Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 4 (567) от 22 января 2004  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Вселенная

Не каждый художник пишет о добре

Маргарита ПАРХОМЕНКО

Выставки бывают разными. Иную посетишь - выть хочется от яркого однообразия и авторской обиженности на весь мир. Никогда не забуду горестного впечатления на одной московской выставке.

Наша съемочная группа из Владивостока опоздала на нее, картины приморцев уже были упакованы в ящики. Но еще экспонировались работы молодых художников Москвы. Я их посмотрела, ничему не порадовалась и не изумилась. Помню одну картину в центре на большой стене зала: закрученную в изящный крендель, манерно сброшенную в унитаз... кучку дерьма. Извините за пикантную подробность. Меня чуть не стошнило. Некоторые наивные «исследователи» говорят: «Если вам некомфортно, то в этом вы виноваты сами, а не художник. Вашу грязь, а не свою, он выплевывает для вашего очищения».

Бывают картины, которые завораживают и не отпускают. Рядом с ними излечиваешься душой и телом.

Рябина брызнула на снег,
И оглянулся человек.
Он долго глаз не отводил,
Стоял, смотрел, не уходил...

Однажды я вошла в мастерскую, где шумело море и посвистывал ветер, грохотали тайфуны, и солнце тянуло к зрителю свои пламенные нити. Солнечные корабли бросили якорь в этой надежной гавани. Все это было в самобытных картинах - батиках и гобеленах приморских художников Елены и Сергея Белоусовых. Кто же «первая скрипка» в этом дуэте? А никто. «Нормальный творческий союз», - так они о себе говорят. Сейчас их дом и мастерская в Санкт-Петербурге, на берегах Невы. «Северная Венеция» в цветовом звучании предлагает в палитру художникам что-то от своей мягкой задумчивости, таинственной недосказанности. Фантомы утренних туманов, мерцающее серебро невской воды, бессолнечная матовость дней в авторской технике как бы не для Белоусовых. По-прежнему в их батиках и гобеленах интенсивно голубеют океанские дали, взметываются Джонатаны, а в пейзажах Летнего Сада и Невского Проспекта плещет далекое близкое море, и мощной зеленью угадываются упругие очертания Славянки.

Друзья говорят: «Энергетика у них от Востока, а огранка - от Запада». Елена и Сергей Белоусовы - семья художников. Закончив высшее образование в Москве, в Строгановке, она - на отделении декоративных тканей, он - графики, вместе приехали во Владивосток в 1985 году и задержались здесь на десять лет. Тогда же и был снят видеофильм с ними «Елена и Сергей», который многократно крутили по каналу российского ТВ.

Мы не говорили о проблемах воды и бесквартирья, хотя у художников в свободном полете их сверх головы, этих назойливых, мешающих творчеству неустройств. Никого не смутило, что о космосе размышляли не космонавты, а художники, а о жизни и смерти говорили молодые люди. Каждого человека рано или поздно начинает мучить вопрос: кто я, зачем я, для чего пришел на эту землю.

Елена: - На природе рисовать невозможно. Осознаешь, что до тебя уже создано прекрасное и величественное. Скалы, деревья, море... Что ты можешь?

Сергей: - Вся прелесть в том, что художник дает зрителю почувствовать свое первое впечатление от этой мощи. Грохот волн, пронзительность ветра подавляют. Все это движется и дышит как живой организм, по своим законам в пространстве, без нас. И эту реальность надо осознать и принять.

Елена: - Золотистый солнечный свет - это как мгновение в нескончаемой пустоте. Это песчинка, в которой мы живем в космосе. Каждый должен ощущать эту нашу прерывность. Помнить о смерти. Конечность жизни нашей здесь, на Земле, - это начало жизни другой, настоящей. Л.Н. Толстой сказал, что если человек не позволяет себе думать каждый день о смерти, он не приготовит свою душу к чему-то высшему.

Сергей: - Правильно, об этом нельзя забывать, потому что это настоящая реальность. Это вечно, от этого никто не уйдет. А море напоминает об этом, заставляет людей думать о вечности, о своей малости даже перед берегом моря, перед закрытым горизонтом, перед дыханием волны.

