Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 3 (566) от 15 января 2004  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Вселенная

Высшее образование - престиж? Или все же знания?

Анастасия ЗАГОРУЙКО

«Чтобы мало зарабатывать, надо много учиться...» - бытует в обществе такой афоризм, который применим сегодня к нашей стране, как к никакой другой.

Но сразу хочу отметить, что мы будем говорить не о ситуации, когда человек, имея три высших образования, делает открытия, важные исследования или элементарно на основании своих знаний открывает собственный бизнес. А поговорим мы о качестве знаний, получаемых на разных специальностях, о том, всегда ли наличие диплома о «вышке» подразумевает знание своей профессии.

И вот тут приведенный выше афоризм встает совсем в другом свете: «Cколько ни учись, а знаний не получаешь».

Многие годы россиян с высшим образованием охотно брали на работу в иностранные компании, особенно в американские. Оно и понятно, ведь выпускник российского ВУЗа всегда давал «фору» выпускнику американского. Вспомним, так называемую «утечку мозгов» за границу - переезд ученых в другие страны.

Сегодня, если брать конкретный город Владивосток, ситуация немного изменилась. Вспомним, как одно время в объявлениях о приеме на работу писалось: «диплом В....ЭСа не предлагать». Тогда как раз легко «на черном рынке знаний» можно было приобрести за определенную сумму диплом данного университета, да и сессия при наличии денег сдавалась без проблем. Работодатели это знали и предпочитали брать людей с обычным, а не с «престижным» дипломом.

Рассмотрим конкретный случай получения гуманитарного образования. Из тех предметов, что обязательны по специальности, есть несколько, которые никогда не будут применяться в реальной жизни. А есть предметы, которые преподаются «по старинке» без учета развития общества.

Для того, чтобы этого не происходило, по-моему вполне можно было бы учителей-теоретиков ежегодно отправлять на практику по тому предмету, который они преподают. Вот увидите, большинство навязываемых предметов отсекутся сами собой, так как окажется, что в реальной жизни их никуда невозможно применить. Такие предметы можно будет ставить по желанию студента для общего развития, и тогда на лекциях преподавателя будут присутствовать те, кому это действительно интересно, а не оболтусы, которые перезваниваются через ряд по сотовому во время пары.

Сразу хочу оговориться, что не ставлю в вину преподавателям такое качество нынешнего образования, потому что понимаю, что у тех, кто действительно чему-то хочет и может научить студента, быстро «обламывают крылья».

В нашем обществе также еще не отжил шаблон престижности диплома о вышке, при этом не обязательно, есть ли под этим дипломом знания. Но сейчас некоторые работодатели оценивают работника не по «бумажке» (хотя еще живо понятие «без бумажки ты букашка»), а по умению применить знания на практике. А если знаний этих нет, то извиняйте...

Предлагаю всем нашим читателям принять участие в обсуждении данной проблемы, письма присылать с пометкой «Высшее образование».

Анастасия Загоруйко.


Другие статьи номера в рубрике Вселенная:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100