Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 52 (563) от 25 декабря 2003  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Экономика

Чья крыша у автобуса?

Надежда АЛИСИМЧИК

Накопила я как-то деньжат на дорогу и поехала в гости к знакомой. Живет она не близко - на другом конце Владивостока. Дорога дальняя, но я еду, не беспокоюсь - денег на обратный путь хватает.

В воскресенье вечером на площади Луговая пассажир автобуса маршрута №59Т, возмутившись, что ему дали 3 рубля сдачи с 10-рублевой купюры, затеял драку с водителем автобуса.

После потасовки пассажир вытащил пистолет «Оса» и сделал несколько выстрелов в голову водителя на глазах у пассажиров автобуса. В результате, водитель был доставлен в больницу с ранениями, а пассажира доставили в Ленинский отдел внутренних дел, проводится разбирательство.

По сообщению Дейта.ру

Да и если что случись - время в запасе имею и пешком к утру на работу вернусь, подрассчитала, значит.

Хорошо так: автобус мягкий, тепло и солнце, как я люблю, в левый глаз светит. А какой шофер! На каждой остановке дамам ручку целует, а которая сильно пожилая, так он поперед ее выскочит и ручку ей протягивает - страхует, значит, на ступеньках. Я сижу и думаю об себе, т. е. о том, значит, целовать мне он ручку будет или выскакивать поперед меня, и так мне это интересно, что хоть сию минуту выходи для эксперимента!

Но, е-мое, вдруг кто-то как заблажит бабьим голосом «пять», а в ответ мужик как рявкнет «семь». Ну, проснулась я, значит, и вижу дела нешуточные. Женщина из автобуса хочет выйти, а шофер ее не пускает - ногу поперек выхода поставил. Стоим, стоим, а они все никак в цене не сойдутся. Торгуются, значит.

Тут один мужик из пассажиров озверел и подает шоферу аргумент, обращаясь к гражданке: «А ты на продавца так же бросаешься, как на шофера, за то, что хлеб подорожал еще больше, чем автобус?»

- А я в автобусе каждый день езжу, мне дорого, - говорит гражданка.

- А хлеб что, не каждый день покупаешь, - включается ободренный шофер.

- А я хлеб вообще не кушаю, - парирует гражданка.

Ну, тут и началось. Одни, которые хлеб не кушают, кричат, что больше пятака шоферу не дадут. Другие, которые хлеб кушают, кричат, что если кто на диете для похудания сидит, то пусть еще и пешком для этого ходит, а в автобусе им делать нечего, и вообще они не русские, если хлеб не едят.

Дама, сидевшая неподвижно рядом со мной, вдруг пошевелилась и говорит: «А я вообще никогда в автобусах не езжу, но больше пятака платить не буду». Словом, выездной митинг.

Те, которые хлеб не едят, кричат, что продавцы не виноваты, что он такой дорогой, они его не пекут и цены не устанавливают. А те, которые хлеб едят, кричат, что шофера тоже не виноваты, они на бензин и прочую мутатень тоже цены не устанавливают, и автобусы не их, а хозяина, и вообще хлеб за год по пять раз дорожает и все молчат, а автобусы сто лет назад цену поднимали в последний раз.

А один мужик, из тех, что хлеб кушают, громче всех кричит, что он сам был шофером и знает, что многие шофера вообще ничего не имеют, даже прав не имеют, потому что только-только из тюряги вышли и нанялись в шофера без всяких документов по сходной цене...

После этих слов в автобусе вдруг мертвая тишина возникла, шофер стал потихоньку тянуть рукав свитера на татуировку на правой руке и одновременно снял осаду, т. е. убрал ногу с прохода, в связи с чем дама, не кушающая хлеб, молча протянула ему десятку, взяла три рубля сдачи и тихонько боком вышла.

КОНКУРС С ЗАРАНЕЕ ИЗВЕСТНЫМИ ПОБЕДИТЕЛЯМИ

Вопрос о том, почему цена на хлеб может меняться в сторону увеличения несколько раз в год даже в самые урожайные годы, каким был, например, 2002 г., не приводит в магазинах к разборке покупателей с продавцами. Другое дело автобусы.

14 января 2002 г. губернатор Дарькин подписал Закон Приморского края «О пассажирских перевозках автомобильным транспортом в Приморском крае». Согласно этому закону, за междугородные перевозки отвечает администрация края, за внутригородские - администрация города.

