Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 24 (639) от 9 июня 2005  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Политика

Хирургия на общественных началах?

Валерий КУЦЫЙ

Если часто и долго думать, то можно придти к мысли, что ничего неожиданного в нашей жизни нет. Поразительно, но все происходящее в ней уже отражено, пусть и в иносказательной форме, искусством и литературой. Как часто приходится сталкиваться с Шариковыми и Швондерами, блистательно выведенными Михаилом Булгаковым в «Собачьем сердце»!

А разве не применимо к нынешней судебной системе многое из того, о чем рассказано в пьесе Александра Сухово-Кобылина «Дело»? Когда-то, после чтения гоголевских «Мертвых душ», Пушкин воскликнул: «Боже, как грустна наша Россия!» Но сколько же и сегодня проживает в нашем отечестве Чичиковых, Маниловых, Ноздревых! В подтверждение выдвинутого тезиса хочу прибегнуть к реальным фактам, оспорить которые так же трудно, как найти губернатора, кандидатуру которого предложил президент, но отвергло законодательное собрание края или области.

Недавно многие приморцы были потрясены сенсационным сообщением: главный режиссер Академического театра им. Горького Ефим Звеняцкий стал одним из заместителей мэра г. Владивостока. Сперва даже не поверилось, что это действительно так, ибо одно дело быть художественным руководителем творческого коллектива и совсем другое – бежать с папочкой под мышкой по звонку начальства.

Конечно, нынче не копыловские времена, и служащим мэрии не вменяется в обязанность носить дармовые форменные штаны вкупе с форменным же песочным пиджаком. Но быть самым важным лицом в театре все-таки приятней, чем играть далеко не первую роль в сером доме. Любознательные граждане не могли понять, что подвигло виновника сенсации на понижение своего общественного статуса.

Туман развеял сам Ефим Звеняцкий. Он оповестил недоумевающую прессу, что с должностью главрежа расставаться не собирается, а вице-мэром будет исключительно на общественных началах. Мне кажется, эта идея давно витала в воздухе, и родилась она на ниве киноискусства. Помните, как в фильме «Берегись автомобиля» некий худрук народного театра, лелеявший мечту замахнуться на Вильяма нашего Шекспира, убедительно доказывал, что самодеятельные артисты, выступающие на сцене помимо основной работы и совершенно бесплатно, непременно превзойдут тех, кто играет в спектаклях за деньги. А что, может, и правда.

И если так, то почему бы не придать начинанию Ефима Звеняцкого более масштабный характер? Не худо, чтобы все муниципальные чиновники поголовно, включая мэра, вкалывали за денежное вознаграждение где-нибудь на стороне, а в мэрию приходили кто когда сможет в свободное от основной работы время.

Затем на такую же систему будут переходить региональные администрации, губернаторы, полпреды президента со своими полпредствами, министры, вице-премьеры, премьер-министр и наконец… Вот именно, а почему бы и нет? Как говаривал мой командир отделения младший сержант Бербеницкий, все должно быть единообразно. Так пусть же самодеятельные машинисты бесплатно водят поезда, хирурги по совместительству оперируют больных, космонавты после традиционного просмотра «Белого солнца пустыни» с бодрым криком «Поехали!» отправляются в безвоздушное пространство. Дерзайте, ребята, мы еще не то придумаем.

Заметьте, я не подвергаю сомнению искренность заверений господина Звеняцкого, что пахать на вице-мэрской ниве он будет исключительно из идейных соображений, не получая за свой доблестный труд ни гроша. Нес же Владимир Ильич (помните картину?) бревно без всякого вознаграждения на субботнике своего имени, а уж главрежу, тем более народному артисту, и вовсе не грех повкалывать за просто так.

Теперь, фигурально выражаясь, сюжет из другой оперы. Тому, кто хоть раз прочел роман «Двенадцать стульев» или смотрел фильм с одноименным названием, навсегда запомнился эпизодический персонаж – монтер Мечников из театра «Колумб». Можно понять его непреклонность в отношениях с контрагентами, когда, не идя на уступки Остапу Бендеру, он поставил жесткое условие: утром деньги – вечером стулья, вечером деньги – утром стулья. Не мог поступить по-иному человек, измученный нарзаном, который из-за безденежья вынужден был потреблять вместо водки. Став жертвой столь неприятных обстоятельств, монтер Мечников не мог исключить, что ему не заплатят за похищенные из театра стулья, отчего ему и дальше придется хлебать все тот же опротивевший безалкогольный напиток.

