть, как он, упрямо
Склонив бодливые рога,
Невольно в зеркало глядится
И узнавать себя стыдится;
Приятней, если он, друзья,
Завоет сдуру: это я!

- А что стало с тем СМИ, которое изобразило политика с ужасным лицом? - спросила Ирина Гребнева.

- Ничего, - удивился Петер Шиви. - Это можно. В Германии СМИ могут говорить о политике и политиках всё.

Елена Баркова, редактор “Золотого рога”, спросила мнение немецкого профессора об интервью, взятом журналистом у террориста Басаева: такое допустимо?

Да, вполне допустимо, ответил д-р Шиви. Интервьюировать преступника - это этическая ответственность журналиста, государство не имеет права на вмешательство.

- А пропаганда терроризма в Германии разрешена? - настаивала на своем Елена Баркова.

- Нет.

- А не подходит ли это интервью под пропаганду терроризма?

Тут Петер Шиви для наглядности рассказал случай, произошедший в Германии, когда журналист опубликовал интервью с преступником, который взял заложников, причем один заложник был убит. Государство никак журналиста не преследовало, но в самом журналистском сообществе прошла дискуссия об этом случае, об этике журналиста. В конце концов автора интервью уволили.

- Свобода - у граждан, - пояснил Петер Шиви. - Само государство мало что может сделать.

Вот тут-то мы и поняли разницу между их свободой и нашей.

Их государство доверяет своим гражданам самим решать, что хорошо, что плохо, доверяет гражданам поступать так, как они считают нужным, и самим отвечать за свои поступки. Наше же государство, как клуша, само норовит защитить своих граждан от всего, что оно, государство, считает дурным влиянием. Своим гражданам наше государство не доверяет, считает, что стоит нам показать интервью с террористом, как мы рядами и колоннами побежим в террористы записываться.

Не сможем мы правильно оценить ни террориста, ни интервью с ним - так государство считает. Не доверяет нам за себя самих отвечать: а вдруг мы не доросли до ответственности и свободы. И получается снова по Пушкину:

Зачем стадам дары свободы?

Их должно резать или стричь.

МОЯ ТВОЯ НЕ ПОНИМАЙ

Мы-то эту разницу поняли, а немцы - нет. И это непонимание с каждым нашим вопросом было все глобальнее.

Вот Надежда Алисимчик спрашивает:

- А если газета публикует речь политика с матами?

Еще бы ей не спросить! Недавно мы в редакции праздновали пятилетний юбилей знаменитого номера, в котором были опубликованы предвыборные матюгальные переговоры политиков Н., Т. и К.

Немцы не понимают. Отвечают, что государство ничего не предпримет, а оскорбленный гражданин может подать в суд.

- Да нет, - уточняет Алисимчик, - если сам политик матерится!

- Тогда я поставлю его слова в кавычки, - пожимает плечами Петер Шиви.

Как у него все просто. А вот Ирина Гребнева за эти кавычки отсидела пять дней в бомжатнике.

Петр Самойленко спрашивает:

- Как часто ваши СМИ критикуют органы власти, в каких формах и какова реакция?

Немцы удивляются:

- Но это же работа СМИ! У нас чиновники служат народу, а не наоборот!

Галина Медведева, ныне депутат гордумы, а в прошлом журналистка-телевизионщица, задает вопрос:

- Какой размер компенсации морального вреда требуют ваши политики со СМИ, когда подают иски?

Следует ответ о вмешательстве в личную жизнь граждан, о принцессе Каролине из Монако... Медведева несколько раз пытается повторить свой вопрос в более понятной для немцев форме - бесполезно. Наконец дружный хор кричит: политики! Политики!

Немцы в изумлении.

- Еще ни один политик не посмел подать иск! - говорит Петер Шиви. - Потому что если подаст, то на следующих выборах пресса его закопает!

Закопать? С удовольствием, но сколько предстоит работы!..

ПЛОХО, И ПЛОХО РАЗНООБРАЗНО

Анна Селезнева начала свой доклад тоже пафосно: дескать, Приморье - это край СМИ, и политически активных СМИ, у нас их более 700...