При изменении цен мэр обязан согласовать их с губернатором. Только после утверждения в администрации края цены во Владивостоке вступают в законную силу. Сами перевозчики не имеют права менять цены, если они работают по госзаказу, который должен осуществляться на основании конкурса.

Тариф на госзаказ устанавливает администрация в пределах объема финансирования из бюджета на перевозку льготников. Объем финансирование перевозок по госзаказу утверждает и следит за его исполнением дума. Заказчик разрабатывает маршруты для перевозчиков и предоставляет льготы.

И, что очень важно, заказчик, т.е. администрация, сама не может быть перевозчиком, что, надо полагать, не имеет отношения к родным и знакомым заказчика. Вспомним о конфликте «Союза автотранспортников Приморского края» с администрацией Приморского края, которая, по мнению «Союза», лоббирует интересы трех компаний края, выжимая с самых прибыльных маршрутов прежних перевозчиков, поскольку закон вступил в силу, а положение о конкурсе не было принято.

Кроме того, по мнению перевозчиков на междугородных маршрутах, работающих по госзаказу, рынок подрывают частники, которые работают без выплаты налогов, только на свой карман, и этим сбивают цены «на нет». И за ними, по мнению «Союза», почему-то никто не следит, а за теми, кто работает официально, идет тотальная слежка.

«Новопришельцы» со своей стороны заявляют, что у них новые автобусы и потому они конкурентнее «старых» перевозчиков.

Складывается картина, что при желании не составит большого труда госзаказ отдать «своим», лишив чужака лицензии или поставив на «дохлый» маршрут. Автобусы, работающие по госзаказу, должны, согласно новому закону, иметь единый опознавательный знак для данного города. Вот в таком автобусе можно ездить по льготе.

ПЕРЕПАЛКА ЛУЧШЕ ПЕРЕСТРЕЛКИ

3 ноября 2003 года 29 предприятий, осуществляющих автоперевозки пассажиров на территории города Владивостока, самовольно увеличили стоимость проезда до 7 рублей. Постановлением главы администрации Владивостока от 9 октября 2000 г. «О повышении тарифа» установлена цена проезда в автобусах предприятий всех форм собственности в размере пяти рублей, этот тариф был подтвержден и в 2003 году. Но...

Согласно проверке прокуратурой Ленинского района г.Владивостока от 12.11.2003 г. «установлено, что 10.10.2003 г. заместитель главы администрации города Аброськин И.В. провел совещание с участием руководителей транспортных предприятий по данному вопросу, где было принято решение о согласии с предоставленными расчетами тарифа в размере 7 рублей, и рекомендовано перевозчикам самостоятельно обратиться в администрацию края для дальнейшего согласования тарифа, что нарушает требования закона ПК от 14.01.2002 г.

13.10.2003 г. руководители автотранспортных предприятий города направили губернатору письмо о согласовании тарифа в размере 7 рублей, а 27.10.03 первый вице-губернатор края Костенко А.И. дал им обоснованный ответ о необходимости обращения к главе администрации г. Владивостока для принятия соответствующего решения и дальнейшего согласования тарифа с администрацией края».

Словом, мэрия отфутболила перевозчиков самих утрясать цены с администрацией края. Дело в том, что постановление губернатора (Наздратенко) от 24.01.1996 г. «О регулировании тарифов на перевозки пассажиров и багажа» позволяет согласовывать тарифы транспортными организациями непосредственно с администрацией края, минуя мэрию. Но администрация края тоже отфутболила транспортников, ссылаясь на заключение прокурора о том, что это постановление не может быть применено, т.к. противоречит Закону ПК от 14.01.2002 «О пассажирских перевозках автомобильным транспортом в Приморском крае».

Словом, пойти на непопулярные меры и расписаться под увеличением цен никто не хочет - ни мэр, ни губернатор, - очень уж это непопулярно. С другой стороны, никаких мер по категорическому «нет» тоже никем не предпринято. Почему?

По-моему, потому, что если «да» непопулярно среди пассажиров, то «нет» опасно для жизни. Вспомним недавние события, когда 30 мая 2001 года от руки наемного убийцы погибла Татьяна Сафронова - начальник транспортного отдела администрации Владивостока.