Теперь вопрос: какие сегодняшние реалии выстраиваются в один ряд с этим эпизодом из литературного наследия Ильи Ильфа и Евгения Петрова? На сей счет писатели сделали очень тонкую, почти незаметную подсказку. Остап в сопровождении Ипполита Матвеевича приходит в театр, где в этот день дают гоголевскую «Женитьбу». На сцене компаньоны видят вожделенные стулья из мебельного гарнитура мадам Петуховой, а кроме того там есть довольно странный для известного произведения агрегат – гидравлический пресс.

Вот тут-то у вашего покорного слуги возникают ассоциации. Кто ведает гидравлическим прессом? Монтер Мечников. Кто требует у компаньонов предоплату за похищение предметов театрального реквизита? Опять же монтер Мечников.

Переносимся в противоречивое сегодня. Кто во Владивостоке проводит бесконечные гидравлические испытания на тепловых сетях, заставляя население мечтать о горячей воде как о высочайшем благе цивилизации? Дальэнерго. Кто вопреки закону требует предоплату за эту горячую воду и отопление? Снова-таки Дальэнерго. Аналогии - один к одному.

Понимаю того, литературного, монтера Мечникова – не каждому дано выдержать пытку минеральной водой вместо живительного воздействия 40-градусной. Но чем руководствуются наши местные монтеры Мечниковы, вымогая у нас деньги за еще не оказанные услуги? Неужели они тоже по бедности вынуждены пробавляться гадким нарзаном? Имея некоторое представление о зарплатах руководящих энергетиков и наблюдая последовательный рост тарифов на услуги Дальэнерго, полагаю, тут другая причина. По моему личному мнению (подчеркиваю это), досрочное получение денег создает возможности для комбинаций различного рода. Почему бы не прокручивать поступившие средства в коммерческих банках, брать или давать их с выгодой для себя в кредит, и т.д., и т.п.?

Не настаиваю, что это именно так, но поскольку противозаконие без объяснения причин и при попустительстве надзорных органов творится, невольно начинаешь думать о ловкости рук дальэнерговского начальства, которое твердо проводит в жизнь все тот же принцип: «Утром деньги – вечером стулья». Не зря же оно, начальство, это делает, а имеет свой, укрытый от посторонних глаз интерес. Правильно сказал Маяковский: «Если звезды зажигаются, значит, это кому-нибудь нужно».

Пойдем дальше и обратимся к изобразительным искусствам. Был в советские времена такой художник – Федор Решетников, мастер жанровой живописи. Наибольшей известностью пользовалась его не без юмора написанная картина «Опять двойка». На переднем плане – вернувшийся домой после уроков пацан лет десяти. Его понурый вид свидетельствует о том, что впечатляющих успехов в овладении азами наук сей отрок не достиг.

Мать, старшая сестра и младший брат смотрят на двоечника с осуждением. Отца на картине нет, он, вероятно, на работе, а когда вернется, в доме наверняка состоится мужской разговор посредством брючного ремня. И только один член семьи – собачка – выражает сочувствие несчастному, положив ему передние лапы на грудь и заглядывая в глаза.

Неблагодарная задача словами описывать то, что изображено на полотне, а вот раскрыть глубинный смысл этой работы Решетникова применительно к сегодняшнему дню мне, полагаю, по силам.

В закоренелом лодыре и прогульщике, школьный дневник которого способен привести в ужас даже трех богатырей со знаменитой картины Васнецова, я вижу нашу Государственную думу, заслуживающую по результатам ее деятельности большую-большую цифру 2. Уму непостижимо, как это она умудряется принимать законы, требующие немедленной переделки, доработки, а то, если уж быть до конца принципиальными, и отмены. Тут тебе и пенсионное законодательство, и выборное, и монетизация льгот, да разве все упомнишь!