Переплетение двух индивидуальностей стало настолько целостным, что им самим, по собственным их признаниям, трудно определить, где начинает один и завершает другой. И это их космическая тайна: родились в один год, в одном месяце и стали супругами. Владивосток покорил их на всю жизнь. Самобытные истории нашей древней земли, поиск смысла своего пребывания здесь определили направление интересов молодых художников. Международный проект культурного сотрудничества «Берега памяти», авторами и инициаторами которого они стали вместе с историком, определил итог этих поисков. Они были в экспедициях на местах событий дальневосточных легенд, принимали участие в раскопках исчезнувших городов, изучали литературные и музейные памятники. Вот чем разгадывается обаяние и энергетика их поразительного сотворчества. Проект был представлен в Министерство культуры России и получил федеральную поддержку. Так уж повелось у русских - милее России нет им отчизны, где бы они ни родились - во Франции, Китае или Австралии. И кто это поймет? Художник Петр Чахотин родился в Париже, живет в Италии, но зов предков влечет его в Россию. Это негасимое вековое стремление. Деды, когда в самой России взрослели, среди повседневности деревянных изб и проселочных дорог, менее замечали высокородность и величие земли родной. По утверждению известного писателя Бориса Зайцева, из изгнания избы, бани, заборы не так существенны, хотя, конечно, черты природы, запахи, птицы, реки России в спиритуальный пейзаж ее вошли, но, кроме этого, яснее, чище видим мы общий тысячелетний и духовный облик родины. И если вернуться в сегодняшнюю нашу повседневность, русский художник Петр Чахотин с участием культурных советников и мэров итальянских городов осуществил выставку сначала в провинции Кунео (Италия) с ее последующим переносом в Санкт- Петербург по случаю 300-летия основания города. Это имело судьбоносный смысл для художника Сергея Белоусова. Его картина «Полдень» в технике сухой пастели попала на обе выставки. Путь в Италию был открыт. И его туда пригласили. Правда, поездка на время пока отложена. Все в Божьей воле.

Мы сидим на кухоньке в квартире художников в Петербурге, и Сергей рассказывает об этом поразительном русском, который в России даже не родился. Живет в провинции Ланги в Италии возле Альп. Место дивное, и Петр написал там сотни пейзажей. Тем самым вызвал симпатию местных властей. Он стал участником многих оригинальных проектов, которые сначала казались неосуществимыми. Это сооружение русской православной часовни в городке Мальяно Алфьери, создание музея с коллекцией пастелей русских и итальянских художников в живописном селе Леквио Беррия, направление на орбитальную станцию «Мир» двух икон с изображением Святой Анастасии Узорешительницы, благословенных Патриархом Московским и Римским Папой. Неугомонный русский наладил культурное сотрудничество между двумя столь отдаленными регионами, как приальпийская провинция Кунео и Ярославская область на Волге. Были прекрасные выставки, многие наши художники получили карт-бланш.

Все это, конечно, с помощью мэров этих нескольких городов. Но самый грандиозный и своевременный проект - это осуществление выставки «Европастель». В залах шести итальянских городов было собрано творчество трехсот художников из 28 стран Европы. Много там выставлялось и наших художников. Можно, конечно, представить изумление местных жителей и туристов, которые ежегодно приезжают сюда, привлеченные красотой природного ландшафта и прекрасной архитектурой этих небольших, но великих по концентрации духовности городков. А потом уже в связи с юбилеем Петербурга эта выставка была перенесена в залы Эрмитажа и Российской Академии Художеств. Да, пространство культуры - это не географическое понятие. Европейский континент тянет сердечные нити между государствами. Сергей Белоусов считает, что раньше человек ощущал себя частью космоса, а потом все меньше и меньше - частью Земли, города, улицы. Некоторые индивидуумы ограничились квартирными рамками за железной дверью. А надо сейчас уже возвращаться к космическому своему ощущению.

А художник? Он должен всю жизнь работать во имя добра. Елена ставит хорошую точку: «Да, жизнь подбрасывает нюансы. Но если что-то делать, то только по большому счету».

Маргарита ПАРХОМЕНКО.

Фото Сергея Белоусова.


Другие статьи номера в рубрике Вселенная:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100