«В адрес Сафроновой в течение полугода поступали многочисленные угрозы. Они участились, когда администрация Владивостока всерьез взялась за наведение порядка в сфере пассажирских автоперевозок. Очевидно, что жесткая и принципиальная позиция руководителя транспортного отдела администрации не нравилась тем коммерческим пассажирским автопредприятиям, которые находятся под полным контролем криминальных структур.

Как подчеркивается в сообщении администрации, желание бесконтрольно властвовать в этой сфере, устанавливать маршруты и необоснованно завышенные тарифы постоянно натыкались на противодействие администрации и лично Татьяны Сафроновой».

«Парламентская газета» № 729 за 5/31/01.


Покушение на Татьяну Сафронову - не единственное покушение на автотранспортных начальников. 21 октября 1999 года неизвестный выстрелил в замдиректора по перевозкам ВПОПАТ-1 Сергея Андрияша, когда тот утром выходил из лифта, отправляясь на работу (частные перевозчики всегда считали муниципальных своими главными конкурентами).

В 1998 году был сожжен дом тогдашнего начальника отдела планирования перевозок комитета транспорта мэрии Александра Мороза.

Аргументы транспортников, почему они подняли цены, нам никто не сообщил. По данным на 1 апреля, во Владивостоке функционировали 36 перевозчиков, имеющих от 10 до 100 автобусов. При этом большое количество жалоб граждан-льготников на отказ в предоставлении бесплатного проезда.

Почему транспортники выпихивают льготников и самовольно поднимают цены? Хотелось бы знать, нет ли объективных причин, например, перечислила ли мэрия городским транспортникам деньги на льготников, а также выполнила ли все прочие условия по госзаказу?

Сколько при этом «левых» автобусов сшибает черный нал по городу - тоже неизвестно. Известно одно - повсеместно по России пассажирские автоперевозки - самая криминальная структура.

Наводит на размышления и то, что транспортники подняли цены накануне выборов. Уж не «крыша» ли чья-нибудь на них наехала с непомерными поборами для нужного кандидата или партии?

Прокуратура ведет процесс, явно не торопясь. 26.11.2003. прокуратура Ленинского района направила список транспортных предприятий для проведения проверки председателю комитета по ценообразованию и контролю за ценами администрации Приморского края Курдюкову Б.А.

Похоже, определились фирмы-перевозчики «на вылет», которых сначала можно слегка шугануть штрафом: на граждан - в размере от 20 до 25 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ), на должностных лиц - от 40 до 50 МРОТ; на юридических лиц - от 400 до 500 МРОТ. Из всей ситуации ясно, что в прокурорских и властных коридорах мэрии и края дело просто «резинится».

Пока же комитет администрации края под руководством Курдюкова думает, гордума всеми методами впихивает в кресло спикера исключительно Субботина. Почему именно Субботина? Не потому ли, что он, согласно предвыборным сведениям о кандидатах, - заместитель гендиректора ООО «Приморская транспортная компания»?

КОТЯТ ЛИ РУССКИЕ ВОЙНЫ?

В связи с этим вспоминаю, как один мужик любил по пьяни связать котят хвостами, привязать туда газету, поджечь ее и радоваться, как котята друг другу мордашки царапают, подозревая друг друга от страха. А вслед за этим всякий раз сразу почему-то еще один случай из давних времен выскакивает. Дело было, когда по радио почти ежедневно исполняли песню: «Хотят ли русские войны». Моя знакомая листала со своим малышом книжку и наткнулась на картинку с котятами, малыш быстро протянул ручонку, ткнул пальчиком в картинку и радостно закричал: «Котят ли русские войны».

Нет, русские не «котят» войны, но их постоянно сталкивают лбами, а они, как слепые котята, ведутся.

Надежда Алисимчик.


P.S. Когда статья уже была сверстана и стояла на полосе, мэрия сама вышла «на тропу войны» с семью рублями и пообещала с 23 декабря держать в автобусах твердый пятак. До выборов?

Кстати, в городе кроме коммерческих работает 50 муниципальных автобусов. Как их опознать? По большому номерному знаку на боку. Спрашиваем у мэрии, можем ли мы там ездить за 3 рубля, как на прочем муниципальном транспорте?

Ждем ответа, как кандидаты в мэры лета.


Другие статьи номера в рубрике Экономика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100