Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 52 (563) от 25 декабря 2003  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Политика

Идеология - любовь к Президенту

Валерий КУЦЫЙ

В стране постепенно сходят на нет избирательные страсти, хотя победителям еще предстоит делить руководящие должности на парламентском Олимпе, а побежденным - еще долго стоять с разведенными руками и недоумевающими взорами: что же, мол, такое случилось?

Мы крутили на ТВ свои ролики, беззаветно сражались на диспутах, давали замечательные обещания, подробно объясняли народу, каким путем намереваемся повести его к светлым вершинам счастья и благополучия. А когда наступило время подвести итоги всей этой гигантской работы, неожиданно выяснилось, что нас тут не стояло.

Впрочем, если хорошенько подумать, результаты выборов в Государственную думу не столь уж неожиданны, как может показаться. Вот об этом-то я собираюсь поразмышлять вслух, начав разговор именно с проигравших.

Речь не об экстравагантной попытке любителей быстрой езды въехать в парламент на своих автомобилях. И не о предсказуемом провале странного образования, именующего себя Концептуальной партией «Единение». Тут, мне кажется, все ясно.

Иное дело - неудача тех, кто вроде бы имел достаточно оснований рассчитывать на успех, но стал жертвой самонадеянности и неумения держать руку на пульсе общественных настроений. Я, конечно же, имею в виду СПС и «Яблоко».

Проще всего, мне кажется, объяснить, почему оказался в положении человека за бортом Союз Правых Сил. Это же надо было быть настолько недальновидным, чтобы включить в свой избирательный список, да еще под первым номером Анатолия Борисовича Чубайса. Да будь он хоть трижды политическим гением и выдающимся менеджером, зачем лезть на рожон, зная, что подавляющее большинство россиян считает Чубайса виновником всех своих бед?

После выборов Борис Немцов сказал: «Нам советовали не включать его в список, но это было бы нечестно». В результате у меня родилось четверостишие:

Ты планов наших не касайся,
Советов не давай дурных,
Мы не сдадим врагу Чубайса
За пять процентов проходных.

Да, ребята, хотите быть белыми и пушистыми, тогда играйте в песочек, а не в политику. Ибо каждый, кто бросает вызов общественному мнению, может получить в ответ увесистую каменюку.

Второй причиной поражения, причем не только СПС, но и «Яблока», следует считать раздрай между ними, взаимные обвинения и нападки друг на друга, в чем, надо признать, особенно преуспел Григорий Явлинский сотоварищи. Не стану вдаваться в подробности насчет того, что они там не поделили, но ясно одно: стратегическое партнерство было принесено в жертву тактическим расхождениям и личным амбициям, и это довершило дело.

Вот уж действительно, история никого ничему не учит. Как не вспомнить 1933-й год в Германии, когда немецкие коммунисты вовсю боролись с социал-демократами и даже называли их «социал-предателями», а тем временем к власти пришел Гитлер.

Прямой аналогии тут, конечно, нет, но внешне ситуации, согласитесь, в чем-то похожи. Тем более, что прошедшие выборы стали зеркалом, в котором отразился рост националистических настроений в стране.

Нет, я не о том, что в высший орган законодательной власти прорвалась такая одиозная личность, как генерал Макашов, хотя и это показательно. Куда тревожней победа еще недавно никому не известного блока «Родина», представляющего собой гремучую смесь национализма и социализма в одном флаконе.

Тут как нельзя лучше совместились конфискационная экономическая концепция Глазьева и политическая, с псевдо-патриотическими стенаниями, агрессивная концепция Рогозина, разрушительная для нашей многонациональной страны.

Еще более агрессивен лидер ЛДПР Жириновский. Владимир Вольфович не просто замечательный актер, он твердо знает, на какую публику играет - на людей, ненавидящих все западное, тоскующих по «сильной руке», которая бы держала народ в узде, на тех, кто по слабости характера, из-за несобранности, лени не сумел вписаться в новую жизнь с ее более жесткими, чем прежде, правилами, на городскую шпану, бомжей, на всех тех, кого когда-то принято было называть «деклассированным элементом», наконец, на любителей острых ощущений, способных восхищаться скандальными выходками главного либерального демократа. Известный писатель Василий Аксенов очень точно сказал, что не представляет себе интеллигента, голосующего за ЛДПР.