Зато закон о борьбе с коррупцией годами кочует из одного думского комитета в другой, а до выхода его в свет все так же ждать, как до морковкина заговенья. Причина такого подхода, мне кажется, достаточно ясна: поручите хроническому алкоголику борьбу с пьянством и посмотрите, что из этого получится.

А какое унылое зрелище зачастую представляет собой зал заседаний! Люди, ау, где вы? Каракумы, Сахара! Любопытно было бы в чисто познавательных целях узнать, какие неотложные дела вдруг возникают у многих народных избранников, которых налогоплательщики содержат специально для того, чтобы они занимались законотворчеством. Говорят, иные парламентарии настолько редко являются к месту службы, что, случайно забредя в Думу, с недоумением оглядываются: куда это, мол, я попал?

Давайте прикинем, о чем могут думать вальяжные, откормленные депутаты с хорошо поставленными голосами, полагающие, что их избиратели способны существовать на зарплаты и пенсии, которые не достигают прожиточного минимума; что сами они, дорогие наши избранники, имеют моральное право жить в сотни раз лучше, чем народ, представляемый ими в парламенте; что коррумпированный чиновник, если ему побольше платить, перестанет воровать и брать взятки; что наша правоохранительная система, похожая в нынешнем своем виде на широко разветвленную криминальную организацию, способна остановить вал преступности.

Такие депутаты заботятся главным образом о том, чтобы не отстать от федеральных министров при очередном повышении своих зарплат, о сохранении своих привилегий, о том, чтобы почаще вылазить на телеэкраны с суперпатриотическими заявлениями. В плане поведенческом они думают, как бы половчее плеснуть коллеге в лицо водой, плюнуть ему в глаз или, выражаясь словами Бабеля, «об дать кому-нибудь по морде». Короче говоря, картина «Опять двойка» - это про нашу Государственную думу, только в очень мягкой, где-то даже нежной, форме.

Когда я начал диктовать эти заметки, по всем телевизионным и радийным каналам прозвучало сообщение, буквально потрясшее меня. Нет, я не о серьезнейшей энергетической аварии в Москве, с этим еще надо разбираться, я о поездке матерей с детьми-инвалидами из Алтайского края в Москву, поездке из-за отсутствия денег на поезд дальнего следования едва ли не фантастической – на электричках с многочисленными пересадками из одной в другую.

И все для того, чтобы увидеться с президентом Путиным, лично ему рассказать, каким невыносимым после пресловутой монетизации льгот стало и без того тяжелое положение маленьких инвалидов в родной стране. Когда выйдет этот номер, будет, наверное, известно, принял ли их Путин, услышал и помог ли им. Дай бог, чтобы это было так. К сожалению, за кадром наверняка останется другое: кто конкретно виноват в страданиях детей-инвалидов и их матерей, отстегал ли президент высокопоставленного двоечника за равнодушие и головотяпство.

Скажу прямо, я не уверен, что во время многочисленных поездок Владимира Владимировича по городам и весям ему не стараются пустить пыль в глаза, показать по старой советской привычке все наиболее привлекательное, наилучшим образом характеризующее труды местного начальства, а с недостатками поступить на манер собачки, которая после отправления естественных надобностей старается забросать землей произведенное ею безобразие.

Когда-то, наконец, там, в наивысших сферах, поймут: да, культурные, спортивные и некоторые другие потребности провинциалов не могут удовлетворяться в той же степени, как потребности москвичей и петербуржцев. Однако в материальном отношении, в отношении зарплат и льгот провинция должна жить не хуже, чем столица. Только так будет справедливо, иначе не избежать вам, господа управители, малоприятных высказываний в свой адрес, а президенту – писем наподобие того, какое чеховский Ванька Жуков вознамерился отправить на деревню дедушке Константину Макаровичу:

«Приезжай, милый дедушка, Христом-богом тебя молю, возьми меня отседа. Пожалейте меня, сироту несчастную, а то меня все колотят и кушать страсть хочется, а скука такая, что и сказать нельзя, все плачу».

Валерий КУЦЫЙ.

P.S. Многим читателям, наверное, не раз доводилось слышать слоган: «Владивосток – лучший город Земли». Автор неизвестен, но все равно я рад за него – не перевелись еще в Приморье шутники.

В.К.


Другие статьи номера в рубрике Политика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100