А дальше было о противостоянии СМИ и власти, и никакого пафоса уже не было, а было - как у нас плохо. Нет, не как у нас ПЛОХО, а КАК ИМЕННО у нас плохо.

И про судебные иски властей прежних времен было, и про то, что сейчас картина иная, применяются другие способы ограничения свободы СМИ, и самый простой - ограничение доступа к информации. О последней предвыборной кампании с молчанием телевидения и арестами некоторых газет не по суду, а по запискам избиркома. О закрытии нескольких телеканалов.

В общем, понятно: у нас все плохо.

Тем не менее Петер Шиви был настроен более оптимистично. Путь свободы СМИ, сказал он, теперь будет более успешным, чем раньше, поскольку технически легче распространить информацию. Социалистическую систему, напомнил он, победили не ракеты, а транзистор! А сейчас у нас есть Интернет. Кто попытается остановить распространение информации, тот проиграет!

Хорошо ему со стороны рассуждать. А это наша страна! Мы не хотим, чтобы она проиграла!

САМОРЕАЛИЗАЦИЯ И САМООРГАНИЗАЦИЯ

Беате Шнайдер говорила о внутренних делах СМИ.

В Германии СМИ живут в основном за счет рекламы - больше чем на 50 процентов. Значит, зависят от коммерческого фактора, то есть должны быть привлекательны для рекламодателей. Большинство СМИ в Германии - частные, то есть их работники зависят от предпринимателя.

Но СМИ - сложные предприятия: их товар (статьи) не способен к износу, чем больше народу им воспользуется (прочтет), тем для СМИ лучше.

Было время, когда все партии Германии издавали свои газеты. И все эти газеты потерпели крах. Значит, публика предпочитает, чтобы в газете присутствовали разные мнения!

А ведь главное для СМИ - публика, читатели. Не будет газета интересна читателям - упадет тираж. Упадет тираж - уйдут рекламодатели. Уйдут рекламодатели - газета обанкротится.

Поэтому сейчас на первый план выходит мнение, что публика должна получать удовольствие от газеты.

Удовольствие - понятие растяжимое и многогранное. В журналистику люди приходят тоже за удовольствием - за удовольствием самореализации. А разве вскрывать злоупотребления в разных сферах жизни - это не удовольствие и не самореализация? А информировать людей об их правах?

Так из разных и противоположных, казалось бы, интересов самоорганизовываются свободные СМИ.

Когда канцлер летит с визитом в другую страну, с ним в самолете летят журналисты. Но не бесплатно (то есть за счет канцлера или государства)! Сами СМИ оплачивают проезд своих журналистов. Это - часть тех норм журналистской этики, о которых договорились между собой сами журналисты.

СКОЛЬКО КАПЕЛЬ НУЖНО, ЧТОБЫ ПРОТОЧИТЬ КАМЕНЬ?

Немцы нас утешили. Дескать, у нас в Германии тоже не сразу свобода СМИ возникла, нам сто лет понадобилось, капля камень точит...

Ничего себе утешили! Сто лет! Мы-то сейчас живем, а не через сто лет!

От одной капли камень не пострадает, - говорила Галина Медведева.

Камни у нас слишком большие, - говорил Дмитрий Каширин.

Не покладайте усилий, - говорил Петер Шиви...

“АРСЕНЬЕВСКИЕ ВЕСТИ” - ПЕРВАЯ ГАЗЕТА ПРИМОРЬЯ

Скорее всего, именно такое впечатление сложилось у немецких гостей.

Во-первых, нас за “круглым столом” было много, и мы были очень активны, задавали много вопросов.

Во-вторых, Николай Кочетков свой доклад начал со слов “Я на примере “Арсеньевских вестей” расскажу...”

В-третьих, Ирина Гребнева подарила немцам свежий номер нашей газеты - представители других газет о таком простом ходе почему-то не подумали.

Зато мы и рекламу получили! ПТР пригласило немцев к себе и показало вечером, как заграничные гости запросто ходят по студии... А у Петера Шиви в руках - прозрачная папочка, в которой лежит экземпляр “Арсеньевских вестей” заголовком прямо к телезрителям!

А может, “АВ” и правда - лучшая газета в Приморье?

Марина ЗАВАДСКАЯ.

Фото автора.


Другие статьи номера в рубрике Политика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100