Как националист Жириновский ничуть не уступает Рогозину. Послушать его, так он и вовсе, если можно так выразиться, русее всех русских. А правых, мне кажется, Рогозин ненавидит даже больше, хотя Владимир Вольфович не скупится на словечки вроде «посадить», «отправить в Магадан», «расстрелять», «повесить». Не знаю, отдает ли себе отчет сын юриста в том, что если в России к власти придут национал-социалисты, вешать они будут в первую очередь именно сыновей юристов.

Многих удивила относительная, но весьма ощутимая неудача КПРФ. Сохранив за собой второе место по набранным голосам, коммунисты лишь чуть-чуть опередили либеральных демократов и вчистую проиграли «единороссам». Почему?

Нельзя отрицать, что борьба против них, выражаясь спортивным языком, велась даже не на грани фола, а за гранью. Им неохотно давали слово телекомпании, находящиеся под контролем государства, им постоянно приходилось оправдываться, причем даже в тех прегрешениях, в которых они не были повинны. Все так. Но есть и другая сторона медали.

Строго говоря, КПРФ давно уже не является коммунистической партией. Ее лидеры отказались от основных постулатов марксистско-ленинской теории, их паровоз не летит вперед, чтобы сделать остановку в Коммуне. Они удобно разместились в Госдуме, как в комфортном купе спального вагона, и с удовольствием попивают дорожный чаек. Иными словами, КПРФ вошла в систему, стала чем-то вроде штатного оппозиционера и недурно чувствует себя в этой роли.

Вожакам ее не нужны великие потрясения, они приватизировали звания патриотов и готовы даже в минуты сексуальных утех говорить о своей любви к матушке России. Не поразительно ли, что в избирательном списке КПРФ нет ни рабочих, ни крестьян, даже пламенного пролетария Шандыбина там нет. Зато есть ярый нацист батька Кондратенко и сколько угодно обладателей крупных капиталов. Так выглядит сегодня эта партия, которая все больше теряет свое влияние и рискует в недалеком будущем снова превратиться в призрак, неприкаянно бродящий по Европе.

Ну и, наконец, об уме, чести и совести нашей эпохи - партии «Единая Россия». Что тут скажешь, безоговорочный победитель, атлет с могучими административными мышцами, считающий ниже своего достоинства участвовать в схватках на предвыборном ковре, но в нужный момент положивший на лопатки всех своих противников.

По подсчетам политматематиков, «единороссы» с учетом одномандатников и перебежчиков получили в Государственной думе две трети голосов, то есть конституционное большинство. Это означает, что они смогут принять любое спущенное сверху решение, в том числе по изменению самой Конституции. Кто позволит себе принять оппозиционную позу? Разве что фракция КПРФ, особо упертые одномандатники и еще те депутаты, которые со сна не поняли, о чем идет речь. Но это не имеет ни малейшего значения.

Итак, подводя итоги, давайте посмотрим, что у нас получилось в сухом остатке. А получилось у нас нечто странноватое - парламент с формально демократической процедурой. То есть можешь свободно голосовать «за» или «против», можешь вообще не голосовать, все это не имеет ровно никакого значения, потому что результат будет соответствовать указанию, полученному из Кремля.

А если уж быть до конца откровенным, то Госдума, где левая оппозиция едва-едва просматривается, а правой вообще нет, нужна только для того, чтобы можно было говорить на разных международных форумах и саммитах: смотрите, и у нас нормальное государство, все как у людей. Гляжу я на Геннадия Андреевича Зюганова, и мне даже его немножко жалко становится: сколько раз выступал, клеймил елицинский антинародный режим, на импичменте настаивал, а в результате попал как «кур в ощип».

