Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 42 (501) от 17 октября 2002  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Защита прав

Тюремные «университеты» коварны

Максим МЕНЬШИКОВ

Хочу поделиться своим мнением и узнать вашу точку зрения о наказании в виде лишения свободы. Предлагаю даже напечатать эту статью под заголовком «Будь проклят тот, кто век от века хотел тюрьмой исправить человека».

Немного о себе. Мне сейчас 20 лет. Еще до достижения совершеннолетнего возраста я за свои неправые дела поплатился условной мерой наказания. Это заставило меня обстоятельно задуматься о жизни, и я встал на путь исправления. Закончил курсы, получил хорошо оплачиваемую работу. Женился, у нас родилась дочь, которой сейчас два с половиной года. В общем, в 18 лет стал жить семейной жизнью.

Потом с женой решили переехать в Краснодарский край. Проводив туда супругу, я остался в Приморье на некоторое время, чтобы собрать необходимые документы. В это время проживал с матерью. Тогда-то все случилось.

В злополучное 15 марта 2001 года в дверь нашей квартиры кто-то постучал. Мать пошла открывать. Через некоторое время услышал шум. Выйдя в прихожую, увидел мать и ее бывшего сожителя. По виду мамы понял, что произошло неладное. Спросил, что случилось. Увидел, что она чуть не плачет. И вдруг на моих глазах этот мужчина ударил мать. Я стал заступаться, но бывший сожитель был сильнее меня, и скоро я потерял сознание от побоев. Очнувшись, я увидел, что он избивает мою родительницу. Не помню, как я схватил нож, как я ударил нашего обидчика. Когда я все осмыслил, у меня началась истерика.

К счастью, все обошлось более-менее благополучно. Мужчина не только остался жив, но даже вернулся к матери. Однако, когда шло следствие, мы были в ссоре, а помирились чуть позже. Но дело уже есть и суд неминуем. На мою беду, сожитель матери через три месяца умер от алкоголизма. Так как потерпевшего не было, меня судили по его первичным показаниям.

Приговор был суров: Меньшиков Максим Владимирович считается виновным по ст. 111 ч. 1. По данной статье назначить ему четыре года лишения свободы и в соответствии со статьей 70 УК РФ частично присоединить неотбытое наказание по приговору Ленинского суда г. Владивостока и окончательно назначить наказание семь лет шесть месяцев лишения свободы в колонии строгого режима.

Ну вот и все, срок пошел, осталось только думать.

Недавно я задал себе вопрос. Власть, общество хотят меня исправить? Да, безусловно, все тут идёт к тому - работаем, исправляемся. Но суть в том, что я потерял восемь лет из жизни, причем молодости. И выйдя на свободу, мне, конечно, захочется наверстать упущенное. Да сам организм будет этого требовать. Соответственно, работать и отдыхать. Но трудно совмещать приятное с полезным. Остается выход - добыть денег легким путем. Но опять статья, опять суд. И всё пошло-поехало заново. Ведь если посчитать, то практически 80 процентов отбывших наказание возвращаются вновь в места, не столь отдаленные. И в основном те, кто провел молодость за колючей проволокой. Вывод напрашивается один: наказывая человека лишением свободы, ему автоматически ломают психику и тем способствуют, чтобы он пошел на новое преступление. Так как после длительного срока у человека внутренний мир уже совсем другой, не такой, как у живущих на свободе, вышедший из заключения не приспособлен в один миг всё осознать, что творится на воле. Он теряется, и в этом ему никто не помогает, так как у нас, по крайней мере в Приморском крае, нет заведений для адаптации, а если и есть, то единицы. И вновь бывший зэк совершает преступление. Но это будет всего лишь пустыми словами, если ему не создать условий для нормальной жизни.

Ну вот вроде и всё, что я хотел вам рассказать. Я хотел бы узнать мнение ваших читателей, а также психологов и криминологов.

Максим МЕНЬШИКОВ,
пос. Волчанец, УЦ 267/27.


От редакции. Вот такое письмо заключенного. Пусть его «философию» можно критиковать, но, несомненно, в рассуждениях Максима Меньшикова есть какое-то рациональное зерно. В наши дни все слышнее голос юристов, представителей власти, простых людей, которые ратуют за сокращение наказаний, связанных с лишением свободы. Естественно, речь не идет о закоренелых убийцах и других извергов, которые посягают на высшую ценность на земле - жизнь человека, о тех, кто наносит большой ущерб безопасности государства или безнадежно погряз в коррупции. Как показывает статистика, очень многие находятся в местах лишения свободы из-за совершения преступлений на бытовой почве (кстати, судя по письму, к таким относится и его автор). Всегда ли надо их наказывать заключением?

Это хорошо, что двадцатилетний человек начал задумываться о жизни. Хотя суждения Максима еще и несут печать определенной незрелости, мы решили опубликовать его письмо. Пусть, как этого хочет автор, выскажутся специалисты, работники правоохранительных органов, психологи, да и все читатели, о том, что они думают по поводу вопросов, поднятых заключенным.


Другие статьи номера в рубрике Защита прав:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100