О правых и говорить нечего, правда, одномандатник Владимир Рыжков заявляет, что намеревается организовать депутатскую группу из независимых коллег демократического толка. Но это еще вопрос, получится или не получится. А если получится, то что именно.

Не могу обойти молчанием тот прискорбный факт, что в выборах в основном участвовали люди пожилого возраста и средних лет, а молодежь это действо интересовало не больше, чем прошлогодний снег. Такое безразличие больно ударило по некоторым партиям, и в первую очередь - по Союзу Правых Сил, в победе которого, казалось, должны были быть особенно заинтересованы молодые. Хотя бы потому, что только СПС имеет хорошо выстроенную и обоснованную программу военной реформы, которая избавит армию от дедовщины, превратит ее в боеспособную силу, состоящую не из слабо обученных мальчишек, а из крепких воинов-профессионалов. Что говорить, обидно!

И еще любопытный факт. Участники предвыборной гонки изо всех сил спекулировали на теме борьбы с олигархами. Пожалуй, более популистский ход трудно придумать. Чего проще, отнять, поделить - и заживем, как у Бога за пазухой. О том, что будет, когда проедим отобранное, никто особенно не распространялся.

Только правые, и опять главным образом СПС, не скрывали всей сложности проблемы и своего осторожного подхода к ней. Потому как, если по-настоящему разобраться, станет ясно, что стрелку народного гнева на олигархов упорно переводит коррумпированное чиновничество.

А между тем как раз благодаря стоящим у власти ворам и мздоимцам, благодаря «оборотням» в правоохранительной системе безнаказанно осуществляются миллиардные финансовые махинации, существуют мощные криминальные сообщества, процветают торговля наркотиками, оружием, проституция.

Но оставим пока эту тему. Она слишком серьезна, чтобы касаться ее походя.

Возвращаясь непосредственно к выборным делам, хочу заметить: самое поразительное, на мой взгляд, состоит в том, что еще неизвестно, кто больше выиграл и кто больше проиграл - победители или побежденные. Получив подавляющее (очень точное слово) большинство, «Единая Россия» и ее предполагаемые союзники берут на себя ответственность за все, что произойдет в стране за последующие четыре года.

Будет или нет развиваться высокими темпами экономика? Будет ли повышаться жизненный уровень населения? Закончится ли, наконец, изнуряющая страну война в Чечне? Сумеем ли мы должным образом отстаивать свои национальные интересы в международных делах? А борьба с терроризмом? А низкая рождаемость и высокая смертность россиян? А ЖКХ? Вопросы, вопросы...

И на все придется отвечать думскому большинству, правительству и президенту. Кивать теперь не на кого, никто им не мешает, не путается у них в ногах.

Хотите, сделаю прогноз на будущее? Нетрудно предсказать, что президент Путин пройдет на второй срок без всякой борьбы. Другие кандидатуры будут выставляться лишь для того, чтобы засветиться в предвидении следующих выборов.

СПС и «Яблоко», уже сейчас начавшие консолидироваться, постепенно наберут силу - напрасно Жириновский сулит им близкий конец. Распространилась информация о возможном создании партии «новых правых», известна даже фамилия их лидера, но самой партии покуда не существует, и невозможно наверняка сказать, насколько реально ее появление на политической арене.

Влияние «левых» будет постепенно уменьшаться, но ни в коем случае не сойдет на нет. ЛДПР жива, пока жив Жириновский. Это партия одного лидера. Сколько-нибудь ярких фигур рядом с ним нет.

Насчет «Родины» промолчу, она пока ничем не проявила себя, кроме неожиданного взлета.

А вот у «партии власти» - как это ни странно - я особых перспектив не вижу, больно уж странная у этой партии идеология - любовь к президенту. На какое-то время она объединяет, но придет на смену Путину другой президент - его тоже прикажете возлюбить? Так что давайте, братцы, срочно придумывайте что-нибудь посущественнее. Иначе, боюсь, долго вы не протянете.

Валерий КУЦЫЙ.

P.S. Кроме того, я считаю, что Бакшин должен быть изгнан из Государственной телерадиокомпании.


Другие статьи номера в рубрике Политика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100